Первое отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1993-1994 гг.)

Епископ Варнава (Прокофьев)Интенсивное развитие "Российской Православной Свободной Церкви" привело к тому, что в 1992 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ в Россию был командирован епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Основной целью его приезда была организация Московского Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви, которое представлялось как высший орган церковной административной власти в России. Потребность создания данной структуры виделась в координации деятельности непримиримых антагонистов архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова). Призванная быть миротворческой, деятельность епископа Варнавы, напротив, обострила имевшиеся противоречия и вызвала открытое противостояние ему со стороны российских иерархов РПЦЗ. Причиной тому назывались активная поддержка епископом Варнавой профашистского Национально-патриотического фронта «Память», его готовность признать каноничность раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и многие другие допущенные ошибки. Основной же причиной неприятия епископа Варнавы в России явилось нежелание архиепископа Лазаря и епископа Валентина войти в подчиненное положение приезжему иерарху и утратить независимость в управлении епархиями, которые, к тому же, были ими самими и созданы. Означенные побуждения подтолкнули архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова) к открытому конфликту с главой Синодального Подворья. В свою очередь, епископ Варнава в начале 1993 г. убедил Архиерейский Синод РПЦЗ почислить архиепископа Тамбовского Лазаря и епископа Суздальского Валентина на покой с освобождением их от управления епархиями. Последние не пожелали признать закулисной победы епископа Варнавы и к лету 1993 г. каждый по отдельности заявили о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при номинальном сохранении с ней евхаристического общения. Провозгласив начало своего независимого существования, архиепископ Лазарь и епископ Валентин сослались на известный Указ Святейшего патриарха Московского и Всероссийского Тихона (Белавина) № 362 от 7/20 ноября 1920 г. Согласно данному Указу, изданному в условиях еще неоконченной Гражданской войны и беспрецедентного в российской истории геноцида по отношению к Православной Церкви, в случае отсутствия возможности для правящего архиерея осуществлять связь с органами высшей церковной власти он может, совместно с архиереями соседних епархий, организовать "Временное Высшее Церковное Управление" (ВВЦУ). Такие же действия предполагались и в случае полной ликвидации органов высшей церковной власти. При абсолютной невозможности связаться даже с архиереями соседних епархий архиерей мог принимать на себя всю полноту церковной власти в пределах своей епархии. Заслуживает внимания то обстоятельство, что практически все расколы, возникавшие в Русской Православной Церкви на протяжении ХХ века, неизменно апеллировали к Указу святителя Тихона № 362. Практически в каждом случае возникновения церковного разделения ставилось под сомнение каноническое достоинство органов высшей церковной власти Русской Православной Церкви и на этом основании провозглашалась новая раскольническая структура, легитимность которой якобы имела свои основания в Указе № 362. Полная абсурдность такого рода апологий является самоочевидной. Святитель Тихон в упоминавшемся выше Постановлении оговаривает обстоятельства внешнего характера, сложившимися во вполне конкретной исторической обстановке, когда связь между епархиями и церковным центром могла быть разорвана линией фронта или большевистскими репрессиями против духовенства. Указ № 362 абсолютно не оговаривает (да это и вовсе невозможно!) допустимость оскандалившимся и находящимся под церковным прещением клирикам и иерархам создавать некие независимые от церковного центра сообщества. Святитель Тихон (Белавин) вошел в историю Русской Православной Церкви как поборник церковного единства, а не как апологет схизм и разделений.

Реагируя на крайнее обострение церковной ситуации в России, Архиерейский Синод РПЦЗ летом 1993 г. принял решение отозвать епископа Каннского Варнаву (Прокофьева), а на освободившуюся должность Синодального Представителя были назначены сразу два человека - протоиерей Константин Федоров из США и священник Симеон Донсков из Бельгии. В описываемый период единственным иерархом РПЦЗ, совершавшим служение в России и не находившимся под прещением был епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко). Оказавшиеся в неутешительном положении архиепископ Тамбовский Лазарь (Журбенко) и епископ Суздальский Валентин (Русанцов) к началу 1994 г. попытались забыть об имевшихся между ними некогда трениях и объединили свои усилия по стабилизации своего церковного статуса. В марте 1994 г. они провели в Суздале IV Съезд духовенства и мирян "Российской Православной Свободной Церкви", на котором было провозглашено образование "Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви" (ВВЦУ РПСЦ) . ВВЦУ РПСЦ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Лазарь, а Заместителем Председателя стал епископ Валентин, возведенный в сан «архиепископа». Одним из первых деяний ВВЦУ было рукоположение новых "архиереев", в число которых вошли "епископ" Одесский Агафангел (Пашковский), викарий Суздальской епархии "епископ Борисовский" Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии "епископ Сухумский Серафим" (Зинченко), "епископ Тульский и Брянский" Арсений (Тихомиров-Киселев) и "епископ Казанский и Марийский" Александр. Примечательно, что первый из новорукоположенных являлся ставленником архиепископа Лазаря, а четверо других были представлены к рукоположению «архиепископом» Валентином. В ответ на незаконные епископские хиротонии Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а сами архиерейские рукоположения не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на отрицавшего легитимность ВВЦУ РПСЦ российского архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.

Епископ Агафангел (Пашковский)Архиепископ Серафим (Зинченко) Архиепископ Феодор (Гинеевский)

Несмотря на видимую отчужденность ВВЦУ РПСЦ от Архиерейского Синода РПЦЗ, у обеих сторон все же сохранялись надежды на возможность примирения и уврачевания образовавшегося раскола. Спустя несколько месяцев после провозглашения ВВЦУ РПСЦ архиепископ Лазарь и «архиепископ» Валентин оказались готовы к обсуждению условий перемирия. На Архиерейском Соборе РПЦЗ, проходившем в декабре 1994 г. в Лесненском монастыре (Франция), был достигнут компромисс и состоялось подписание Акта о примирении между Русской Православной Церковью Заграницей и "Временным Высшим Церковным Управлением Российской Православной Свободной Церкви". Согласно условиям примирения упразднялись как ВВЦУ РПСЦ, так и должность Представителя Архиерейского Синода РПЦЗ в России. Кроме того, многие решения ВВЦУ РПСЦ признавались недействительными. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул «архиепископа» и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Весьма важным решением Лесненского собора была реорганизация церковно-административного управления в России, территория которой разделялась на шесть епархий: Московскую, Санкт-Петербургскую и Северорусскую, Суздальскую, Ишимскую и Сибирскую, Одесскую и Южнорусскую, Черноморскую и Кубанскую. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано "Архиерейское Совещание Российских Преосвященных", в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ .

Поделиться:  


в разработке
Посуда интернет магазин Cетевой магазин по продаже книг, фильмов, музыкальных дисков mimar.ru

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Провази кухни Дизайн интерьера кухни. Фотографии оформления кухонь, столовых provasi.moscow