Румынское старостильничество в 1936-1955 гг.

Сразу по возвращении в Румынию иеромонах Гликерий продолжил свою активную храмостроительную деятельность и в короткие сроки храмы были построены более чем в десяти деревнях. Однако вскоре начался период наиболее суровых гонений на последователей румынского старостильничества, началом которого принято считать сентябрь 1936 г. В это время был произведен массовый арест как клириков, так и рядовых приверженцев схизмы. Данная акция была осуществлена в рамках программы по борьбе со старокалендарным расколом, предпринятой патриархом Румынским Мироном (Кристей), в 1936-1939 гг. совмещавшим священнослужение с должностью премьер-министра Румынии. По его прямому распоряжению у старостильников были отобраны все построенные храмы. В 1937 г. иеромонах Гликерий (Тэнасе) был осужден на два года лишения свободы, по истечении которых он, совместно с иеродиаконом Давидом (Бидаску), удалился в непроходимые леса. Опасаясь повторного осуждения, оба скитальца около двух лет жили в землянках и пребывали в полной безвестности. В 1941 г. они расположили к себе жителей деревни Слатиоара (Сучавский район), рассказав им о видении, якобы бывшем иеромонаху Гликерию. Согласно «прозрениям» старостильного отшельника, неотвратимо приближались страшные апокалиптические времена, одним из знамений которых явилась календарная реформа в Церкви. Более того, 1982 год был объявлен годом пришествия антихриста . Эсхатологический испуг, охвативший жителей Слатиоары, крепко сплотил их вокруг пришлых монахов, превратив в последующем данное поселение в центр румынского старостильничества.

По окончании II Мировой войны в Румынии наметилось потепление отношения государственной власти к старостильному расколу, что позволило иеромонаху Гликерию беспрепятственно начать созидание Румынской Старостильной Церкви. В 1947 г. в деревне Слатиоара началось строительство Спасо-Преображенского Слатиоарского монастыря, предполагавшегося как убежище для всех рассеянных по стране старостильных монахов. Монастырь был задуман как грандиозный комплекс с трехэтажными братскими корпусами и большим храмом, выполненным в византийском архитектурном стиле. Активная деятельность иеромонаха Гликерия привела к возобновлению прежнего количества приходских церквей уже к 1950 г.

 

Епископ Галактион (Кордун)

 

Начавшееся в послевоенные годы возрождение старостильничества сразу же столкнулось с трудноразрешимой задачей острой нехватки духовенства. К этому времени в расколе пребывало только три носителя иерейского сана. В надежде на благосклонность и понимание ригористичного заштатного епископа Галактиона (Кордуна), бывшего секретаря Священного Синода Румынского Патриархата, в 1947 г. схизматиками к нему была направлена делегация. Старокалендаристы просили епископа возглавить «Традиционную Православную Церковь Востока», как тогда официально именовалась Старостильная Церковь Румынии. Иерарх дал свое согласие, но выдвинул своим условием окончание строительства Слатиоарского монастыря, где для него должны были быть созданы соответствующие условия проживания и быта. Однако завершение строительных работ планировалось только к 1955 г., что побудило епископа Галактиона отсрочить свой переход в схизму.

 После усиления влияния коммунистической партии в Румынии, к 1950 г. было возобновлено давление на старокалендарную схизму. Основной акцент представители гражданской власти делали на идее разгрома Слатиоарского монастыря, рассматривавшегося как духовный центр румынского старостильничества. В феврале 1952 г. все насельники обители были арестованы, осуждены на два года заключения и отправлены в лагеря, из которых некоторые монахи так и не вернулись. Старостильная группировка, лишившись государственной регистрации, снова перешла на нелегальное существование. По истечении срока наказания схизматики вернулись в Слатиоару. Было решено возобновить переговоры с епископом Галактионом.

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство