"Румынская Истинная (Старостильная) Православная Церковь"

Епископ Сучавский Косьма (Лостун)Подобно греческому старостильничеству, "Румынская Православная Старостильная Церковь" также была подвержена соблазну внутренних конфликтов, приводящих к расколу внутри раскола. После того, как в 1984 г. в Слатиоарском монастыре случился пожар, было установлено, что возгорание началось сразу в шести местах. "Епископы" Сильвестр (Онофреи) и Демосфен (Ионица) обвинили в поджоге "епископа Сучавского" Косьму (Лостуна). Вероятнее всего обвинение было беспочвенным, что вызвало чувство обиды и посеяло внутренние напряжения. Вскоре "епископ" Косьма начал подвергать острой критике взаимоотношения "Румынской Православной Старостильной Церкви"  с «Синодом Противостоящих»  Церкви ИПХ Греции, поскольку "митрополит Оропосский и Филийский" Киприан (Куцумбас), возглавляющий названное направление греческого старостильного раскола, известен своим лояльным отношением к "новостильным" Поместным Православным Церквям.

Оппозиционный румынский старостильный "иерарх" долгое время находился в отчуждении, проживая в своей родной деревне Ватра Дорнеи, где основал Дорнелорский монастырь. После избрания в 1992 году "митрополита" Власия (Могырзана) главой "Румынской Православной Старостильной Церкви", "епископ" Косьма (Лостун) заявил о выходе из состава Синода. В том же году он образовал новую раскольническую юрисдикцию, известную под названием "Румынской Истинной (Старостильной) Православной Церкви". 25 мая 2000 г. группировка "епископа" Косьмы вступила в общение с «каллиникитским» Синодом Церкви ИПХ Греции, возглавляемым "митрополитом Ламийским" Каллиником (Ханиотисом). Примечательно, что поскольку "епископ" Косьма к этому времени уже не мог ходить, его приняли  в статусе заштатного "епископа". Экзархом «каллиникитского» Синода в Румынии был назначен "митрополит Эгинский" Христофор (Ангелопулос). Первым священником "Румынской Истинной (Старостильной) Православной Церкви" стал его личный секретарь Анфим Бичар, рукоположенный во "иерея" в 2001 году.

Скончался "епископ Сучавский" Косьма (Лостун) 4/17 февраля 2002 г. Его отпевание по просьбе родственников было совершено "митрополитом Слатиоарским" Власием (Могырзаном) в сослужении подчиненных ему "епископов" и "митрополита Оропосского и Филийского" Киприана (Куцумбаса). Изволением близких покойного была осуществлена также передача скита, в котором жил "епископ" Косьма, в юрисдикцию "митрополита" Власия. Однако в Румынии сохранились церковные общины, не воссоединившиеся с "Румынской Православной Старостильной Церковью" и продолжившие общение с "каллиникитским" Синодом Церкви ИПХ Греции.

В конце мая 2002 г. "митрополит Эгинский" Христофор, иерарх «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции, во время своего посещения Румынии совершил монашеский постриг и рукоположение "иеромонаха" Каллиника (Некату). Кроме того, в данную юрисдикцию им был принят некий "протосингел" ("протопресвитер") Модест.

В начале 2007 г. Румынский Экзархат «каллиникитского» Синода ЦИПХ Греции был преобразован в Экзархат Балканских стран и в настоящее время возглавляется "митрополитом Месогейским и Островов" Христофором (Ангелопулосом). В состав Экзархата входят монастырь святого Георгия в деревне Дамбовита и храм в честь иконы «Живоносный источник» в Бухаресте .

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство