"Румынская Православная Старостильная Церковь" в 1955-1977 гг.

Иеромонах Гликерий встречает митрополита Галактиона в Слатиоарском монастыре. 1955 г.Весной 1955 г. старостильническая делегация встретилась с епископом Галактионом, который уже был готов исполнить свое прежнее обещание. Официальное свидетельство о добровольном переходе епископа Галактиона (Кордуна) в старостильничество было составлено и заверено подписью государственного нотариуса 5/18 апреля 1955 г. В этом же документе уклонившийся в раскол иерарх наградил себя пышным титулом «архиепископа и митрополита Традиционной Православной Церкви Востока». Вскоре после этого была составлена Омология, в которой новоизбранный "митрополит" Галактион, заявляя о приверженности церковной традиции, констатировал свой переход в старостильничество. Данная Омология 13/25 апреля 1955 г. была отправлена патриарху Московскому Алексию I (Симанскому) и патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову), с которыми "митрополит" Галактион был знаком еще со времен обучения в Санкт-Петербургской Духовной Академии . Однако поддержки с их стороны он не добился, а, спустя несколько дней, патриархом Румынским Юстинианом был запрещен в священнослужении.

Несмотря на пребывание под каноническим прещением, "митрополит" Галактион в июне 1955 г. прибыл в Слатиоару, где был радушно встречен и отслужил торжественную литургию, во время которой возвел иеромонаха Гликерия в достоинство "архимандрита". В ближайшее время старостильнический Первоиерарх рукоположил значительное количество "иереев" и "диаконов".

Органы государственной власти, преследуя цель недопущения появления новой церковной структуры в Румынии, заключили "митрополита" Галактиона, "архимандрита Гликерия" и некоторых из новорукоположенных старостильных клириков в различных монастырях под домашний арест. Однако данные меры не предотвратили проведение новых диаконских и иерейских хиротоний. Более того, устроение Румынской Старостильной Церкви предполагало архиерейские посвящения. В 1956 г. "митрополит" Галактион совершил недопустимое с позиции церковных канонов деяние единоличного архиерейского поставления, во время которого был рукоположен "епископ" Евлогий (Ота). Далее, совместно с "епископом" Евлогием, "митрополит" Галактион возвел в архиерейское звание "архимандрита" Мефодия (Мариначе). Черед епископской хиротонии для "архимандрита" Гликерия наступил в ноябре 1956 г. На следующий день после посвящения "епископ" Гликерий отбыл в Слатиоарский монастырь, в котором безвыездно пребывал до конца своих дней.

 

Епископ Евлогий (Ота)

 

Факт единоличного посвящения "епископа" "митрополитом" Галактионом ставит под вопрос каноничность румынской старостильнической иерархии, поскольку святые каноны однозначно запрещают участие в епископской хиротонии только одного архиерея. Согласно 1 правилу святых Апостолов «Епископа да поставляют два или три епископа». Данное предписание подтверждают также 3 правило VII Вселенского собора; 19 и 23 правила Антиохийского собора; 12 правило Лаодикийского собора; 6 правило Сардикийского собора; 13, 49 и 50 правила Карфагенского собора, а 4 правило I Вселенского собора гласит: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно [...] по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту». Следовательно, непременным условием посвящения во епископа православные каноны признают одобрение этого действия всеми епископами области (или их большинством), во главе с Первоиерархом, а также участие в рукоположении трех, или, по крайней мере, двух архиереев.

Таким образом, происхождение "иерархии" "Румынской Православной Старостильной Церкви" связано с грубым попранием церковных правил, что проявилось в неканоничном характере как процедуры избрания новых епископов, совершившейся без участия местного румынского епископата, так и самого епископского посвящения, проходившего без необходимого числа участников. В силу перечисленных обстоятельств можно утверждать, что с позиций православного канонического права "Румынская  Православная Старостильная Церковь" имеет сомнительный характер канонического достоинства своего "епископата." Однако окончательное определение канонического статуса данной раскольнической структуры подвластно только соборному решению Церкви.

Епископ Мефодий (Мариначе)"Митрополит" Галактион (Кордун) скончался в 1959 г. и был погребен в Слатиоарской обители. По его завещанию Первоиерархом Румынской Старостильной Церкви в сане "митрополита" стал "епископ" Гликерий (Тэнасе). В 1960 г. начался новый виток давления на старокалендарную схизму, в результате чего многие клирики и даже "епископ" Евлогий (Ота) были подвергнуты тюремному заключению. Положение несколько стабилизировалось в 1963-1964 гг., когда все священнослужители получили освобождение.

В последующие годы заметно продолжалось церковное строительство. Так, в 1962 г. был построен храм в Бухаресте, в 1967 г. был учрежден монастырь в Чучова.

Наряду с расширением "епископата", в "Румынской Православной Старостильной Церкви" наблюдались естественные процессы уменьшения числа архиереев по причине умирания. Так, в июле 1977 г. упокоился "епископ" Мефодий (Мариначе).

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство