РАЗОБЛАЧЕНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ: “Икона “Аз есмь с вами и никтоже на вы: правда и вымыслы”. Часть II.

 Вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит
 (свт. Игнатий /Брянчанинов/. Творения. СПб. 1905. Т.V. С.73)
1


Икона «Азъ есмь с вами и никтоже на вы...»1. В последнее время (начиная с весны 2009 года) развернулась дискуссия относительно иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и человека, которому она принадлежала в советские годы, схиархимандрита Херувима /Дегтяря/. Данная статья преследует цель очистить от сомнительных, непроверенных и откровенно ложных сведений почитаемую на Украине икону Божией Матери, которую связывают с именами таких святых, как св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Серафим Вырицкий. В ходе подготовки статьи была проведена широкая исследовательская работа с привлечением архивных документов (ГАРФ, ЦГИА СПб., ГАВО, ГАНО), литературных источников, письменных документов, опубликованных источников по истории Леушинского монастыря Череповецкого уезда Новгородской епархии, жития прп. Серафима Вырицкого, предоставленных Ярославской и Вологодской епархиями делопроизводственных документов.

Проанализированы статьи, книги и брошюры про икону «Аз есмь с вами и никтоже на вы», стенограммы радио и телевизионной беседы схиархимандрита Херувима с протоиереем Геннадием Беловоловым (2006), коллекция фильмов про Леушинские стояния 2004 - 2006 г.г., новостные блоки (НТВ, Канал-12 (Череповец), Вологодское областное телевидение).

Курсивом цитируется литература про икону, текст стенограмм, официальных документов. Наиболее важные места выделены жирным шрифтом (реже - подчёркиванием). Изложение строится по тематическому принципу. В статье приводятся новые факты искажения действительности, лжи и подтасовок или конкретизируются уже заявленные ранее в брошюре В.П.Филимонова «Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Правда и вымыслы. - Вологда, "Вектор", 2010». Принята во внимание брошюра Ю.Ю.Рассулина "Слово в защиту иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" и её хранителя доброго пастыря схиархимандрита Херувима. - М., Царь-колокол, 2010", которая, к сожалению, повторением постулатов прот. Геннадия Беловолова ситуацию с иконой не прояснила, а в отношении схиархимандрита Херувима /Дегтяря/ породила новые вопросы и недоумения (отсутствуют конкретные сведения: даты диаконской и священнической хиротоний, схимнического пострига, а также имена архиереев, рукополагавших в сан и награждавших иерархическими наградами: саном игумена, архимандрита). Хотя история иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и личность о.Херувима находятся в прямой зависимости - схиархимандрит Херувим - единственный свидетель и рассказчик истории - его личность и дискуссия о принадлежности или непринадлежности его к катакомбной Серафимо-геннадьевской («секачёвской») группировке из-за обилия фактического материала здесь не рассматривается. Впоследствии этот вопрос может быть удостоен отдельной публикации, как и стенограммы бесед с о.Херувимом. Официальные документы из Вологодского и Ярославского епархиальных управлений, Справка по материалам заседания Синодальной комиссии по канонизации святых от 5 июля 2004 года по иконе Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (текст), опубликованы с разрешения правящих архиереев на сайте Вологодской епархии, сайте, посвящённом памяти прп. Серафима Вырицкого. Представлена также устная информация от правнука прп. Серафима Вырицкого Г.А.Муравьёва и опубликованное на упомянутых сайтах письменное обращение родственников преподобного.

«Схиархимандрит» Херувим (Дегтярь)Протоиерей Геннадий Беловолов

2. Когда схиархимандрит Херувим /Дегтярь/ подарил икону "Аз есмь с вами и никтоже на вы" в женский монастырь с.Данёвка Черниговской епархии, то написал на отдельном листочке её историю. С этим листочком настоятельница обители монахиня Пелагея в 1999 году приехала в Санкт-Петербург, предложив писателю В.П.Филимонову, готовящему житие преп. Серафима Вырицкого и материалы для его канонизации, включить повествование об иконе в житие. Матушке Пелагее было отказано, поскольку родственники преподобного Серафима заявили, что такой иконы у него никогда не было (16, с.30). Об этом пишет А.Ильинская так:

Потом матушку Пелагею кто-то смутил, встревожил, и она стала сомневаться, что эта икона принадлежала Серафиму Вырицкому, и она попросила меня узнать, сказав: "Ты много ездишь, может, что-нибудь услышишь о ней. Один Херувим не свидетель, надо 2, а лучше 3, чем больше, тем лучше". Какое-то время она молчала об этой иконе. Но уже начались какие-то исцеления, чудеса, приезжали паломники (1, с.24).

