История происхождения «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви

Среди достаточно многочисленных самопровозглашенных «церквей», имеющихся на территории Российской Федерации и стран СНГ, одной из самых многочисленных является так называемая "Русская Истинно-Православная Церковь" (РИПЦ), известная также как «лазаревская» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви (РПКЦ). Российская Православная Катакомбная Церковь, представляющая собой дезинтегрированную сеть тайных православных общин и даже епархий, возглавляемых тайными священниками и епископами, возникла в годы богоборческой коммунистической власти как попытка сохранить от уничтожения церковную структуру и церковную иерархию. Не имеющую внутреннего административного единства и представленную разрозненными направлениями («ветвями»), Российскую Катакомбную Церковь отличает непримиримая позиция по отношению к канонической Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП). Основной причиной тому является критика лояльности, высказывавшейся иерархами Московского Патриархата применительно к советской политической системе, что именуется «сергианством» по имени Святейшего патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) (1867-1944). К возникновению катакомбной иерархии, существовавшей параллельно епископату Русской Православной Церкви, имели отношение многие известные и авторитетные архиереи, некоторые из которых вошли в сонм новомучеников и исповедников всероссийских. К их числу можно отнести митрополитов Кирилла (Смирнова) и Иосифа (Петровых), архиепископов Андрея (Ухтомского) и Феодора (Поздеевского), епископов Арсения (Жадановского), Алексия (Буя), Варфоломея (Ремова), Серафима (Звездинского), Афанасия (Сахарова) и вообще многих представителей движения «непоминающих». Однако достаточно часто возникновение катакомбных общин не имело характера церковной схизмы, а являлось лишь временным средством церковной самозащиты в условиях гонений. При потеплении советской религиозной политики такие группы сразу же официально присоединялись к канонической Церкви. Многие катакомбные общины и священнослужители, в основном последователи митрополита Кирилла (Смирнова), считавшие неканоничным приход к управлению Русской Церковью митрополита Сергия (Страгородского), встали на путь легализации после кончины последнего и избрания в 1945 г. патриарха Алексия I (Симанского). Однако путь возвращения к канонической Церкви для целого ряда катакомбных общин и поныне закрыт из-за их убежденности во всеобщей церковной апостасии и горделивого притязания на собственную исключительность в праве обладания истиной, «неповрежденной ересями сергианства и экуменизма». Именно поэтому для всех катакомбных юрисдикций характерно самоназвание «Истинно-Православная Церковь» (ИПХ).

Архиепископ Андрей (Ухтомский)Рассматриваемая в данной статье "Русская Истинно-Православная Церковь" своими корнями восходит к канонизированному Русской Зарубежной Церковью архиепископу Уфимскому и Мензелинскому Андрею (Ухтомскому) (1872-1937). В церковную историю архиепископ Андрей вошел как талантливый миссионер, ревностный и бескомпромиссный архипастырь, в 1918-1919 гг. занимавший пост главы военного духовенства армии адмирала А.В. Колчака и впоследствии явившийся инициатором целого ряда тайных епископских хиротоний, проведенных в годы жесточайших гонений на Православную Церковь. В частности, им был тайно пострижен в монашество и представлен к тайной архиерейской хиротонии святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Кроме того, архиепископ Андрей известен как один из самых последовательных противников не только обновленческого раскола, но и Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Из числа почитателей и ставленников архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского) возникла так называемая «андреевская» ветвь Российской Катакомбной Церкви.

Радикальное неприятие принципов существования Церкви в условиях тоталитарного атеистического государства, избранных Московской Патриархией, роднило российских катакомбников с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). В свою очередь, Русская Зарубежная Церковь всегда подчеркивала свое историческое преемство и неразрывную духовную связь с Православной Российской Церковью. Однако, вознося молитвы «за гонимую Церковь Русскую», РПЦЗ подразумевала не Московский Патриархат, а находившуюся на нелегальном положении Российскую Катакомбную Церковь. Именно поэтому представители «андреевской» катакомбной юрисдикции, подчинявшиеся «епископу» Уфимскому Владимиру (барону фон Штромбергу) , после его кончины, последовавшей в 1981 г., с надеждой обратили взор к Русской Православной Церкви Заграницей. В ответ на их просьбу о помощи в восстановлении епископства Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о тайном рукоположении протоиерЕпископ Лазарь (Журбенко)ея Владимира Прокофьева (в тайном постриге иеромонаха Варнавы), настоятеля собора в г. Канны (Франция), во епископа Каннского и командировании его в СССР «дабы [...] урегулировать церковную жизнь Катакомбной Православной Церкви в России». Тайная архиерейская хиротония епископа Варнавы состоялась 27 апреля/10 мая 1982 г. при участии архиепископа Женевского и Западноевропейского Антония (Бартошевича) и епископа Берлинского Марка (Арндта). Новопоставленный епископ во время туристической поездки в СССР в одной из московских квартир тайно посвятил катакомбного архимандрита Лазаря (Журбенко) во епископа Тамбовского и Моршанского. Вскоре вокруг епископа Лазаря консолидировалось значительное число тайных катакомбных общин, общей численностью около пятидесяти. Однако существенная часть «андреевской» катакомбной юрисдикции не признала над собой власти епископа Лазаря и продолжала оставаться без архиерейского возглавления. Катакомбные же общины, подчинившиеся епископу Лазарю (Журбенко), составили так называемую «лазаревскую» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви.

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство