Образование Синода "Русской Истинно-Православной Церкви" и отделение РИПЦ от РПЦЗ (В)

 Обретение письменного благословения митрополита Виталия на учреждение Архиерейского Синода "Русской Истинно-Православной Церкви" (РИПЦ) и возможность самостоятельного рукоположения новых архиереев явилось исполнением давних пожеланий Председателя "Архиерейского Совещания Российских Преосвященных" архиепископа Лазаря (Журбенко). Все недоразумения, возникавшие в его взаимоотношениях с Архиерейским Синодом РПЦЗ, имели своей первопричиной глубокую убежденность архиепископа Лазаря в том, что РИПЦ непременно должна представлять собой такую же самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, какой являлась РПЦЗ. С целью осуществления распоряжения митрополита Виталия с 17 по 18 апреля 2002 г. в Воронеже проходило II Всероссийское Совещание архиереев, духовенства и мирян РИПЦ. Главнейшим постановлением данного собрания было решение о необходимости скорого проведения хиротоний новых архиереев "Русской Истинно-Православной Церкви" и последующего преобразования "Архиерейского Совещания Российских Преосвященных" в Архиерейский Синод РИПЦ. В августе 2002 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) совершили целый ряд архиерейских посвящений. Иеромонах Дионисий (Алферов) был рукоположен во "епископа Боровического" (Новгородская область), архимандрит Ириней (Клипенштейн) во "епископа Верненского "(Казахстан), игумен Гермоген (Дуников) во "епископа Жлобинского" (Белоруссия) и иеромонах Тихон (Пасечник) во "епископа "Щадринского" (Сибирь). Все новорукоположенные "иерархи" являлись викариями архиепископа Лазаря. Следует отметить, что решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ (В), ни даже с митрополитом Виталием (Устиновым). Данное обстоятельство породило новое обострение во взаимоотношениях "Архиерейского Совещания Российских Преосвященных" с Синодом РПЦЗ (В). Американские иерархи, составлявшие окружение престарелого митрополита Виталия и оказывавшие на последнего значительное влияние, поставили под сомнение каноничность новых архиереев РИПЦ. Апофеозом разраставшегося конфликта стало выпущенное 14 ноября 2002 г. митрополитом Виталием и «архиепископом» Варнавой определение, согласно которому российские иерархи архиепископ Лазарь (Журбенко), епископ Вениамин (Русаленко) и все подчиняющееся им духовенство исключались из юрисдикции РПЦЗ (В). Не признав законности данного определения и учитывая старческую немощь 93-летнего митрополита Виталия, испытывавшего сильное влияние со стороны своего окружения, российские архиереи продолжили номинальное богослужебное поминовение имени Первоиерарха РПЦЗ (В). Осуждение архиерейских хиротоний со стороны митрополита Виталия, за несколько месяцев до этого благословившего проведение не только епископских рукоположений, но и учреждение Архиерейского Синода РИПЦ, было воспринято как закулисная победа Заместителя Первоиерарха РПЦЗ (В) «архиепископа» Варнавы (Прокофьева), дезинформировавшего абсолютно не ориентировавшегося в ситуации престарелого Первоиерарха .

 

Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко) во время совершения Пасхального богослужения

 

 Имея целью создание альтернативы "Русской Истинно-Православной Церкви" и удержание за собой части российских приходов, Архиерейский Синод РПЦЗ (В), фактически управляемый Заместителем Первоиерарха «архиепископом» Варнавой (Прокофьевым), принял решение о рукоположении собственных российских архиереев. С этой целью 28-30 июня 2003 г. в Париже были хиротонисаны викарий Европейской епархии "епископ Бэлтский и Молдавский" Антоний (Рудей), "епископ Владивостокский и Дальневосточный" Анастасий (Суржик) и викарий Европейской епархии "епископ Славянский и Южно-Российский" Виктор (Пивоваров) . Реагируя на происходившие события, 5 июля 2003 г. было созвано XII Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, в первую очередь высказавшее следующее отношение к поставлению российских иерархов РПЦЗ (В): «Отношение Архиерейского Синода РИПЦ к совершенным в Париже хиротониям определяется, прежде всего, невозможностью признать сложившуюся вокруг плененного Старца-Митрополита Виталия «церковную» структуру правопреемницей Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей». Следствием данной оценки канонического статуса Русской Зарубежной Церкви юрисдикции митрополита Виталия стало принятие XII Совещанием Российских Преосвященных решения о полном дистанцировании от РПЦЗ (В) и самоорганизации Русской Истинно-Православной Церкви на платфоСхиархиепископ Лазарь (Журбенко) незадолго до смертирме абсолютной независимости. В этой связи "Архиерейское Совещание Российских Преосвященных" было преобразовано в Архиерейский Синод "Русской Истинно-Православной Церкви", во главе с Председателем архиепископом Лазарем (Журбенко). Вторым определением Совещания стало образование четырех самостоятельных епархий (Черниговской и Гомельской, Верненской и Семиреченской, Новгородской и Тверской, Омской и Тамбовской) и наделение всех четырех викарных епископов статусом правящих архиереев.

Спустя год после учреждения Архиерейского Синода "Русскую Истинно-Православную Церковь" постигла тяжелая утрата. 30 июня 2005 г. скончался архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко), незадолго до смерти постриженный в великую схиму. Избрание нового Предстоятеля РИПЦ состоялось 7 июля 2005 г. на чрезвычайном заседании Архиерейского Синода. Изволением большинства собравшихся Русскую Истинно-Православную Церковь возглавил "епископ Омский и Сибирский" Тихон (Пасечник), возведенный в достоинство "архиепископа".

 В 2006 г. состоялось событие, весьма примечательное в истории раскольнических группировок, отделившихся от Русской Православной Церкви Заграницей. Заместитель Первоиерарха РПЦЗ (В) «архиепископ Каннский и Европейский» Варнава (Прокофьев) с покаянием вернулся в юрисдикцию канонической Русской Зарубежной Церкви и был принят в качестве заштатного епископа. Однако практически все приходы, подчинявшиеся епископу Варнаве во время его пребывания в расколе, отказались последовать за ним и изъявили желание войти в состав "Русской Истинно-Православной Церкви." Еще большее количество заграничных приходов, ране входивших в юрисдикцию канонической Русской Зарубежной Церкви, присоединилось к РИПЦ в 2007 г. Причиной тому послужило их несогласие с восстановлением церковного общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом. Среди присоединившихся к РИПЦ оказался и небезызвестный Лесненский женский монастырь Пресвятой Богородицы в Провемоне (Франция). С целью управления церковной жизнью на американском континенте в 2007 г. были образованы Трентонское благочиние (для северо-восточной части США) во главе с протоиереем Стефаном Сабельником и благочиние Восточной части США во главе с протоиереем Анатолием Трепачко. Задачей обоих благочинных было принятия прошений от клириков РПЦЗ, не желавших признать Епископ Стефан (Сабельник)каноничность воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, на вступление в юрисдикцию РИПЦ. Во время состоявшегося 16 ноября 2007 г. Совещания духовенства и мирян РПЦЗ Северной Америки (временной юрисдикции РИПЦ), проходившем в присутствии Председателя Архиерейского Синода РИПЦ "архиепископа" Тихона (Пасечника) было принято решение об объединении всех приходов, отделившихся от РПЦЗ (Л), в единую Североамериканскую епархию. Правящим "архиереем" новообразованной епархии был избран вдовый протоиерей Стефан Сабельник, который после принятия монашеского пострига должен был принять рукоположение во "епископа Трентонского и Североамериканского". Вышеперечисленные решения Совещания духовенства и мирян РПЦЗ Северной Америки были полностью одобрены Архиерейским Синодом РИПЦ. Епископская хиротония иеромонаха Стефана (Сабельника), совершенная при участии "архиепископа Омского и Сибирского" Тихона (Пасечника) и "епископа Черниговского и Гомельского" Гермогена (Дуникова), состоялась 18 декабря 2007 г. в Одессе.

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Лазерная косметология в Москве Косметология Кантемировская. Отзывы пациентов. Запись на приём cosmic-center.ru