Стремление матушки Пелагеи найти ещё свидетелей только похвально, но иных свидетелей, кроме схиархимандрита Херувима /Дегтяря/, нет. Сам о. Херувим неоднократно заявляет, что не вникал подробно в историю иконы (так же не вникала и его мать Александра Евстратиевна - схиигумения Александра). Процитируем выдержки из монолога о.Херувима ("Беседы со старцем Херувимом"; DVD-диск, Леушинское подворье. Январь, 2006):

Год, конечно, я не могу сказать, потому что во всё это не вникнул хорошо, не знал, что это нужно кому будет, кто-то будет интересоваться;

Старец Серафим и сказал, что, вот, Лидию будем постригать в монашество. Игумения Александра не знала этого: как и что. А Серафим вызвал и сказал: вот, ты будешь монахиня и забираешь образ в Петербург и будешь его хранить. Он так рассказал. Матушка Александра, конечно, она не припомнила всего этого, как впоследствии оказалось, она даже не приметила и какая икона;

При этом рассказчик допускает противоречия: знала ли его мать, свидетельница описываемого события (чудо воскрешения отрока, если таковое имело место), перед какой же всё-таки иконой произошло чудо, или нет:
О.Херувим: Я когда привёз, это, икону в Чернигов [не в Киев - ред.! См. ниже], вот эта самая схиигумения Александра, когда я рассказал, какая икона всё, она говорит: "Ой, так я её знаю". Она приезжала2. Они друг друга узнали.
О.Геннадий: Варсонофия и схиигумения Александра.
О.Херувим: Да, они же друг друга узнали, всё вспомнили хорошо. Но Александра только не приметила, какая была икона.

Видимо, чудотворения и благодатная помощь от Богородицы, а также авторитет митрополита Черниговского Антония /Вакарика/ послужили удостоверением для настоятельницы в подлинности истории, рассказанной о. Херувимом. Впоследствии в монастырском храме с.Данёвка Черниговской епархии был освящён придел в честь иконы, установлено празднование на 5-й седмице Великого поста (Суббота Акафиста) постановлением Синода УПЦ МП 23 апреля 2002 года (Журнал №3). Не отрицая благодатной помощи, чудес и милости, которая оказывает Богородица нам через сей образ - "По вере вашей да будет вам" (Мф. 9, 29) - следует констатировать, что история, сообщённая схиархимандритом Херувимом, требует тщательной проверки, которая, к сожалению, не была проведена перед подачей материалов о прославлении иконы на Украине. Подлинная история иконы до 1997 г. остаётся до сих пор неизвестной.

Настоятель храма в честь апостола Иоанна Богослова (бывшее подворье Леушинского монастыря) протоиерей Геннадий Беловолов приложил немало усилий, чтобы икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" получила общецерковное прославление, то есть не только на местном уровне в пределах УПЦ МП, но и на всей канонической территории РПЦ МП. Его заверения в том, что он только перепечатывает некоторые истории об иконе из книг, которые издаются силами приходов и монастырей УПЦ МП, не основательны, ибо сам о. Геннадий дополнил сказание схиархимандрита Херувима собственными измышлениями и предположениями, о чём уже говорилось (16) и будет сказано ниже. У о. Геннадия хорошо поставлена издательская деятельность, про Леушинскую икону он написал не одну книгу. Между прочим, нуждающиеся в серьёзной проверке истории о Леушинской иконе подхватили авторитетные издания, например, изданный Сретенским монастырём справочник по истории РПЦ ХХ века: Православная Церковь. ХХ век. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. С.316; книга Великие старцы ХХ столетия. М.: Артос Медиа, 2008. С.с. 246 - 248; Православная Энциклопедия. Т.XIII. М.: ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 2006. С.723 . Несомненно, есть и другие издательства, которые слово в слово передают то, что необходимо подтверждать свидетельствами очевидцев или архивными документами. Интернет наполнен историями про Леушинскую икону в исполнении о. Херувима /Дегтяря/. В статье в "Православной Энциклопедии" про икону отсутствует научно-справочный аппарат, предлагаются ссылки на книгу А.Ильинской и сайт "Леушино.ру". В литературе про икону говорится:

Ещё одним этапом, приближающим прославление иконы, стало включение статьи о ней в официальную "Православную Энциклопедию, издаваемую Московской Патриархией к 2000-летию христианства" (4, с.156). Разве есть неофициальная Православная Энциклопедия? В книгах используются и другие штампы: официальный список чтимых чудотворных икон Православной Церкви (4, с.5) и т.п. То, что официальная Православная Энциклопедия публикует сведения об иконе "Аз есмь с вами и никтоже на вы" наряду с другими официальными и авторитетными издательствами, ссылаясь только на книгу А.Ильинской и сайт "Леушино.ру", свидетельствует только о том, каких размахов достигло распространение неправды и сведений, нуждающихся в серьёзной проверке.

3. Наличие иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" у преп. Серафима Вырицкого не подтверждается ни рассказами его близких родственников, которые были опрошены в 1990-е годы, ни фотографиями кельи, ни многочисленными устными и письменными свидетельствами его духовных чад, представленных в книгах писателя В.П.Филимонова, составителя жития преподобного, подвергаемых критике писателем Ю.Ю.Рассулиным (18, 19). На основании агиографических трудов В.П.Филимонова и его помощников прп. Серафим Вырицкий был канонизирован на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Эти труды отличаются от многочисленной литературы про икону "Аз есмь с вами и никтоже на вы" не только глубиной проработки, подачей материала, но и множеством ссылок на конкретные источники (архивные документы, дневники, письма, воспоминания, свидетельства лиц описываемых событий и т.д.). Синодальная комиссия по канонизации святых в 2004 году, рассматривая вопрос об общецерковном прославлении иконы, приняла решение о невозможности этого в силу отсутствия документальных материалов, проливающих свет на историю иконы (31).

В брошюре в защиту иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" Ю.Ю.Рассулин подвергает сомнению число опрошенных В.П.Филимоновым свидетелем - 200 человек (17, с.18-19). Действительно, когда происходил опрос (в середине 1990-х г.г.), тема иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" специально не поднималась. Однако всем многочисленным респондентам В.П.Филимоновым задавался один и тот же вопрос: что, связанное с о.Серафимом /Муравьёвым/, Вам запомнилось больше всего? Икону "Аз есмь с вами..." не назвал никто. Казалось бы, такая святыня, а ни родственники, ни иные свидетели её не вспоминают. На вопрос, заданный о.Геннадием о.Херувиму на "Православном радио Санкт-Петербурга", почему родственники преподобного не видели эту икону в келье у о.Серафима, отец Херувим уклонился от прямого ответа, а в "Беседах со старцем Херувимом" сам о.Геннадий лишь вскользь коснулся этого вопроса без внятного ответа (13, 14 стенограммы).

4. Протоиерей Геннадий заявляет, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" - список с чтимой в Леушинском монастыре иконы Похвалы Богородицы, который, правда, не является её точной копией (3, с.9; 4, с.12).

Главной чтимой святыней Леушинской обители был благодатный образ Похвалы Божией матери. Есть предположение, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списком с него (3, с.7; 8, с.26).

Так же осторожно высказывается и А.Ильинская в ранних (начало 2000-х г.г.) брошюрах:

Предполагают, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы", написанная в Леушинской обители по благословению игумении Таисии, была одним из списков с неё (2, с.35).

Но в последующих изданиях (или далее - на страницах той же книги 2007 г.) об этом говорится более решительно и категорично:

Главной святыней Леушинской обители был чтимый образ Похвалы Божией Матери. Икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списком с него (4, с.8); Главной святыней Леушинской обители был чтимый образ Похвалы Божией Матери. Икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была списана именно с него (5, с.12).

Благодатный образ Божией Матери «Аз есмь в вами и никтоже на вы» был создан именно в Леушинском монастыре (3, с.7).

Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" является списком образа Похвалы Божией Матери, почитавшегося в Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре в XIX в. (9, с.20).

