Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2007 г.)

 ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 4 - 9 МАЯ 2007 ГОДА

 4 - 9 мая 2007 года в богоспасаемом граде Москве в Покровском кафедральном соборе состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители и миряне, представившие многие общины Русской Древлеправославной Церкви, как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья.

 ПОВЕСТКА ДНЯ:

 1. Доклад о жизни и служении Древлеправославной Церкви Архиепископа Стефана (Расторгуева). Материалы для канонизации;
 2. Богослужебные вопросы;
 3. Доклад о Вольских Съездах: к вопросу об их каноническом статусе;
 4. Доклад комиссии по исследованию обстоятельств учреждения Белокриницкой иерархии относительно вопроса иерархической правоспособности митр. Амвросия;
 5. Диалог с христианскими сообществами, не находящимися в общении с Русской Древлеправославной Церковью;
 6. Отчет отделов и комиссий о проделанной работе со времени последнего Собора;
 7. Разное.

Собор открыл своим приветственным словом святейший патриарх Александр.

После приветственного слова святейшего владыки Собор перешел к обсуждению материалов комиссии по канонизации, в частности, рассмотрел вопрос о канонизации архиепископа Стефана (Расторгуева).

После ознакомления с собранными комиссией материалами, касающимися жизни и служения Церкви Христовой владыки Стефана, а также обстоятельств его мученической кончины, Собор единодушно постановил:

 1. Ревностного служителя Церкви Христовой и доброго пастыря словесных овец, от безбожников умученного архиепископа Стефана (Расторгуева) признать в лике святых, прославленных благодатью Божией;

 2. память священномученика Стефана совершать в день его мученической кончины 20 августа по церковному стилю (2 сентября по гражданскому календарю);

 3. составить святому особую бденную службу, а до времени ее составления совершать ему службу по общей минее, написать его икону и житие;

 4. Объявить и благословить его общецерковное почитание.

Торжественно пропев величание новопрославленному святому, Собор перешел к обсуждению различных богослужебных вопросов. В частности, на Соборе был поднят вопрос о службе во Вторую неделю Великого поста. Согласно церковному уставу, в этот день должна совершаться служба триодная и рядовому святому в минее. На рассмотрение Собора было вынесено предложение о совершении в этот день вместе с триодной также какой-либо определенной службы; например, в неделю Пятую Великого поста по традиции совершается вместе с триодной службой служба прп. Марии Египетской. При обсуждении данного вопроса Собор рассмотрел и обычай новообрядческой церкви совершать в этот день службу св. Григорию Паламе. При всестороннем анализе данного обычая выяснилось, что он вошел в практику новообрядческой церкви в связи с реформами патриарха Никона и до этого времени на Руси известен не был, что видится из достаточно подобного исследования, сделанного новообрядческим диаконом Михаилом Желтовым: «В ходе богослужебной реформы 2-й половины XVII в. ноябрьское последование свт. Григория Паламы, как не имевшее аналога в современных справе греческих изданиях Минеи, из русской Минеи было исключено, что отразилось и на тексте Типикона: в исправленном московском Типиконе 1682 г. под 14 ноября дается отсылка на 2-ю неделю Великого поста, а из издания 1695 г. и последующих упоминание о службе свт. Григория Паламы 14 ноября вообще исключено. Триодная память, напротив, вводится в русскую практику - она неизменно присутствует во всех изданиях русского Типикона, начиная с московского 1682 г.». Исходя из того, что в древлеправославных храмах службу св. Григорию Паламе принято совершать 14 ноября, а практика новообрядческой церкви не имеет основания в богослужебной практике древней Церкви, Собор счел нецелесообразным совершать службу св. Григорию Паламе во Вторую неделю Великого поста. В тоже время Собор рассмотрел и другое предложение, а именно - совершать во Вторую неделю Великого поста общую память всем иже от новолюбцев за древлеее благочестие и от безбожных властей в новое время пострадавших. После обстоятельного обсуждения это предложение было принято Собором единогласно. В связи с этим Собор постановил составить соответствующую службу, а до ее составления совершать службу мученикам по общей минее.

Также Собор счел необходимым создать богослужебную комиссию для рассмотрения различных спорных и недоуменных вопросов, связанных с церковным богослужением. В комиссию избраны следующие священнослужители: еп. Сергий Сибирский (председатель), еп. Савин Волжский, прот. Никанор Кречетов, прот. Андрей Марченко, прот. Владимир Косенков, свящ. Анатолий Кречетов, диакон Борис Кречетов, диакон Михаил Комаров.

Далее Собор заслушал доклад протоиерея Андрея Марченко, посвященный рассмотрению вопроса о каноническом статусе так называемых Вольских Съездов. После всестороннего обсуждения доклада и рассмотрения всего корпуса правил, выработанных Вольскими Съездами, Освященный Собор постановил:

 1) основываясь на материалах, представленных докладчиком, а также на результатах анализа постановлений Вольских Съездов, сделанного с точки зрения канонического права Советом Всероссийского Братства в 1908 году, а также настоящим Освященным Собором, признать решения Вольских Съездов не имеющими канонической силы в настоящее время;

 2) считать эти постановления не как постоянное руководство, но как временное выражение взглядов отдельных общин нашей Церкви в течение 15 лет (1890 - 1906 гг.). При решении всех рассматривавшихся на Вольских Съездах вопросов следует руководствоваться существующим церковным законодательством.

Одновременно Собор признает большое историческое значение, которое имеют для нашей Церкви Вольские Съезды. Ибо, несмотря на ошибки, которые, возможно, по недостатку канонических и богословских знаний, а также практического опыта были кое-где допущены их участниками, Вольские Съезды послужили мощным толчком к активизации всех сторон церковно-общественной жизни наших христиан, созыву первого Всероссийского Съезда и организацию централизованного церковного управления в лице Всероссийского Старообрядческого Братства.

В рамках обсуждения четвертого вопроса Повестки дня участники Собора заслушали доклад комиссии по исследованию обстоятельств учреждения Белокриницкой иерархии раскрывающий вопрос иерархической правоспособности митр. Амвросия. От лица комиссии доклад зачитал протоиерей Андрей Марченко.

После прочтения доклада открылись прения, в которых каждый из участников Собора имел возможность высказать свой взгляд по обсуждаемому вопросу. В конечном итоге участники Освященного Собора приняли следующее постановление: исходя из собранных на сегодняшний день и проанализированных комиссией материалов и основываясь на постановлении Освященного Собора 1924 года о необходимости пересмотра вопроса о Белокриницкой иерархии (чем была признана неудовлетворительность решений по этому вопросу бывших до этого Съездов), признать, что митр. Амвросий после удаления с Боснийской кафедры являлся заштатным архиереем, проживал на покое в Константинополе и не состоял под запрещением в священнослужении вплоть до его присоединения к старообрядчеству.

В тоже время Собор свидетельствует, что данное обстоятельство само по себе не является достаточным для признания законности хиротоний совершенных митр. Амвросием в старообрядчестве, поскольку их законность находится в прямой зависимости от целого ряда других вызывающих недоумение вопросов, напрямую связанных с обстоятельствами учреждения Белокриницкой иерархии, в частности, с вопросом крещения митр. Амвросия и мотивацией его присоединения к старообрядчеству. Таким образом, чинопоследование присоединения к Древлеправославной Церкви лиц крещеных духовенством Белокриницкой иерархии остается прежним.

По пятому вопросу повестки дня выступил председатель миссионерского отдела епископ Сибирский Сергий. Преосвященный владыка информировал участников Собора о результатах миссионерской поездки делегации нашей Церкви в Грецию и, в частности, о переговорах с представителями старостильного движения Греции, проведенных в рамках этой поездки. Также перед участниками Собора выступили и другие священнослужители, входившие в состав делегации. Они поделились своими впечатлениями о состоявшихся переговорах, а также выразили свою оценку греческого старостильного движения и перспектив двусторонних контактов. Собор с интересом отнесся к сделанному докладу и одобрил работу делегации.

В рамках этого же вопроса патриарх Александр проинформировал Собор о том, что запланированная сообразно с соборным решением поездка в Грузию для проведения переговоров с нашими братьями, в прошлом прервавшими общение с Русской Древлеправославной Церковью, не состоялась по причине осложнения дипломатических отношений между нашими странами и закрытием государственных границ.

Участники Собора выразили сожаление, что возникшие непредвиденные препятствия отдалили от нас столь чаемое воссоединение. Тем не менее, желание Древлеправославной Церкви воссоединиться со своими единоверными братьями и намерение посетить в связи с этим Грузию остается неизменным.

Далее Собор заслушал сообщение о ситуации в Кубанских приходах. Была отмечена тенденция к установлению более благожелательных отношений между христианами Кубани. Тем не менее, следует признать, что раздор в настоящее время остается, к сожалению, до сих пор не преодоленным, что не может не беспокоить каждого искреннего христианина.

Вслед за этим Собор заслушал отчет издательского отдела о его деятельности за прошедший период. Председатель отдела протоиерей Владимир Косенков проинформировал участников Собора о том, что в настоящее время уже полностью закончено издание годового круга богослужебных миней. Отец Владимир рассказал и о другой вышедшей из печати духовной литературе, а также о той, что лишь готовится к изданию. Также частники Собора были поставлены в известность, что в Новозыбкове в настоящее время устроена церковная типография и приобретено практически все необходимое для ее деятельности оборудование, что в свою очередь позволило снизить себестоимость ряда церковных изданий.

Участники Собора в целом одобрили деятельность издательского отдела, но в тоже время высказали и свои пожелания относительно деятельности издательства, в частности, рекомендовали расширить ассортимент не только богослужебной, но и духовно-просветительской литературы.

Далее от лица отдела образования и катехизации выступил священноиерей Александр Семиклетов. Выступление отца Александра было посвящено проблеме организации лагерей отдыха для детей и подростков, вопросу просветительской деятельности среди молодежи. Отец Александр подробно рассказал о работе по воспитанию подрастающего поколения, которая проводится в общине г. Вольска, в частности, о деятельности детского христианского лагеря «Иргиз». Отец Александр призвал всех священнослужителей уделять данному вопросу самое пристальное внимание, стараться проводить подобную работу в своих общинах, участвовать в деятельности уже существующих детских лагерей, оказывать им всяческую поддержку, в том числе и материальную.

Участники Собора с пониманием и одобрением отнеслись к докладу отца Александра. Собор признает, что просветительская, воспитательная и катехизаторская деятельность среди подрастающего поколения является одной из приоритетных задач Церкви.

Далее перед участниками Собора выступили сотрудники дисциплинарной комиссии. Собор принял их доклад к сведению и поблагодарил за продуктивную деятельность и искреннюю заботу о церковном благочинии.

В заключительный день Собора его участники обменялись мнениями по некоторым насущным проблемам, относящимся к различным сторонам церковной жизни. По ряду вопросов были приняты необходимые решения. Также для обсуждения на следующем Соборе были поставлены различные проблемы богословского, канонического и богослужебного содержания.

 9 мая торжественным богослужением с участием всего духовенства Освященный Собор Древлеправославной Церкви благополучно закончил свою работу.

  Информация с официального сайта Русской Древлеправославной Церкви.

 

Поделиться:  
  1. Протоколы I Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (15 - 19 мая 1908 г.)
  2. Протоколы II Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (10-15 мая 1909 г.)
  3. Протоколы III Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (12-15 мая 1910 г.)
  4. Протоколы ІV Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (20-23 мая 1912 г.)
  5. Протоколы V Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (16-18 июля 1918 г.)
  6. Протокол Саратовского Съезда Русской Древлеправославной Церкви (5 декабря 1923 г.)
  7. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 мая 1924 г.)
  8. ПРОДОЛЖЕНИЕ: Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 мая 1924 г.)
  9. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (8-11 сентября 1925 г.)
  10. Постановления Собора Святой Древлеправославной Церкви Христовой (14-18 октября 1926 г.)
  11. Постановления Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-11 июня 1928 г.)
  12. Протокол Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (9-11 августа 1930 г.)
  13. Постановление Совещания епископов Русской Древлеправославной Церкви (9 ноября 1955 г.)
  14. Решение Совещания Русской Древлеправославной Церкви (31 августа 1956 г.)
  15. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (17-19 июля 1966 г.)
  16. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (14-18 сентября 1983 г.)
  17. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (19-21 октября 1988 г.)
  18. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (18-21 июня 1992 г.)
  19. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (10-11 февраля 1993 г.)
  20. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (5 июня 1996 г.)
  21. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (6-9 июня 1996 г.)
  22. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-5 сентября 1997 г.)
  23. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 октября 1997 г.)
  24. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (29-30 января 1998 г.)
  25. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 мая 2000 г.)
  26. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 февраля 2001 г.)
  27. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (5 апреля 2001 г.)
  28. Деяния II Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (8 апреля 2001 г.)
  29. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (28 февраля - 3 марта 2002 г.)
  30. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 ноября 2003 г.)
  31. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2004 г.)
  32. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25 февраля - 3 марта 2005 г.)
  33. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 октября 2005 г.)
  34. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (29 июня - 2 июля 2006 г.)
  35. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2007 г.)
  36. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-27 декабря 2007 г.)
  37. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (14-18 мая 2008 г.)
  38. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (13-17 мая 2009 г.)
  39. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 декабря 2009 г.)
  40. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 мая 2010 г.)
  41. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (23-25 декабря 2010 г.)
  42. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (27-29 апреля 2011 г.)
  43. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 декабря 2011 г.)
  44. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 мая 2012 г.)


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология