«Лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви в 1982-1993 гг.

С 1982 по 1990 гг. «лазаревская» катакомбная юрисдикция, входившая в состав Русской Православной Церкви Заграницей, пребывала на нелегальном положении и соблюдала все необходимые условия конспиративного существования. Однако 2/15 мая 1990 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял так называемое «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов Русской Зарубежной Церкви на территории уже агонизировавшего в то время советского государства. Спустя немногим более месяца после заявления Архиерейского Собора РПЦЗ об учреждении церковных структур на территории СССР, 12/25 июля 1990 г. состоялось заседание Архиерейского Синода РПЦЗ, на котором произошла легализация тайных епископов Варнавы (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко). Следует отметить, что начиная с 1989 г. нередкими стали случаи перехода клириков РПЦ МП в юрисдикцию РПЦЗ, а вскоре после принятия «Положения о свободных приходах» остро встал вопрос о структурной организации приходских общин Русской Зарубежной Церкви на территории Советского Союза. Административная неустроенность и дезорганизация российских приходов РПЦЗ в это время проявлялась в том, что целый ряд приходов, преимущественно перешедших из Московского Патриархата, находился в непосредственном подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ и не подчинялся архиерейской власти епископа Лазаря (Журбенко). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе этих приходов была провозглашена "Российская Православная Свободная Церковь" (РПСЦ), а ушедший в 1990 г. из РПЦ МП настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля архимандрит Валентин (Русанцов) Епископ Валентин (Русанцов)был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России и наделен правами самостоятельного решения вопроса о принятии клириков, переходящих из Московского Патриархата. Данное решение было воспринято епископом Лазарем (Журбенко) крайне негативно, поскольку, согласно его представлениям, основной задачей РПЦЗ являлось не создание собственных филиалов на территории Советского Союза, а всемерная поддержка в возрождении уже существовавшей Российской Катакомбной Церкви. Данное противоречие привело к резкому ухудшению отношений «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви с Архиерейским Синодом РПЦЗ и руководством "Российской Православной Свободной Церкви". Епископ Лазарь (Журбенко) демонстративно игнорировал архимандрита Валентина (Русанцова), не упуская возможности высказать свое несогласие с российской церковной политикой священноначалия Русской Зарубежной Церкви. С целью изыскания средств к примирению «лазаревской» ветви РПКЦ и РПСЦ Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение об объединении обеих группировок на взаимовыгодных условиях. В рамках осуществления данной инициативы епископ Лазарь был возведен в достоинство архиепископа и назначен Первоиерархом "Российской Православной Свободной Церкви". Одновременно с этим было решено провести рукоположение архимандрита Валентина (Русанцова) в сан епископа Суздальского, что и было осуществлено в феврале 1991 г.

Удовлетворение личных амбиций лидеров «лазаревской» ветви Российской Православной Катакомбной Церкви и "Российской Православной Свободной Церкви" нисколько не прекратило их противостояние. Достижение высоких иерархических степеней побуждало архиепископа Лазаря и епископа Валентина к усилению их борьбы за влияние на российскую паству. Учитывая напряженность во взаимоотношениях обоих российских иерархов, Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение не ограничивать их епархии географическими рамками и предоставить каждому из них право управления приходами в любом регионе страны.

Епископ Вениамин (Русаленко)Одновременно с разрастанием конфликта шло усиление обеих российских церковных структур, входивших в состав РПЦЗ. Так, в 1991 г. иеромонах Вениамин (Русаленко), ближайший сподвижник архиепископа Тамбовского Лазаря (Журбенко), по решению Архиерейского Синода РПЦЗ был рукоположен во епископа Гомельский, викария Тамбовской епархии. В том же году в «лазаревской» юрисдикции была учреждена Черноморско-Кубанская епископская кафедра, правящим архиереем которой и был назначен епископ Вениамин (Русаленко). Следует отметить, что на территории Белоруссии в наибольшей степени Катакомбная Церковь распространена в восточных регионах, которые, в отличие от Западной Белоруссии, на протяжении 1920-1930-х гг. входили в состав советского государства и испытали на себе все последствия большевистского кровавого эксперимента по уничтожению религии. Непосредственно в Гомеле, который был избран кафедральным городом викария «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви, до сих пор существует целый ряд нелегальных катакомбных общин различных ветвей катакомбного раскола. Согласно имеющимся сведениям, в конце 1930-х гг. в Гомеле имелось достаточно значительное количество последователей митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), являвшегося лидером наиболее радикальной части внутрицерковной оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Последователи митрополита Иосифа, вошедшие в историю как «иосифляне», отрицали наличие освящающей благодати в таинствах как самого митрополита Сергия, так и у подчиненного ему духовенства. Лишенные гражданской регистрации и пребывавшие на нелегальном положении, приходские общины «иосифлян» составили одно из направлений Российской Катакомбной Церкви. Возглавлял гомельских «иосифлян» протоиерей Павел Левашев, расстрелянный в 1937 г. В «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви до сих пор протоиерей Павел Левашев пользуется большим почитанием как новомученик. Кроме того, в катакомбной среде жива память и о других гомельских священниках, поддерживавших «иосифлянское» движение и репрессированных советскими карательными органами. К их числу можно отнести иеромонаха Феодора (Рафановича), иеромонаха Герасима (Каешкина), священника Антипу Злотникова и других. На территории Могилевской области представителями «лазаревской» ветви РПКЦ особо почитается катакомбный иеромонах Антоний, так же нелегально совершавший свое служение и умерший в 1970-е гг.

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство