УАПЦ отказалась от своей незаконной автокефалии и заявила о переходе в Константинопольский Патриархат

 16 июля 2010 г. в Киеве состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви", принявший целый ряд принципиально важных решений, касающихся положения названной неканонической религиозной организации в православном мире.

«Митрополит» Мефодий (Кудряков) - Предстоятель «Украинской Автокефальной Православной Церкви»

 Так, соборным Постановлением № 1 было утверждено решение об обязательном поминовении имени Святейшего Патриарха Константинопольского за всеми богослужениями, совершаемыми Предстоятелем УАПЦ по формуле: «Всесвятейшего Отца нашего (имя), архиепископа Константинополя - Нового Рима и Вселенского Патриарха». По мысли участников Архиерейского Собора УАПЦ, данное поминовение следует "считать признаком видимого канонического общения со Вселенским Константинопольским Престолом, а через него со всей полнотой Православия со стороны Украинской Автокефальной Православной Церкви". Таким образом, начало поминовения имени Главы первой по чести Поместной Православной Церкви является свидетельством отказа УАПЦ от незаконно присвоенного ею автокефального статуса и о попытке возвращения части Киевской митрополии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

 Переход Киевской митрополии из состава Константинопольского Патриархата в юрисдикцию Русской Православной Церкви состоялся  в 1686 г., чему предшествовало подписание "Вечного мира" России с Польшей, закрепившего за Московским государством права на Левобережную Украину. В том же году Патриарх Московский и всея России Иоаким утвердил поставление митрополита Киевского и Галицкого Гедеона (кн. Святополк-Четвертинского). В 1687 г. Патриарх Константинопольский Дионисий особой грамотой, составленной с согласия Восточных Патриархов, фактически утвердил переход Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

 В 1924 г. Патриарх Константинопольский Григорий VII  в одностороннем порядке и без согласования с Русской Православной Церковью заявил о восстановлении своей юрисдикции над землями Киевской митрополии. Данное, сомнительное с канонической точки зрения, решение имело своим следствием не только провозглашение Константинопольским Патриархатом автокефалии Польской Православной Церкви, но и углубление противоречий в межправославных отношениях.

 Однако отказ "Украинской Автокефальной Православной Церкви" от незаконного автокефального статуса совершенно не исключает стремления "епископата" УАПЦ обрести каноническую автокефалию, дарование которой по их мысли должен осуществить Константинопольский Патриархат. Подтверждение этому содержится в следующих словах соборного Постановления № 1: "Данное постановление действует до момента официального признания канонической независимости Украинской Православной Церкви Вселенским Патриархатом, который с исторической точки зрения является Церковью-Матерью Киевской Митрополии".

 Постановление № 2, принятое 16 июля 2010 г. Архиерейским Собором УАПЦ, направлено на принятие комплекса мер, призванных облегчить процедуру признания  со стороны Константинопольского Патриархата и других Поместных Православных Церквей линии иерархического преемства, имеющейся в названной неканонической религиозной организации. В числе этих мер названы обязательные для "епископата" УАПЦ:

  • Отказ от общения с лишенным священного сана и анафематствованным в Московском Патриархате "патриархом Киевским и всея Руси-Украины" Филаретом (Денисенко), Предстоятелем "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата"
  • Ориентация на четкое соблюдение церковных канонов
  • Развитие диалога на местном и епархиальном уровне с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата и "Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата", сопряженное с уклонением от участия в конфликтных ситуациях.
  • Забота об образовательном уровне духовенства УАПЦ и назначение на ответственные пастырские и административные должности с учетом образовательного и культурного уровня кандидатов
  • Обращение особого внимания на каноническое состояние, наличие высшего богословского образования и церковно-административного опыта у кандидатов на "епископство".

 Постановление № 3, принятое 16 июля 2010 г. Архиерейским Собором УАПЦ, явялется ответным действием на решение Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 11 сентября 2009 г. (журнал № 45), постановившего «возобновить деятельность Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ». Текст соборного Постановления № 3 гласит:

  • Возобновить деятельность Комиссии Архиерейского Собора Украинской Автокефальной Православной Церкви по диалогу с УПЦ
  •  Утвердить следующий состав Комиссии по диалогу с УПЦ: АНДРЕЙ Митрополит Галицкий - Председатель Комиссии; ИОАНН Архиепископ Уманский, викарий Киевской епархии, Председатель Богословско-канонической Комиссии; митрофорный протоиерей Виталий Данчак, митрофорный протоиерей Петр Кучминда (Киевская Епархия. Митрофорный протоиерей Игорь Сас-Жураковский (Ивано-Франковская Епархия. митрофорный протоиерей Василий Луцишин, ректор Львовской духовной семинарии (Львовская Епархия. архидиакон Стефан (Пучков) (Киевская Епархия).
  • В переговорном процессе с Украинской Православной Церковью Комиссии руководствоваться п. 1-4 Постановления № 1 Архиерейского Собора УАПЦ от 16 июля 2010 г.

 Последний пункт данного Постановления Архиерейского Синода УАПЦ подчеркивает то, что в диалоге с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата Комиссия Архиерейского Собора УАПЦ должна позиционировать себя как часть Киевской митрополии, пребывающую в юрисдикции Константинопольского Патриархата и не воспринимающую Патриархат Московский как свою кириархальную Церковь (т.е. как Церковь-Мать).

 Другие постановления Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" касаются текущих вопросов из жизни УАПЦ и не привлекают особого внимания. Однако в "Обращении Архиерейского Собора УАПЦ" от 16 июля 2010 г. содержится призыв к доработке и популяризации общеукраинской национальной идеологии, ключевым конструктом которой должная являться т.н. "Киевская идея", заключающаяся в осознании особой религиозной миссии Киева в судьбах человечества и вселенского Паравославия. В связи с этим Киев должен мыслиться как религиозный идеал, "Новый Иерусалим", "Русский Сион", "Город Премудрости Божией". По мысли авторов Обращения, перечисленная религиозная символика должна стать символом, "объединяющим современную Украину с давней Киевской Русью и ее культурной традицией, которая воспринимается в качестве «золотого века» нашей культуры и государственности всеми украинскими, независимо от того где они живут - на Западе или на Востоке Украины". Более того, Архиерейский Собор УАПЦ выразил надежду на то, что "Киевская идея" должна стать в будущем одним из главных элементов новой украинской идентичности. Не вызывает никаких сомнений, что "Киевская идея" призвана стать альтернативой идее "Русского мира", предложенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и заключающейся в призыве к сближению народов, объединенных русской православной культурой.

 Таким образом, Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходивший 16 июля 2010 г. в Киеве, принял целый ряд важнейших решений, направленных на подготовку построения национальной автокефальной Украинской Православной Церкви, в связи с чем выразил надежду на посредство Константинопольского Патриархата, сближение с другими ветвями украинского Православия и создание новой религиозно-политической идеологии. 

 Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке
Поручни из нержавеющей стали поручни из нержавеющей стали stalstroimontage.ru

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Видеосъёмка москва Видеосъемка свадеб samoloff.ru