Распространение движения по стране (Часть 3)

Несколько дел против ярославских истинно-православных было возбуждено во второй половине 1930-х. Так, 25 апреля 1936 был арестован ростовский протоиерей Василий Поройков по обвиненнию в

 135

 том, что являлся активным участником группы ИП1Д, поддерживал связи с «контрреволюционной ссылкой и оказывал ей материальную помощь», распространял антисоветские рукописи митр. Иосифа (Петровых). Отец Василий был приговорен постановлением ОСО при НКВД СССР к 3 годам лагерей101.

 26 октября 1937 в четвертый раз был арестован живший в д. Гнильево Борисоглебского района прот. Сергий Лилеев по обвинению в создании в своей квартире тайной домашней церкви, «подготовке массового антисоветского выступления верующих крестьян в Леховском сельсовете». Отец Сергий был приговорен к высшей мере наказания и 4 ноября 1937 расстрелян102.

 10 мая 1938 в Ярославле и Рыбинском районе по обвинению в участии в антисоветс.кой церковно-монархической организации были арестованы три священника: о. Федосий Иванов, о. Александр Виноградов и о. Димитрий Смирнов, проходивший по иосифлянскому делу 1930. Постановлением ОСО при НКВД СССР (от 26 сентября 1938) они были осуждены. А 28 октября 1940 в Тутаевском районе был арестован о. Николай Понгильский, в свое время осужденный вместе с архп. Варлаамом (Ряшенцевым) и в 1935 вернувшийся в епархию. Он был обвинен в антисоветской агитации и приговорен к 10 годам лагерей. Отец Николай умер 6 августа 1942 в исправительно-трудовой колонии №3 Ярославля103.

Кроме того, известно, что в начале войны в Ярославле нелегально жил архп. Василий (Преображенский). Он совершал тайные богослужения, был арестован в ноябре 1943 и выслан в Уссурийский край104.

С ярославскими истинно-православными было тесно связано большинство их единомышленников в Костромской епархии. В 1928-1929 центром иосифлянской активности здесь был Кинешем-ский район. В самой Кинешме иосифлянским был собор (настоятель - о. Константин Разумов). Вблизи города жил на покое истинно-православный епископ Ветлужский Николай (Голубев). Он поддерживал отношения с архп. Варлаамом (Ряшенцевым). Известные ио-сифлянские храмы в соседних населенных пунктах: Сретенская в Юрьевце (настоятель - о. Иоанн Нарбеков), в с. Марвино (иеромон. Алексий Голубев), в с. Воскресенское Кинешемского района (о. Иоанн Румянцев), с. Ширяево, с. Николо-Бережки (о. Михаил Успенский), с. Николо-Корба Семеновского района (о. Александр Яковлев).

Следует отметить, что еп. Николай (Голубев) и еп. Кинешем-ский Василий (Преображенский) еще в начале 1928 отделились от митр. Сергия, присоединившись к известному заявлению архиереев ярославской группы (от 6 февраля). Вскоре еп. Василий был аресто-

 136

 ван и сослан, а еп. Николай ездил в Ленинград и получил от архп. Димитрия (Любимова) разрешение на организацию своей епархии. При обыске у Владыки было изъято следующее удостоверение: «Предъявитель сего епископ Николай Голубев, бывший Ветлужский, ныне состоящий на покое, принадлежит к Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Петром, и состоит в каноническом общении с митрополитом Иосифом. Временно управляющий Ленинградской епархией архиепископ Димитрий Гдовский. 1 июня 1929 г.» Почти у всех арестованных непоминающих священников Кинешемского района на обысках были изъяты тексты отречений: «Я, ниже подписавшийся, убедившись в отступлении от духа Православного христианства митрополита Сергия, прерываю с ним всякое общение и вступаю в таковое с Церковью, управляемой митрополитами Петром и Иосифом. Желаю состоять со вверенной мне паствою под духовным руководством епископа Николая». Ближайшим помощником Владыки являлся бывший викторианин, в августе 1928 приехавший из Вятки о. Александр Яковлев. В материалах следственного дела сказано, что еп. Николай за богослужением ввел формулу поминовения «О страждущих заключенных митрополитах и епископах Петре, Иосифе, Василии и других», а во время проповедей неоднократно говорил верующим: «Как гражданин лоялен к советской власти, но как верующий не могу признать таковую, как разрушающую религию». При обыске у него были изъяты тексты двух молитв, полученных от еп. Василия и архп. Димитрия. В одной из них говорилось: «Даждь Господи, Церковь Российскую правити. Злые волки далече отогнати и козни их сокрушити. Подаждь всем, иже во власти суть разум и страх твой, сохрани люди твоя от тлетворных учений, ереси и неверия».

Все указанные кинешемские священнослужители были арестованы 7 сентября 1929, они проходили по делу Ярославской церковно-монархической организации «Истинное Православие» и были осуждены постановлением Коллегии ОГПУ от 3 января 1930.

Иеромон. Алексий Голубев и священники о. Константин Разумов, о. Иоанн Румянцев, о. Михаил Успенский приговорены к 3 годам лагерей, о. Александр Яковлев - к 5 годам, о. Иоанн Нарбеков -к 3 годам ссылки в Северный край, еп. Николай (Голубев) ко времени вынесения приговора скончался105.

 13 ноября 1933 в Кострому переехал из Вязьмы еп. Днепропетровский Макарий (Кармазин). Это был известный архиерей, управлявший Киевской епархией до высылки с Украины в 1927. Он жил в с. Селище на окраине Костромы, устроил на своей квартире тайную церковь и вскоре возглавил общину, в которую вошли благочинный костромских церквей о. Павел Острогорский, три монахини и не-

 137

 сколько мирян, в том числе высланный из Ленинграда проф. Н.И.Серебрянский.

В начале мая 1934 еп. Макарий получил указ от архп. Серафима (Самойловича)*, в котором еп. Макарию предлагалось принять управление Днепропетровской епархией, кроме того, его приглашали приехать в Архангельск на совещание. От поездки епископ отказался, но в письменном ответе заверил, что будет твердо «проводить свою работу в деле создания в России свободной истинно-православной церкви». В конце мая архп. Серафим был арестован, и его секретарь прот. Николай Пискановский предложил еп. Макарию (Кармазину) принять руководство общинами ИПЦ в Вятской, Ярославской, Костромской и Владимирской епархиях. Еп. Макарий был арестован 30 сентября 1934 в поезде Кострома-Москва и вместе с о. Павлом Острогорским и мирянками Р.А.Ржевской и М.И.Сегер-кранц осужден Особым совещанием НКВД по делу костромской группы ИПЦ106.

С 1935 иосифлян на юго-западе Костромской епархии возглавил тайный еп. Макарьевский Феомепт (Иванов). К сожалению, о его деятельности известно очень мало.

На востоке епархии сильно ощущалось влияние викториан. Священник Николай Заварин в 1926-1930 служил в церкви с. Леденское Вохомского района, в начале 1928 присоединился к викторианскому движению, а в 1930 был арестован и приговорен к 2 годам лишения свободы и 3 годам высылки. После освобождения о. Николай с июня 1934 стал служить в храме с. Заветлужье Пыщугского района (прежде сергианский, приход отделился от Патриаршей Церкви).

 15 ноября 1934 о. Николай Заварин от имени церковного совета послал резкое письмо местному благочинному о. Николаю и еп. Неофиту: «Вы считаете нас раскольниками, отделившимися от единства церковного. Правда ли это? отвечаю: нет... Мы только воздерживаемся признать православной ориентацию, образовавшуюся вследствие раздора, внесенного митр. Сергием, и им возглавляемую... Не знаю, какого мнения о м. Сергии сейчас местобл. митр. Петр, но знаю, что в 1930 г. он был против него. Я лично читал его письмо к арх. Димитрию, где м.Петр отрицательно отзывался о м.Сергии и его действиях, называя их прикрытым обновленчеством, и советовал православных чад воздержаться от признания Сергия. В заключение скажу, что думаю лично: вся ориентация Сергиевская держится только на обмане и страхе, и горе тем руководителям, ко-
* Архиепископ Серафим (Самойлович) после высылки митр. Иосифа в Казахстан вновь рассматривал себя в качестве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

 138

 торые держат массы в обмане до времени, в конце концов ведь узнают правду все верующие, когда явится из ссылки митр. Петр, а тогда что? Да, вот еще вопрос: скажите, чем объяснить, что срок ссылки м.Петра удвоен? Не содействием ли Сергиевым? Таков по крайней мере голос всех пастырей и арх[иереев], находящихся в ссылке в Архангельске»107.

 3 марта 1935 о. Николай Заварин был арестован, в постановлении на арест говорилось: «являясь священником Заветлужской церкви Викторовской ориентации настроен крайне антисоветски... О существовавшей власти среди верующих отзывался как о власти сатанинской, с которой необходимо бороться, т.к. она идет против церкви, о колхозах говорил, что это нашествие антихриста и что кто идет в колхозы - тот предается антихристу... единичные случаи недостатков со стороны отдельных советских активистов... использовал... для подготовки массового выступления верующих против советской власти»108. Постановлением ОСО при НКВД СССР от 21 июня 1935 о. Николай был приговорен к 3 годам лагерей и отправлен в Караганду. Храм был закрыт.

Интересно, что в том же 1935 в Костромской епархии были священнослужители, которые отделялись от митр. Сергия (Страгородского). Так, настоятель церкви с. Сидоровское Красносельского района о. Александр Богославский прервал с ним молитвенно-каноническое общение и стал осуждать Декларацию 1927, служил на дому. Отец Александр был арестован 24 декабря 1941. Постановлением Военного Трибунала войск НКВД Ярославской области от 10 апреля 1942 он был приговорен к высшей мере наказания и 14 мая расстрелян109.

Если на юге и в центральной части России влияние ленинградских иосифлян нередко ощущалось опосредованно, то на северо-западе страны оно полностью доминировало.

Первоначально особенно активно иосифляне проявили себя в Никольске Великоустюжской епархии. Осенью 1927 еп. Никольский Иерофей (Афоник), занимавший эту кафедру с августа 1924, обратился к митр. Сергию с посланием, убеждая его сойти с гибельного пути компромиссов и оставаться верным традициям Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) и самого Патриарха Тихона. Однако в ответ митр. Нижегородский уволил Владыку Иерофея на покой с разрешением на «служение только в одном храме и известном месте исключительно для себя»110.

Считая, что митр. Сергий предает интересы церкви, еп. Никольский не подчинился ему и, спросив благословения митр. Иосифа (Петровых), 12/25 января 1928 отделился от Заместителя Патриар-

 139

 шего Местоблюстителя со своей паствой, сообщив об этом в Св. Синод письмом: «Я заявляю 10/23 янв. с. г. епископу Софронию, назначенному на В.-Устюжскую кафедру от Синода, что моя Никольская паства и духовенство, кроме соборного причта, отвергнутого народом, не могут принять его, т.к. отложились от Сергия и от Синода. А с другой стороны я сообщил Митр. Иосифу, что канонически присоединяю к нему духовенство и мирян Велико-Устюжской епархии, по благословению Владыки Иринарха, законным заместителем которого являюсь я в настоящее время по всей В.-Устюжской епархии... 12/25 января 1928 года получил ответ Митр. Иосифа (Ростов Ярое): "Управляйтесь самостоятельно. Наше оправдание: верность Митр. Петру. Иосиф"»111. Митр. Ленинградский Иосиф проявил большое внимание к событиям в Никольске, в январе он отправил туда послание, дал согласие на хиротонию игум. Антония в сан епископа для Великоустюжской епархии1 п.

Кроме того, в начале 1928 еп. Иерофей (Афоник) ездил в Ленинград и встречался с еп. Гдовским Димитрием. В своей епархии еп. Иерофей пользовался большой любовью, несмотря на старческий возраст, он неустанно служил, проповедовал и очень часто ездил по приходам. Подавляющее большинство верующих и духовенства Никольска, узнав о разрыве своего Владыки с митр. Сергием, пошли за ним.

В ответ Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Патриарший Священный Синод 10 февраля приняли постановление «о раздорнической деятельности» митр. Иосифа и еп. Иерофея (Афоника)113. 11 апреля другим постановлением еп. Никольский был предан суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния114.

В Великий Устюг митр. Сергий прислал назначенного им еп. Софрония, который, собрав духовенство, убеждал подчиниться Заместителю Местоблюстителя, поминать его имя и отказаться от «непокорного Иерофея»115. Однако большинство духовенства и верующих остались верны своему Владыке. Еп. Иерофея неоднократно вызывали в ОГПУ, угрожали арестом и ссылкой. Владыка заявлял, что беседы в ОГПУ доказывают связь митр. Сергия с советской властью116.

В день праздника Св. Георгия Победоносца, 23 апреля / 6 мая 1928, еп. Иерофей поехал служить в одно из сел вблизи Никольска. Его сопровождал только подросток-келейник. После литургии Владыка произнес проповедь, в которой сказал, что «предчувствует приближение испытаний», и пошел отдыхать. Последовавшие за тем события подробно освещают воспоминания очевидца, записанные 10 марта 1930: «..внезапно в село нагрянули на подводах агенты

 140

 ГПУ и, подъехавши к церкви, стали добиваться, где епископ Иерофей. Взволнованный народ, однако, не выдавал места пребывания Владыки, говоря, что его в селе нет, но выходивший в этот момент из церкви мальчик-келейник преосвященного был замечен и арестован. Испуганный угрозами мальчик (16 лет) растерялся и указал избу, где был епископ, куда и устремились агенты ГПУ. В это время народ стал собираться, по селу прошла весть, что Владыку арестуют, и народ не скрывал своего волнения. Когда Владыка был арестован и выведен на улицу, народ бросился к нему, со слезами прося о благословении. Испуганные агенты ГПУ, боясь эксцессов, стали требовать, чтобы народ разошелся, и наконец обратились с требованием и к самому преосвященному, чтобы он убедил народ разойтись. Владыка согласился, но просил разрешения благословить подходивших людей. Агенты ГПУ возражали и явно беспокоились, видя возбуждение народа. Наконец они решили усадить Владыку на подводу и везти через толпу, однако толпа не расступилась, требуя, чтобы позволили Владыке благословить. Крики и угрозы агентов ГПУ на народ не действовали - лошади подводы не могли ступать - народ, рыдая, преграждал дорогу. Тогда внезапно раздались выстрелы, преосвященный упал, тяжело раненный - народ стал разбегаться»117.

Раненого епископа привезли в Никольск, где в больнице ему сделали операцию. Не приходя в сознание, он в ту же ночь скончался. Все хлопоты и ходатайства о выдаче тела были безрезультатны. В тот же день в Никольске и ближайших селах были проведены аресты, а затем высылки. Выслали на 3 года в Марийскую область и келейника покойного Владыки.

Паству еп. Иерофея с лета 1928 стал окормлять тайный еп. Вы-тегорский Модест (Васильков). Он же возглавил с 1930 и паству другого известного иосифлянского Владыки - еп. Каргопольского Василия (Докторова), викария Архангельской епархии118.

После выхода Декларации 1927 еп. Василий (Докторов) стал непоминающим и 19 мая 1928 был смещен со своей кафедры. Посланный в Пинегу, он не поехал туда, а переехал жить в Ленинград. В конце 1928 еп. Василий перешел к иосифлянам и увлек за собой часть духовенства и верующих Каргопольского окр. В ноябре 1929 митр. Иосиф (Петровых) благословил его на управление епархией от своего имени.

Владыка Василий постригал в тайное монашество в Моисеев-ской церкви на Пороховых. Он был арестован 7 декабря 1930 и постановлением КОГПУ от 8 октября 1931 приговорен к 5 годам лагерей. В заключении еп. Василий находился в Ярославском политизо-ляторе, затем на Соловках. После освобождения он поселился в Мариуполе, где в 1938 был вновь арестован и расстрелян119.

 141

В Череповецкой епархии, в местечке Модно под Устюжной, находился Никольский Моденский монастырь, где в 1927 и 1928 жил на положении административно ссыльного митр. Ленинградский Иосиф (Петровых). В обители было три храма: два в ограде монастыря и Спасо-Преображенская церковь. Служить в монастырских храмах Владыке позволяли только по великим праздникам, хотя в целом надзор был не очень строгим и существенно не ограничивал жизнь его и обители. Летом добраться до Модно можно было лишь на пароходе, тем не менее митр. Иосифа постоянно посещали почитатели со всех концов страны, родственники, духовные дети; увозили с собой письма, разъяснения и архипастырские советы. Но в сентябре 1929 храмы, находившиеся в ограде монастыря, были закрыты, «у всех монашествующих насельников была отобрана подписка о том, чтобы они убирались с территории монастыря на расстояние не ближе 40 верст... им не позволили даже войти в храм, взять личные вещи и огородные овощи»120.

Монахи были привлечены к суду по обвинению в «эксплуатации труда» женщин, обслуживавших их, и укрытии доходов от обложения налогами. Вся эта акция даже по советским меркам была проведена незаконно. 11 августа 1930 Президиумом Леноблиспол-кома было принято официальное решение о закрытии двух храмов монастыря. Около тысячи прихожан из окрестных сел пытались отстоять их, но действующей оставили (и то временно) лишь Спасо-Преображенскую церковь за оградой обители. Сам митр. Иосиф был арестован 12 сентября 1930, переведен сначала в ленинградскую тюрьму, а затем в Москву, и по делу «Всесоюзного центра "Истинное православие"» 3 сентября 1931 приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан121.

В Новгородской епархии в декабре 1927 - январе 1928 отделились от митр. Сергия Спасо-Преображенская церковь в Новгороде и несколько сельских приходов, в Велебнице, Уторгоше - во главе с иеромон. Варсонофием (Кузьминым), в Маковицах (настоятель мон. Макарий (Клишин), в Перекомском монастыре община во главе с архим. Сергием (Андреевым). В 1930 архим. Сергий на допросе показал: «После получения письма от митр. Сергия, где говорилось молиться за страну и власть... при обсуждении это письмо не приняли и вынесли постановление этот вопрос поставить на обсуждение мирян. Миряне согласились с нашим решением, и я поехал в Ленинград к Димитрию приписаться под его управлением»122.

На первом массовом процессе над истинно-православными в Ленинградской области (август 1930) вместе с архп. Гдовским Димитрием, прот. Василием Верюжским и прот. Димитрием Кратиро-вым, курировавшим по поручению Владыки Димитрия новгород-

 142

 ских иосифлян, проходило семь монашествующих Новгородской епархии: архим. Сергий (Андреев), иеромонахи Николай (Степанов), Варсонофий (Кузьмин), монахи Серафим (Суздальцев), Макарий (Клишин), Владимир (Кожанов), иеродиак. Иоанн (Семенов) и пять мирян. Они были арестованы 25 декабря 1929 - 6 января 1930 и по постановлению КОГПУ (от 3 августа 1930) приговорены к 5-10 годам лагерей123

В середине 1930-х в Новгородском и Боровичском округах поселилось много сосланных после освобождения из лагерей ленинградских иосифлян: протоиереи Викторин Добронравов, Димитрий Кратиров, священники Петр Белавский, Сергий Никольский, миряне С.А.Аскольдов, И.М.Андриевский и другие. Священнослужители стали служить тайно124.

В Псковской епархии отделившиеся от митр. Сергия приходы находились в основном на ее севере, вблизи границы с Ленинградом, или на юге, недалеко от Белоруссии. Особенно много их было в Гдовском районе, в селах Посолодино, Бараново, Вшели, Мышиная Гора. Видимо, сказывалось то, что Владыка Димитрий носил титул архиепископа Гдовского и уделял много внимания этому региону. В материалах следственного дела 1929-1930 Входо-Иерусалимская церковь в с. Посолодино даже была названа в числе 19 важнейших иосифлянских храмов Ленинградской области. Ее настоятелем служил прот. Алексий Вознесенский, обвиненный в «активной агитации в пользу истинного православия в деревне и округе»125. Другую общину возглавил о. Иоанн Лебедев, служивший в церкви с. Опоки. После запрещения, наложенного еп. Псковским Феофаном, он перешел к архп. Димитрию и уехал служить в с. Вшели. Настоятелем же храма с. Мышиная Гора в 1929-1932 был прот. Евгений Гордиенко, возглавивший затем общину последней иосифлянской церкви Ленинграда (Св. Троицы в Лесном)126. В Новоржевском районе в ноябре 1930 на официальном учете еще числился, помимо одного автокефального (вероятно, андреевского), и дмитровский храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Барута, который вмещал 80 человек, но его средняя посещаемость составляла около 100127.

С 1928 указанные церкви окормлял тайный иосифлянский епископ Псковский Иоанн (Ложков), бывший насельник Троице-Серги-евой пустыни под Ленинградом, друг еп. Сергия (Дружинина). Он не был арестован и служил тайно вплоть до смерти 3 декабря 1945128.

Большинство псковских иосифлян погибли в лагерях. Так, 8 декабря 1929 был арестован иеромон. Гавриил (Владимиров), служивший по кладбищам и домам в Опочкинском районе. Он собирал подписи верующих на постройку храма. Иеромон. Гавриил был приговорен постановлением КОГПУ (от 3 августа 1930) к 10 годам ла-

 143

 герей и умер в заключении. По этому же делу были осуждены и четверо истинно-православных мирян Порховского и Дновского районов. Монахиня Псковского Вознесенского монастыря Мария (Степанова) арестована в ноябре 1930, а 8 октября 1931 приговорена к заключению в лагерь129. Настоятель иосифлянского храма с. Надби-но иеромон. Феодор (Козлов) был арестован и постановлением КОГПУ (от 22 апреля 1931) приговорен к 3 годам заключения130.

В Коми-Зырянской автономной области, входившей в состав Северного края, в 1930-е жили десятки иосифлянских священнослужителей. Например, иеромон. Авель (Пригородов), осужденный 27 февраля 1930 по делу организации «Истинное Православие» в Краснодарском крае, в 1930 жил в с. Усть-Цильма131. В области отбывали ссылку и истинно-православные архиереи: еп. Виктор (Островидов), еп. Стефан (Бех), тайный епископ Иннокентий (Шишкин). Даже в советской литературе упоминалось, что из шести групп истинно-православных христиан, выявленных в конце 1940-х в Коми АССР, одна - в Сыктывкаре и пригородной деревне Чит - сложилась в конце 1940-х «на базе осколков ИПЦ» (то есть иосифлян) из местных жителей, «бывших церковников, монашек и т.д.»132

В качестве примера можно привести также дело «Священной дружины» 1937*. Согласно версии следствия, в Сыктывкаре и с. Кочпон в 1934-1937 активно действовала антисоветская организация, носящая название «Священная дружина» и состоявшая в основном из ссыльного духовенства. Возглавлял ее еп. Герман (Ряшенцев). Существуют свидетельства, что он одно время разделял позицию своего брата - иосифлянского архп. Варлаама (Ряшенцева) - и, в частности, в июне 1928 не принял назначение епископом Вязниковским викарием Владимирской епархии от Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия133. 14 декабря 1928 Владыка Герман был арестован и последующие девять лет находился в лагерях и ссылках.

Следственные органы включили в состав будто бы существовавшей организации священнослужителей и мирян самых разных церковных направлений - и сергиан, и представителей различных течений непоминающих. Так, киевские иеромонахи Михаил (Любимов) и Иоанн (Смурыгин) принадлежали к группе «украинцев», возглавляемой схиархп. Антонием (Абашидзе), а Р.Н.Амосов был близок к руководителю «даниловцев» архп. Феодору (Поздеевскому). По делу проходили и ранее жившие в Ленинграде А.Ф.Штович, А.И.Ва-рун-Секрет и т.д. Они были арестованы 24 февраля - 4 марта 1937, 24 мая было составлено обвинительное заключение на 13 человек.

* Пять томов дела хранятся в Архиве Министерства безопасности Республики Коми.

- 144 -

Постановлением Тройки У НКВД Коми АССР (от 13 сентября 1937) все обвиняемые были приговорены к высшей мере наказания, а 15 сентября расстреляны134.

Об иосифлянском движении в конце 1920-х - начале 1930-х в других регионах России пока известно немного.

Относительно Сибири имеются лишь сведения об общине во главе с архим. Неофитом в Красноярске. Однако известно, что в 1929 на официальном учете в Сибирском крае, помимо 2170 сергианских, обновленческих, григорианских, состояло и 50 приходов «автокефа-листов» (вероятно, принадлежащих к различным течениям непоминающих). Отдельные приходы были и на Урале135. В Туруханском крае под Дудинкой в 1928 - нач. 1930-х жили ссыльные воронежские иосифляне протоиереи Илия Пироженко и Петр Новосельцев. Проезжая к месту ссылки, они встретились в Енисейске с митр. Кириллом (Смирновым). Об этой встрече протоиереи сообщили в своем письме в Воронеж: «Очень ободрил он нас... благословил нас иконками, разрешил служить литургию, если подыщется подходящая комната, дал нам св. мира... Он вне молитвенного общения с митр. Сергием и одобряет и благословляет наших Воронежских, вас и всех верных... Повидали мы и Преосвященного Николая Владимирского с его двумя "викариями": у этого старца полное единомыслие с митр. Кириллом... Да, большие люди, великие христиане»136.

В Башкирии среди противников митр. Сергия (Страгородского) полностью доминировали андреевцы. Несмотря на репрессии, даже в 1932 в республике еще было 30 приходов под управлением еп. Иова (Гречишкина), представлявшего архп. Андрея (Ухтомского). Однако в Уфе существовали и два чисто иосифлянских храма, настоятели которых рассорились с андреевцами и отошли к митр. Иосифу137. Были иосифляне и в других районах Башкирии. В мае-августе 1931 в республике были проведены аресты по делу филиала «Всесоюзного центра ИПЦ». Он якобы был создан вскоре после поездки в мае 1929 непоминающего еп. Стерлитамакского Вениамина (Троицкого) в Оренбург по приглашению мон. Лидии (Першаковой). Вернувшись в епархию, Владыка возглавил группу истинно-православных священников. В нее входили священники Петр Огородников, Варфоломеев, Палабов, настоятель церкви с. Михайловка о. Сергий Колесников, о. Николай Лавров из храма с. Варварино, о. Михаил Перов из церкви с. Богородского и другие. После ареста еп. Вениамина важную роль играла бывшая настоятельница Енацкого монастыря в Стерлитамаке игум. Евдокия (Панферова) - пророчица и прозорливица, почитаемая многими верующими как «святая Авдотья». В

  145

 следственном деле содержатся данные, что она разъезжала со своими племянницами по селам, призывая не вступать в колхозы, так как они являются «организациями сатаны». В марте 1931 в с. Богородском прихожане выступили против закрытия церкви - была сломана ее дверь, сорван с храма вывешенный властями красный флаг и т.д. Сохранились две листовки башкирских иосифлян - «Берегись, совработник» и «Долой соввласть». Летом 1931 прошли массовые аресты истинно-православных в 16 населенных пунктах, будто бы входивших в Уфимский филиал «Всесоюзного центра ИПЦ». Обвинительное заключение было составлено на 101 человека, в том числе четырех священников, диакона, игуменью, 13 монахинь, двух торговцев и 80 крестьян (18 из них удалось скрыться). Постановлением КОГПУ (от 22 сентября 1931) обвиняемые были приговорены к 5-10 годам лагерей и ссылки138.

Еще 12 ноября 1935 андреевский схиеп. Нижегородский Петр (Ладыгин) писал проживавшему в Западной Европе еп. Аккерманскому Гавриилу: «В январе 1934 г. я выздоровел и возвратился в Уфу; теперь живу на покое при моей кафедре, в праздники служу раннюю, здесь наши верующие и правящий епископ Руфим митр. Сергия не признают, у нас автокефалия, до собора мы признаем и подчиняемся м. Петру Крутицкому»139. Массовое уничтожение противников митр. Сергия в республике в 1937-1938 началось с ареста в сентябре 1937 прот. Аркадия Волокитина, жившего тогда в Башкирии. 15 октября он был приговорен к высшей мере наказания и 15 ноября расстрелян140.

В Оренбургском округе, входившем с 1928 в Средне-Волжский край, иосифляне появились еще в конце 1927. Иосифлянами были священники п. Ново-Троицк Симеон Могилев и Спиридон Палатов, а также иеромон. Тихон (Болмасов) и о. Симон Огородников из с. Ильинки Каширинского района. Они направили в Ленинград двух бывших насельниц Оренбургского женского монастыря Ирину (Гладышеву) и Марию (Чернову), которые встретились с еп. Димитрием (Любимовым) и получили от него послания к пастве. В сентябре 1930 иеромон. Тихон сам посетил Ленинград. Монахини Ирина и Мария ездили также в Киев и подолгу жили там у местных иосифлян. С 16 декабря 1930 по 6 февраля 1931 прошли массовые аресты по делу «Оренбургского филиала Всесоюзной монархической организации Истинно-Православная Церковь». Всего было арестовано 157 человек. Последними - 4 марта - задержаны в Киеве монахини Ирина и Мария. Все арестованные были обвинены в антисоветской, антиколхозной агитации, распространении повстанческих листовок, борьбе с властью против закрытия церквей, неуплате налогов и т.п. В обвинительном заключении говорилось: «Цель данной к-р органи-

 146

 зации состояла в организации восстания против Советской власти и в восстановлении в СССР монархической власти... В составе к-р организации выявлено 57 антисоветских ячеек, находившихся в различных районах Средне-Волжского края, а также в гг. Оренбурге и Самаре. Члены антисоветских ячеек к-р организации своим влиянием охватывали до 4-х тысяч крестьянских дворов. Опорным пунктом к-р организации являлась оренбургская городская ячейка»141. Постановлением Тройки при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю (от 26 марта 1931) о. Симеон Могилев, о. Спиридон Палатов, о. Симон Огородников, о. Тихон Болмасов, монахини Ирина (Гладышева) и Мария (Чернова), а также самарская монахиня Олимпиада (Иванова) и мирянин из п. Ново-Троицк С.С.Мешков были приговорены к высшей мере наказания, все расстреляны в период с 31 марта по 5 апреля. Остальные обвиняемые были приговорены к различным срокам лишения свободы.

Были истинно-православные и в других районах Средне-Волжского края. Весной 1929 о. Николай Модестов, настоятель церкви с. На-умовка Бугурусланского округа, посетил в Твери отца, бывшего правителя канцелярии тверского генерал-губернатора А.Н.Модесто-ва. Под влиянием прот. Александра Левковского он стал иосифлянином. В помощь к нему прибыл о. Владимир Бартоломей, которому удалось прослужить в Наумовке всего две недели. 7 мая при обыске его багажа на ст. Бугульма были изъяты иосифлянские брошюры, листовки, письма. Отец Владимир был арестован, около двух месяцев сидел в Бугурусланской тюрьме, затем после освобождения вернулся в Тверь. Отец Николай Модестов был арестован 14 мая 1929 и в июле выслан из округа, в 1930 он временно нелегально жил в Самаре142.

В центре Средне-Волжского края Самаре непоминающие появились еще в конце 1927. Представляли их протоиереи Ксенофонт Архангельский и Иоанн Голубев. Вернувшийся из Соловецкого лагеря архп. Самарский Анатолий (Грисюк) в беседе с о. Ксенофонтом безрезультатно доказывал, что отход от митр. Сергия ставит под удар Церковь и верующих. Вскоре Владыку Анатолия перевели в Одессу, и в начале 1928 в Самару приехал викарный еп. Бузулукский Сергий (Никольский). Еще в Бузулуке он прервал отношения с митр. Сергием и издал указ не признавать его прав на управление Московской Патриархией как отошедшего от Церкви к большевикам. Еп. Сергий временно несколько месяцев управлял епархией. В это время только Две церкви в Самаре - Ильинская и Вознесенская - признавали Декларацию, остальные же - Воскресенская, Троицкая, Покровская, Петропавловская, Успенская, Всесвятская, Казанский собор и другие -выступили против нее. Еп. Сергий был арестован и осенью 1928 вы-

 147

 слан в Уфу. 24 апреля 1930 он был приговорен к высшей мере наказания и 16 мая расстрелян. Петропавловская церковь перешла к обновленцам, а ее настоятель прот. Григорий Яиров и священник о. Василий Витевский были 11 декабря 1928 арестованы и осуждены. Борьбу с непоминаю щими вел и назначенный митр. Сергием архп. Самарский Александр (Трапицын). В результате к концу 1928 осталось всего четыре церкви, не признававших Декларации, - Успенская, Иверская женского монастыря, Рождества Богородицы в пригородном поселке Новый Оренбург и Покровская, в которую в сентябре перешел служить из Петропавловского храма о. Ксенофонт Архангельский. Отец Ксенофонт пользовался авторитетом среди духовенства и мирян Самары, считался крупным богословом. Весной 1929 он был выслан в Саратов, Покровская церковь в январе 1930 перешла к обновленцам. Священники Иверской церкви, в том числе настоятель о. Петр Архангельский, были арестованы и высланы в феврале 1930. Опасаясь неизбежного ареста, в мае 1931 покинул Успенский храм его настоятель прот. Иоанн Голубев. Он перешел на нелегальное положение, а церковь 16 августа 1931 была закрыта, как и храм в п. Новый Оренбург143.

Иосифлянская община возникла в Самаре после посещения города в октябре 1927 тайным еп. Марком (Новоселовым). Она была образована в пригородном железнодорожном рабочем поселке из прихожан Скорбященской церкви Никольского мужского монастыря. Еще в сентябре 1927 на заседании приходского совета было решено отвергнуть декларацию митр. Сергия и отделиться от него. Вскоре церковь была закрыта, но значительная часть прихожан во главе с А.Троховым, В.Головкиным, П.Курапцевым и П.Артемьевым образовала незарегистрированную общину иосифлянского направления. В ноябре-декабре Алексей Трохов ездил в Ленинград, встречался с еп. Димитрием (Любимовым) и прот. Феодором Андреевым, получил от них воззвания и брошюру «Что должен знать православный христианин». По просьбе Трохова в декабре 1927 еп. Димитрий послал в Самару иеромон. Никострата (Лаврешева), который служил тайно. В это время А.Трохов и П.Курапцев посетили прот. Ксено-фонта Архангельского, который одобрил их намерение отойти от митр. Сергия, но формально перейти к митр. Иосифу отказался. Также и насельники закрытого Никольского монастыря - его настоятель архим. Илларий (Овинов), иеромонахи Анфим (Спирин), Тихон, Даниил и другие - отошли от митр. Сергия, соглашались с посланиями истинно-православных архиереев, однако священниками иосифлянской общины они не были. В 1929-1930 эти монахи были арестованы, отправлены в лагеря или высланы. В ноябре 1929 А.Трохов и В.Головкин предложили окормлять их общину григори-

 148

 анскому епископу Порфирию (Вишневскому), негативно относившемуся к Декларации 1927, но и он не согласился144.

Не имея своего постоянного священника, самарские иосифляне окормлялись у приезжих. Так, в марте 1929 к ним снова прибыл из Ленинграда иеромон. Никострат (Лаврсшев). Он служил в четырех тайных домашних церквах, устроенных в рабочем поселке. В апреле его сменил о. Николай Модестов. Самарские иосифляне на своем собрании решили принять его в качестве постоянного пастыря. А.Трохов поехал в середине мая в Ленинград за благословением архп. Димитрия, благословение было получено, но о. Николай вскоре был арестован и после освобождения (через несколько месяцев) уже не мог служить в Самаре легально. Отец Николай Модестов приезжал в город еще несколько раз, однако, находясь на нелегальном положении, в основном скрывался в селах Бугурусланского округа. В 1930- 1931 он окормлял сельские общины. Помимо А.Трохова, в Ленинград из Самары трижды - в сентябре и ноябре 1928 и ноябре 1929 -ездила М.Сизоненко. Она отвозила архп. Димитрию письма мон. Олимпиады (Ивановой), близко знавшей Владыку по совместной туркестанской ссылке в 1923-1924. Самарские истинно-православные поддерживали отношения с оренбургскими, поэтому по делу Оренбургского филиала ИПЦ в январе 1931 были арестованы и осуждены А.Трохов, М.Сизоненко и мон. Олимпиада (Иванова)145.

В Самаре жил еще один истинно-православный священнослужитель - слепой схимон. Максим (Пелевцев). Он считался старцем-прозорливцем и имел большое влияние на верующих. Ежедневно к нему приезжали за советами и наставлениями десятки крестьян, прежде всего из Бугурусланского, Бузулукского и Оренбургского округов. В протоколе допроса Д.Д.Можанова от 4 января 1932 сказано, что схимон. Максим проповедовал: «Не отдаваться во власть сатаны, верить, крепить веру в Христа-Спасителя, который терпел за нас, а мы терпим за свои грехи, надо... не поддаваться соблазну антихриста. Колхозы - тьма антихриста - они разрушают святость. Колхозы - на испытание нам, грешным». В обвинительном заключении значится, что со схимон. Максимом были тесно связаны его духовные дети - иеромонахи Гурий (Рутчин), Николай (Лагунов-Корнеев), Григорий (Петров), странствовавшие по селам Бузулукского, Бугурусланского, Борского и Петровского районов. Они призывали верующих не вступать в колхозы и отвергать антихристову власть. Часто приезжавшие из Оренбурга с ноября 1927 по август 1930 монахини Ирина (Гладышева) и Мария (Чернова) всегда останавливались у схимон. Максима146.

Необходимо отметить, что в материалах дела указано, что истинно-православные Самары - М.А.Жмакина, П.П.Никифорова, мон. Анна

 149

 (Чалых) - в 1927-1931 много раз ездили к проживавшему в с. Ди-веево Арзамасского района о. Павлу Боротинскому, одному из самых активных участников «Кочующего Собора» 1928. Отец Павел был автором брошюры «Отношение православного христианина к советской власти с точки зрения православного нравоучения» и отличался еще большей, чем у иосифлян, радикальностью взглядов. Летом 1928 во время встречи в Ленинграде он пытался доказать еп. Димитрию (Любимову) и прот. Феодору Андрееву, что разоблачения нужно начинать не с митр. Сергия, а с Патриарха Тихона и митр. Петра (Полянского) как «первых начинателей лояльного отношения к советской власти». М.А.Жмакина передавала произведения о. Павла Боротинского о. Ксенофонту Архангельскому, о. Иоанну Голубеву, схимон. Максиму (Пелевцеву) и другим самарским священнослужителям. Отец Павел окормлял сестер Серафимо-Дивеевского монастыря и служил в тайной домовой церкви147.

В октябре-ноябре 1931 прошли массовые аресты противников митр. Сергия в Средне-Волжском крае, главным образом в Самаре. Всего было арестовано 97 человек - один епископ, 14 священников, 5 монахов, 29 монахинь и 48 мирян. Они принадлежали к различным группам непоминающих. Так, во время обыска у иосифлянина А.Ф.Перышкова была задержана послушница Матрена Клетухина, андреевка. Она привезла передачи еп. Аввакуму (Боровкову), находившемуся в то время в самарской тюрьме. Постановлением КОПТУ (от 13 апреля 1932) по делу контрреволюционной церковно-монар-хической организации «Истинные» - филиала всесоюзного центра ИПЦ было осуждено 80 человек. Причем о. Павел Боротинский был представлен в качестве одного из руководителей этой организации. 5 января 1932 он был этапирован в Москву и осужден уже по другому делу. Максимальный срок заключения получили протоиереи Ксенофонт Архангельский и Иоанн Голубев - по 10 лет лагерей, остальные - 3 года концлагеря или высылки148.

После освобождения из лагерей и ссылок многие непоминаю-щие вернулись в Самарскую (Куйбышевскую) область и затем вновь были арестованы в 1937-1938. Так, 29-30 ноября 1937 были арестованы прот. Петр Архангельский, о. Василий Витевский и архим. Ил-ларий (Овинов). Они были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны в Куйбышеве в период с 16 января по 8 февраля 1938149.

На севере Белоруссии, в Витебской епархии, ряд приходов в 1928-1929 окормлял архп. Димитрий (Любимов). До осени 1929 настоятелем одного из сельских храмов здесь служил прот. Василий Словцов, позднее (в 1931-1932) настоятель церкви Св. Моисея Нов-

 150

 городского на Пороховых - главного иосифлянского храма Ленинграда в то время150. Были иосифляне и в Минске.

Но больше всего истинно-православных было на юге Белоруссии, в Гомельской епархии. Один из руководителей киевских иосифлян, о. Димитрий Иванов, в июле 1928, направляясь в Ленинград к еп. Гдовскому Димитрию, заехал в Гомель. Он взял у прот. Павла Левашова, иеромон. Герасима (Каешко), священника Феодора (Семенова) и других письменные заявления об их присоединении к иосифлянам. В 1929 прот. Павел Левашов был арестован и сослан. После этого гомельские иосифляне стали обращаться к о. Димитрию Иванову. Отец Димитрий Иванов был арестован 15 января 1931, затем прошли аресты в Гомельском округе151.

Близость Киева проявлялась и в распространении влияния украинского течения непоминающих на епархию. Об этом говорится, в частности, в жизнеописании будущего главы одного из направлений Катакомбной Церкви схимитр. Геннадия (Секача), в конце 1920-х служившего священником в кафедральном соборе Мозыря152. Некоторые сведения содержатся в следственном деле иеромон. Григория (Павлова), до ареста служившего в соборе Гомеля и сельских храмах округа. Так, в протоколе допроса иеромон. Григория от 28 сентября 1931 сказано: «В марте м-це 1929 г. я получил приход в Гомельском округе Тереховского р-на село "Красная Будда", где и пробыл до мая м-ца. В июне м-це с/г я собрал группу верующих по своей инициативе и вместе с иеромонахом Валентином выехал в гор. Киев с целью узнать о существовании к-р организации и использовать завербованных мной верующих в таковой... По приезде в гор. Киев я явился к игумену Илариону в Никольский монастырь, который мне сообщил, что по распоряжению Схиархиепископа Антония мне поручено произвести перепись верующих в Гомельском округе... Получив данное указание, я выехал в Гомельский округ, где и пробыл с 1929 года сентября м-ца по 1930 года февраля м-ца, т.е. до момента моего ареста. За данный период мне удалось выявить 884 человека, сплотить, связь установить Гомельской епархии духовенства с центром Киева». В других протоколах допросов сказано, что он был связан и с киевским иосифлянским архимандритом Спиридоном (Кисляковым)153.

В 1930 было сфабриковано дело организации Истинно-православной церкви в Белоруссии154. По нему, в частности, проходил иеромон. Герасим (Каешко), служивший настоятелем церкви с. Ко-былянка Уваровичского района. Он был арестован 30 января 1930, обвинен в антисоветской агитации и организации выступления верующих против закрытия храма. Постановлением Тройки при ПП ОГПУ в БВО от 21 февраля 1930 о. Герасим был приговорен к рас-

 151

 стрелу. Следующее групповое дело ИПЦ в Белоруссии было сфабриковано в 1932. Так, о. Феодор Семенов, настоятель церкви с. Уваровичи, был арестован 7 июня 1932 по обвинению в том, что «принадлежал к к-р организации духовенства "ИПЦ", имел связь с руководителями Киевского филиала "ИПЦ", получал от них антисоветские установки, среди крестьян проводил а/с агитацию, заявляя, что теперь настало время антихриста и Советская власть скоро падет, себя рекламировал истинно-православным попом, собирал массу верующих, используя их в а/с целях...» Постановлением Тройки при ПП ОГПУ в БВО от 23 сентября 1932 о. Феодор Семенов приговорен к 3 годам концлагеря155.

В середине 1930-х в Гомельской епархии жило много духовных детей шум. Варсонофия (Юрченко). К этому времени в Гомель вернулся прот. Павел Левашов, в 1933 он был арестован по обвинению в участии в организации ИПЦ в Волховском районе Центрально-Черноземной области. По этому делу кроме о. Павла проходило еще 50 священников, монахинь и мирян. Постановлением Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 3 мая 1933 о. Павел Левашов был выслан на 5 лет в Северный край, но через год освобожден и вернулся в Гомель. Вновь о. Павел был арестован 3 сентября 1937 по обвинению в участии в «подпольной контрреволюционной фашистско-повстанческой организации церковников». Всего по этому делу было привлечено 57 священнослужителей и мирян. Отец Павел Левашов был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в Гомеле 1 ноября 1937156.

 ПРИМЕЧАНИЯ

 1 ЦГАООУ, ф.263, on. 1, д. 65744, т. 13, л. 126-127.
2 Там же, д. 66923, т. 1, л.99-100.
3 Там же, л. 122-123, т.З, л.4-54.
4 ОДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д. П-24705, т.7, л. 19-28.
5 Свящ. Анатолий Жураковский: Материалы к житию. Париж: YMCA-PRESS, 1984. С. 114-115.
6 Польский М. Указ. соч. Т.2. С. 169-170. , р
7 ЦГАООУ, ф.263, оп. 1, д. 65744, т. 13, л. 115, т.8, л.З, 10. «Тамже,т.1,л.28-29. ° 9Тамже,т.8,л87, 92.
10 Там же, т. 13, л. 122-125, 150.
11 Свящ. Анатолий Жураковский: Материалы к житию. С. 121.
12 Справка Центрального архива ФСБ РФ№10/А-4413 от 11.09.1996.

-152-

 13 ЦГАООУ, ф.263, оп. 1, д. 66923, т.4, л. 103-145.
14 Там же, д. 65744, т.З, л. 124.
15 Иванов П.Н. Новомученик Российской церкви Святитель Павел (Кратиров). Казань: Тан, 1992. С.14-15.
16 Там же.
17 Там же. С.24-25.
18 Тамже. С.27-28,30-31.
19 ЦГАООУ, ф.263, оп. 1, д. 65744, т.ЗзгЛ-145-151.
20 Тамже, т.4, л.303-315.
21 Там же, т.З, л. 145.
22 Там же, т.5, л.40-55.
23 Там же, л.80-81; Регельсон Л. Указ соч. С.579; Резникова И.А. Ш#» вославие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С 139.
24 ЦГАООУ, ф.263, оп.1, д. 65744, л.68.
25 Польский М. Указ. соч. Т.2. С. 157.
26 ЦГАООУ, ф.263, оп.1, д. 65744, т.1, л.27-28.
27 Польский М Указ. соч. Т.2. С. 159.
28 ЦГАООУ, ф.263, оп.1, д. 65744, т. 14, л.369-374.
29 Там же, л.362.
30 Там же, т.4, л.295, т.З л. 135-137.
31 Там же, т. 14, л.386.
32 Тамже,т.1,л.42,т.4,л.223,315.
33 Тамже,т.12,л.84-109.
34 Там же,т. 17.
35 Там же, т. 1, л.20.
36 Там же, т. 18, л. 3-85.
37 ЦГАООУ, ф.263, оп. 1, д. 65744, т. 10, л.З.
38 Там же, л.4-4об
39 Тамже,т.10,л.6-7.
40 Там же, л. 156-160.
41 Там же, т. 19, л.33-35, т. 10, л.255.
42 Там же, л. 107-120. 43Тамже,т.15,л.83, 179. '
44 Там же, л. 176-178.
45 Там же, л.70-72, 88-90; Резникова И.А. Указ. соч. С. 126; Регельсон Л. Указ. соч. С.437, 438.
46 ЦГАООУ, ф.263, оп.1,д 65744, т 4, л.З 12.

-153-

 47 Там же, т 1, л 44-45
48 Там же, л 115-116, 131
49 Там же, т 1,л47
50 Там же, л 115-116,259 *)
51 Там же, т 2, л 227-229 '_'
52 Там же, т 9, л 97-99
53 Польский М Указ соч Т 2 С 175-176 ,
54 ЦГАООУ, ф 263, оп 1, д 65744, т 9, л 316 ';
55 Там же, л 47, т 16, л 124, 166
56 Там же, т 1, л 162
57 Там же, т 11, л 32-34, Резникова И А Указ соч С 179, Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России С 838
58 Польский М Указ соч Т2 С 129, ЦГАООУ, ф263, оп 1, д 65744, тП,л31
59 Там же, л 215
60 Там же, л 218 т
61 Там же, т 16, л 55-56 "
62 Там же, л 50-54, т 1, л 268 'и
63 Там же, т 16, л 1-29, 179 ;
64 Там же, т 1, л 5-15 ц
65 Там же, л 91, 92
66 Там же, д 66902, т 1, л 6-82, ЦДНИ ВО, ф 9323, оп 2, д П-17699, т 7, л 1, Польский М Указ соч Т 2 С 170
67 Там же С 161, 162
68 ЦГАООУ, ф 263, оп 1, д 33122, л 1-24
69 Там же, д 59556, л 2-23
70 1ам же, д 60260, л 2-48 СЧ '
71 ЦДНИ ВО, ф 9323, оп 2, д П-24705, т 1, л 16-20
72 По очагам сектанского мракобесия Материалы бригады ленинградских безбожников в Центрально-Черноземной области М, Л , 1931 С 20-11.
73 ЦДНИ ВО, ф 9323, оп 2, д П-24705, т 1, л 50-51
74 Там же, т 4, л 461, ЦГАООУ, ф 263, оп 1, д 65744, т 4, л 312
75 ЦДНИ ВО, ф 9323, оп 2, д П-24705, т 4, л 463
76 ЦАФСБ РФ, ф арх-след дел, д 100256 4
77 Архив Президента Российской Федерации, ф 2, оп 7, д 406, л 29^
78 ЦАФСБ РФ, ф арх -след дел, д 100256 ,„ ч-
79 Архив Президента Российской Федерации, ф 2, оп 7, д 406, л 21,

-154-

 80 Оппозиция митрополиту Сергию в Казанской епархии // Православная Русь 1995 №10 С 10
81 ЦДНИ ВО, ф9323, оп2, д П-24705, т 1, л 20, ЦАФСБ, фарх-след дел, д 100256
82 ЦДНИ ВО, ф 9323, оп 2, д П-24705, т 1, л 20
83 Справка Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю №1/1/6-64503 от 21 07 1995
84 Там же, Катакомбы//Русское Возрождение 1982 №20 С 142-145
85 Справка КГБ Республики Коми №10/9-188 от 28 02 1996, Архив еп Готского Амвросия (Сиверса)
86 Архив НИЦ «Мемориал», Санкт-Петербург
87 Подробнее см Иоанн (Снычев), митрополит Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия С 105-121, Регельсон Л Указ соч С 151-161
88 Письмо епископа Вениамина епископу Иннокентию (Тихонову) от 18/31 марта 1929 Частный архив
89 ЦАФСБ РФ, ф арх -след дел, д 100256
90 Архив УФСБ РФ по Ивановской обл , ф арх -след дел, д 9974-П, л 489-492
91 Архив УФСБ РФ по Ярославской обл , ф арх -след дел, д С-11707
92 Справка УФСБ РФ по Ярославской области №10/704 от 12 01 1996, ЦАФСБ РФ ф арх-след дел, д 100256
93 Архив УФСБ РФ по Ярославской обл , ф арх -след дел, д С-11707
94 Журнал Московской Патриархии 1935 №23-24 СЗ
95 Архив УФСБ РФ по Ярославской обл , ф арх -след дел, д С-10706
96 Регельсон Л Указ соч С 585
97 Архив УФСБ РФ ЯО, ф арх -след дел, д С-12005
98 Там же, т1, л 1-20
99 Центр документации новейшей истории Костромской области (ЦДНИ КО), ф 3656, оп 2, д 2413-е
100 Справка УФСБ РФ по Ярославской области №10/704 от 12 01 1996
101 Архив УФСБ РФ по Ярославской области, ф арх -след дел, д С-11483
102 Там же, д С-11723
103 Там же, д С-2361, С-11366
104 Московский комсомолец, 1990, 14 сентября
105 ЦАФСБ РФ, ф арх-след дел, д 100256
106 Хлебников М Движение истинно-православных в Костромской iy-бернии // Православная жизнь 1997 №5 С 18-28.

-155-

 107 ЦДНИ КО, ф 3656, оп 2, д 6519-с, л 26, 29
108 Там же, л 1
109 Там же, д 2411-с
110 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России С.607
111 in Луч света Часть II С 10-11
112 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России С.570, 589, 607
113 Там же С 577
114 Там же С 605-609
115 Красный террор в годы гражданской войны По материалам Особой следственной Комиссии по расследованию злодеяний большевиков / Редактор-составитель Ю Г Фелыптинский Лондон Overseas Publications Interchange Ltd, 1992 С 413
116 Там же
117 Там же С 414
118 Архив еп Готского Амвросия (Сиверса)
119 ЦГА СПб, ф 1000, оп 50, д 29, л 20, АУФСБ РФ СПб, ф арх -след дел, дП-83017
120 ЦГА СПб, ф 7179, оп 10, д 290, л 447
121 Там же, л 448^70, ЦАФСБ РФ, ф арх -след дел, д 100256
122 АУФСБ РФ СПб, ф арх -след дел, д П-78806. т 1, л 486^*87
123 ЦАФСБ РФ, ф арх -след дел, д 100256 ^ ,
124 Справки Управления ФСК РФ по Санкт-Петербургу и области №10/46-1055 от 23 01 1995 и Управления МБ РФ по Новгородской области №1/10/1012-1013 от 07 06 1994 и №2946 от 29 09 1995
125 ЦАФСБ РФ, ф арх -след дел, д 100256 v
126 ЦГА СПб, ф 7384, оп 33, д 152, л 63, 93 № 127 ЦГА СПб, ф 1000,оп51,д 37, л 129
128 Архив еп Готского Амвросия (Сиверса)
129 ЦАФСБ РФ, ф арх-след дел, д 100256
130 ЦГА СПб, ф 132, оп 10, д 7, л 220, 234
131 ГАРФ, ф 10035, оп 1, д 28850, л 119 'кМ '
132 Гагарин Ю В Релишозные пережитки в Коми АССР и их преодоление Сыктывкар, 1971 С 143
133 Архив еп Готского Амвросия (Сиверса)
134 Архив МБ Республики Коми, ф арх -след дел, д КП-7446
135 Долотов А Церковь и сектантство в Сибири Новосибирск, 4930. С 36, Иоанн (Снычев), митрополит. Указ. соч. С. 201.

- 156 -

 136 Луч света С 62
137 Зеленогорский (Гринберг). Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского) С 163, Архив еп Готского Амвросия (Сиверса)
138 ЦАФСБ РФ, ф арх-след дел, д 100256
139 Из жизни Церкви в середине 30-х годов Письмо схиепископа Петра // Вестник русского христианского движения 1977 № 120 С 249
140 Справка Министерства безопасности Республики Башкирии №10/10-29815 от 08 11 1995
141 Архив УФСБ РФ по Самарской обл , ф арх -след дел, д П-17773, т 6, л 22-25
142 АУФСБ РФ МО, ф арх -след дел, д 28850, л 120, 121 из АУФСБ РФ по Самарской обл, ф арх-след дел, д П-17773, т 2, л 198-203,215-227
144 Там же, л 313-318, 358-367
145 Там же, л 306-308, 322-343
146 Там же, л 350-356
147 Там же, т 6, л 12-15, т 4, л 206-214
148 Там же, л 232-242
149 Справка УФСБ РФ по Самарской обл №1773 от 13 06 1997
150 ЦГА СПб, ф 7384, оп 33, д 152, л 43
151 ЦГАООУ, ф 263, оп 1,д 65744, т 13, л 108, 125
152 Иоанн (Береславский), епископ, Илия (Попов), игумен Тайный схимитрополит Жизнеописание главы Истинно Православной Церкви времен хрущевско-брежневских репрессий схимитрополита Геннадия (1898-1987) М, 1991 С 17
153 Информационный центр Министерства внутренних дел Карелии, ф личных дел, д 6735, л 4-42
154 ЦАФСБ РФ, ф арх-след дел, д 100256
155 Справка Управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской обл №10/745 от 10 10 1995
156 Там же.

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология

Ателье по пошиву мужских костюмов Производство мужской одежды. Прокат костюмов, масок, париков, шляп gasuits.com