Действительно, как следует из "Исторического описания Иоанно-Предтеченского первоклассного Леушинского монастыря Череповецкого уезда Новгородской губернии", икона Похвалы Божией Матери, пожертвованная гатчинским купцом Гавриилом Медведевым в строящуюся деревянную церковь в селе Замошье-Леушино, являлась местной святыней ещё до учреждения монашеской женской общины. К большому сожалению, после закрытия монастыря она оказалась утрачена, поэтому никто с уверенностью не может сказать, как она выглядела. Имеющиеся же иконы Похвалы - Киевская и Московская из Успенского собора Кремля - отличаются от "Леушинской". На Киевской Богородица изображена в окружении ангелов и Киево-Печерских святых, на Московской - 12 клейм (по числу кондаков акафиста). В "Историческом описании", которое неоднократно переиздавалось и дополнялось, подробно указаны почитаемые иконы и святыни Леушинской обители: "достопримечательные святые иконы" Николая Чудотворца, Успения Божией Матери, копия с Тихвинской чудотворной иконы, Архангела Михаила, праведного Симеона Богоприимца, свт. Тихона Задонского, Иоанна Предтечи, Иверская, вмч. Пантелеимона с частицей мощей, присланная с Афона, "Достойно есть" (написана для обители в Пантелеимоновом монастыре на Афоне), Похвалы Богородицы, копия с Соловецкой иконы Божией Матери "Запечная", а также кипарисовый крест, мощи святителей Новгородских (24, с.88 - 86, с.99 - 100)3. И ни слова об иконе "Аз есмь с вами и никтоже на вы": ни о том, что это список с Похвалы, ни о том, что она подарена дорогому Батюшке Иоанну Кронштадтскому, ни о том, что это чтимый им образ и т.д., хотя, если следовать хронологии о.Геннадия, икона "Аз есмь с вами" должна была уже существовать к 1907 году без малого 17 лет. Нет никаких сведений об этой иконе и в Государственном архиве Новгородской области, содержащем самый большой материал по Леушинскому монастырю (Ф.480. Новгородская Духовная консистория), но говорится о других иконах: "Запечной", Похвальской, "Достойно есть", о чём свидетельствует подробная архивная справка (32).

К сожалению, в архивах не сохранилось описания внутреннего убранства церквей и соборов Леушинского монастыря, церкви св. Иоанна Предтечи с. Леушино, что влечёт определённые сложности в изучении истории иконы.

Прот. Геннадий пишет, что до революции делалось немало списков Леушинской иконы (4, с.55). Позвольте спросить: где они? Все утрачены, как и Похвальская икона? Несмотря на активную деятельность о.Геннадия по распространению иконы, нет ни одного отклика, что где-либо обрёлся список Леушинской иконы с надписью "Аз есмь с вами и никтоже на вы"4. По непонятным причинам прот. Геннадий называет похожую, но ростовую икону из придела св. Иоанна Предтечи в Петропавловском соборе г.Гатчины наиболее ранним списком иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», конец XIX века, хотя данная икона надписи «Аз есмь с вами не имеет» (3, с.110; 4, с.158; 5, с.174-175). Также не имеет такой надписи и икона из иконостаса приделам вмц. Варвары Леушинского подворья (тиражируется фото К.Буллы 1894 г.) о чём прямо свидетельствуют архивные документы (ЦГИА СПб. Ф.7384. Оп.33. Д.311. Л.11).

Неизвестно, на каком основании заявляется, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" называлась в Леушинском монастыре "Объятия Отча" (3, с.10; 4, с.12). Никаких письменных или устных свидетельств этому, несмотря на тщательные поиски, нами не обнаружено, а Уссурийская икона хоть иконографически очень похожа на "Аз есмь с вами...", но является другим образом Божией Матери с совершенно самостоятельной историей.

Догадка протоиерея Геннадия отражена в акафисте:
 Радуйся, «Объятия Отча» нарицаемая,
 Радуйся, «Уссурийскою» на востоце называемая,
 Радуйся, «Данёвскою» в Малой России сказуемая,
 Радуйся, «Леушинскою» в Великой России именуемая (икос 5; 9, с.7).

========================================================================

 1. Цит. по: Носители духа святителя Игнатия (Духовные советы современным христианам) /Сост. А.И.Осипов. - М.: Изд-во «Форма-Т», 2009. С.5.
 2. Монахиня Варсонофия, как следует из рассказа, приезжала домой к о.Херувиму в Чернигов после того, как о.Херувим был у неё на ленинградской квартире.
 3. В данном случае используется издание 1907 года, 3-е, дополненное.
 4. Прот. Геннадий Беловолов предполагает, что надпись "Аз есмь с вами и никтоже на вы" была сделана только на том образе, который был подарен о.Иоанну Кронштадтскому (12, с.266), а на прочих списках надписи не было. Но подобные предположения требуют конкретных свидетельств, порождают новые вопросы, заводят в дебри и дают повод к безрезультатным дискуссиям.

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология