Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 октября 2005 г.)

 ДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 25 - 30 ОКТЯБРЯ 2005 ГОДА

 25-30 октября 2005 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие все архиереи Русской Древлеправославной Церкви, а также ряд приглашенных священнослужителей - отцы благочинные, сотрудники различных отделов и комиссий.

 ПОВЕСТКА ДНЯ:

 1) Отчет Миссионерского отдела об исследования вопроса апостольской преемственности старостильного Синода греческой диаспоры Канады и Америки в связи с присоединением к Русской Древлеправославной Церкви Иакова, епископа Сионского и экзарха Англии;
 2) Избрание кандидатов в епископский сан на вдовствующие кафедры.

Совершив положенные начальные молитвы, Святейший Патриарх вкупе с Преосвященными Епископы и древлеправославным духовенством приступили к обсуждению первого вопроса Повестки дня. В этой связи участники Собора заслушали доклад председателя Миссионерского одела Преосвященного Сергия, епископа Сибирского.

Преосвященный Сергий информировал Собор о том, что 9(22) мая 2005 года во святом граде Иерусалиме милостью Божией к Древлеправославной Церкви от старостильного Синода греческой диаспоры Канады и Америки присоединился епископ Сионский и экзарх Англии Иаков[1]. Епископ был принят на основании 8 пр. I-го Вселенского Собора, через миропомазание, в сущем сане, но без права совершения архиерейского служения вплоть до того момента, когда вопрос его апостольского преемства окончательно прояснится. Исследование же данного вопроса было поручено Миссионерскому отделу Древлеправославной Церкви. За истекший период Миссионерский отдел проделал в этом направлении обширную работу, в процессе которой, из предоставленных еп. Иаковом документов, а также его устного свидетельства однозначно выяснилось, что таинство крещения было совершено над ним правильно, через троекратное погружение в воду. Согласно свидетельству о крещении №632 от 17.06.1996 г. таинство было совершено в Фили (Аттика) 17.06.1996г. иереем Климисом Агионуприанитисом священником старостильного Синода «Противостоящих» возглавляемого митр. Киприаном, Филийским и Аропосским. Тогда же над еп. Иаковом был совершен и монашеский постриг. Миссионерский отдел получил подтверждение этой информации от старостильного Синода «Противостоящих». Духовенство Синода «Противостоящих» ведет свое иерархическое преемство от РПЦЗ и таким образом, ни крещение, ни иноческий постриг еп. Иакова не вызывает никаких сомнений.

Относительно епископской хиротонии еп. Иаков предоставил также все необходимые документы. Так согласно ставленой грамоте №030/949 выданной 15(28).12.1998г. он был рукоположен во все степени священства митр. Афинским Тимофеем (Афанасиу), предстоятелем старостильного Синода греческой диаспоры Канады и Америки в сослужении еп. Илионского и Аттического Павла (Хатксикуриаку). Таким образом, стал вопрос об апостольской преемственности духовенства старостильного Синода греческой диаспоры Канады и Америки.

В связи с этим, еп. Иаков наряду с другими материалами предоставил и документ, в котором отражена цепочка апостольской преемственности архиереев старостильного Синода греческой диаспоры Канады и Америки.

Данный документ был подвергнут всестороннему исследованию в процессе, которого выяснилось, что все нынешние архиереи старостильного Синода греческой диаспоры ведут свое преемство от епископов Русской новообрядческой церкви в Америке, сторонников так называемого Обновленческого движения. Относительно же обновленческой иерархии Древлеправославный Освященный Собор 1925 года постановил: «Принимать епископов от Господствующей церкви, то есть, принявших епископство до поместного собора в Москве, 1923г.». Важным фактом является и то обстоятельство, что 02(15) января 1924 года новообрядческий Патриарх Тихон вместе со своим Синодом издал постановление № 3 о непризнании каноничности обновленческой иерархии: «Всех уклонившихся в «обновленчество» и состоящих вне общения с Патриархом считать отколовшимися от Православной Церкви - состоящими в расколе; иерархию, как и управление у обновленцев, - незаконным». Таким образом, с 02(15) января 1924 года все без исключения обновленческие иерархи были низложены своим законным священноначалием. Исходя из вышесказанного, представляется невозможным признать действительной хиротонию всех архиереев старостильного Синода греческой диаспоры Канады и Америки. Следовательно, представляется невозможным признать законным как сам Синод, так и все находящееся в его подчинении духовенство.

После всестороннего обсуждения доклада Преосвященного Сергия Архиерейский Собор признал правильными действия священнослужителей принявших в общение старостильного еп. Иакова 9(22) мая 2005 года во святом граде Иерусалиме. Также Собор согласился с доводами Миссионерского отдела относительно крещения, иноческого пострига и хиротонии еп. Иакова в связи с чем определил признать крещение и иноческий постриг совершенными правильно, а посвящение в священные степени совершенное старостильным Синодом греческой диаспоры Канады и Америки недействительным.

Далее Собор перешел ко второму вопросу Повестки дня и преступил к выбору кандидатов в епископский сан на вдовствующие кафедры. После всестороннего обсуждения Собор принял следующие постановления:

 1) Архиерейский Собор определил избрать кандидатом в епископский сан на Волжскую кафедру настоятеля древлеправославного храма в честь Покрова Пресвятыя Богородицы города Самары протоиерея Саву Тихова.

 2) В связи с присоединением к Древлеправославной Церкви епископа старостильного Синода греческой диаспоры Канады и Америки и исходя из канонических правил (8 пр. I-го Вселенского Собора; 56 (67) пр. Карфагенского Собора) Собор принял решение учредить на территории Святой Земли и Западной Европы святую епископию Сионскую и Западноевропейскую. Также Собор определил избрать кандидатом на вновь учрежденную кафедру Сионскую и Западноевропейскую инока Иакова бывшего епископа старостильного Синода греческой диаспоры Канады и Америки.

В процессе работы Собора рядом священнослужителей вновь был поднят вопрос о необходимости поиска путей преодоления церковных нестроений в Азово-Черноморской епархии и врачевания все еще кровоточащей раны раскола среди христиан Северного Кавказа и Краснодарского края, а также города Курска и других мест. В этой связи Архиерейский Собор принял решение обратиться с Воззванием ко всем христианам, которые не находятся в общении со священноначалием Древлеправославной Церкви и призвать их восстановить утраченный мир и церковное единство.

Еще одним предметом обсуждения явился вопрос церковной дисциплины. Священноначалию Древлеправославной Церкви стали известны случаи, когда за совершение таинств и других церковных чинопоследований некоторые священнослужители, а также руководители Приходских Советов требуют непомерную плату, извращая тем самым учение Спасителя о Церкви, как о единой братской семье, и о Дарах Духа, как о Дарах беспрепятственно доступных каждому достойному православному христианину. В этой связи Архиерейский Собор принял решение обратиться с Воззванием ко всем древлеправославным христианам и призвать всех их твердо следовать путем Евангелия и не превращать Дом Господень в вертеп разбойников, дабы не подвергнуться за это гневу Божию и каноническим прещениям со стороны священноначалия.

 26 октября в Покровском кафедральном Соборе состоялась патриаршая служба, за которой Святейший Патриарх Александр совершил иноческий постриг над протоиереем Савой Тиховым принявшем в иночестве имя в честь прп. Савина, епископа Катанского (день памяти 15 октября по с.ст.) и рукоположил в диаконский сан инока Иакова.

 27 октября в Покровском кафедральном Соборе состоялась патриаршая служба, за которой Святейший Патриарх Александр хиротонисал иеродиакона Иакова в сан священника и в сослужении Преосвященного епископа Сибирского Сергия рукоположил в епископский сан на Волжскую кафедру священоинока Савина.

 28 октября в Покровском кафедральном Соборе состоялась патриаршая служба, за которой Святейший Патриарх Александр в сослужении Преосвященного епископа Сибирского Сергия и Преосвященного епископа Волжского Савина рукоположили в епископский сан на Сионскую и Западноевропейскую кафедру священноинока Иакова.

Архиерейский Собор призывает всех чад Древлеправославной Церкви воздать благодарение Богу за совершившееся и отныне поминать в своих молитвах Преосвященного Савина, епископа богоспасаемой епископии Волжской и Преосвященного Иакова, епископа богоспасаемой епископии Сионской и Западноевропейской.

 30 октября в Покровском кафедральном Соборе состоялась торжественная патриаршая служба, в которой приняли участие все священнослужители, участвовавшие в деяниях Архиерейского Собора. Данное торжество ознаменовало собой окончание работы Архиерейского Собора Древлеправославной Церкви.

 

 Святейший Патриарх АЛЕКСАНДР, Московский и всея Руси
 Преосвященный ИОСИФ, епископ Белорусский и Украинский
 Преосвященный ВАРНАВА, епископ Уральский
 Преосвященный СЕРГИЙ, епископ Сибирский
 Преосвященный САВИН, епископ Волжский
 Преосвященный ИАКОВ, епископ Сиона и всея Западныя Европы.

 ♦♦♦

 [1] Еп. Иаков является гражданином Великобритании. Чин присоединения совершил Преосвященный Сергий, епископ Сибирский по благословению Святейшего Патриарха Александра. Перед присоединением еп. Иаков исповедовался Преосвященному Сергию. Исповедь была совершена на английском языке. Чинопоследование совершалось на церковно-славянском, греческом и английском языках. В частности отречение от новообрядческого раскола еп. Иаков провозгласил на английском языке. Свидетелем и переводчиком при нем выступил Преосвященный епископ Сергий.

 

Поделиться:  
  1. Протоколы I Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (15 - 19 мая 1908 г.)
  2. Протоколы II Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (10-15 мая 1909 г.)
  3. Протоколы III Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (12-15 мая 1910 г.)
  4. Протоколы ІV Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (20-23 мая 1912 г.)
  5. Протоколы V Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (16-18 июля 1918 г.)
  6. Протокол Саратовского Съезда Русской Древлеправославной Церкви (5 декабря 1923 г.)
  7. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 мая 1924 г.)
  8. ПРОДОЛЖЕНИЕ: Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 мая 1924 г.)
  9. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (8-11 сентября 1925 г.)
  10. Постановления Собора Святой Древлеправославной Церкви Христовой (14-18 октября 1926 г.)
  11. Постановления Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-11 июня 1928 г.)
  12. Протокол Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (9-11 августа 1930 г.)
  13. Постановление Совещания епископов Русской Древлеправославной Церкви (9 ноября 1955 г.)
  14. Решение Совещания Русской Древлеправославной Церкви (31 августа 1956 г.)
  15. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (17-19 июля 1966 г.)
  16. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (14-18 сентября 1983 г.)
  17. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (19-21 октября 1988 г.)
  18. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (18-21 июня 1992 г.)
  19. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (10-11 февраля 1993 г.)
  20. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (5 июня 1996 г.)
  21. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (6-9 июня 1996 г.)
  22. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-5 сентября 1997 г.)
  23. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 октября 1997 г.)
  24. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (29-30 января 1998 г.)
  25. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 мая 2000 г.)
  26. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 февраля 2001 г.)
  27. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (5 апреля 2001 г.)
  28. Деяния II Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (8 апреля 2001 г.)
  29. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (28 февраля - 3 марта 2002 г.)
  30. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 ноября 2003 г.)
  31. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2004 г.)
  32. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25 февраля - 3 марта 2005 г.)
  33. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 октября 2005 г.)
  34. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (29 июня - 2 июля 2006 г.)
  35. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2007 г.)
  36. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-27 декабря 2007 г.)
  37. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (14-18 мая 2008 г.)
  38. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (13-17 мая 2009 г.)
  39. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 декабря 2009 г.)
  40. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 мая 2010 г.)
  41. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (23-25 декабря 2010 г.)
  42. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (27-29 апреля 2011 г.)
  43. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 декабря 2011 г.)
  44. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 мая 2012 г.)


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология