Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25 февраля - 3 марта 2005 г.)

ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 25 ФЕВРАЛЯ - 3 МАРТА 2005 ГОДА

 25 февраля-3 марта 2005 года в богоспасаемом граде Москве в Покровском кафедральном соборе состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители и миряне, представившие многие общины Русской Древлеправославной Церкви как из России, так из ближнего и дальнего зарубежья.

 ПОВЕСТКА ДНЯ:

 1) Избрание кандидатов в епископский сан на вдовствующие кафедры.
 2) Отчет о деятельности отделов и комиссий за истекший период.
 3) Разное.

Совершив положенные начальные молитвы, древлеправославное духовенство и миряне под сводами Покровского кафедрального собора начали работу Освященного Собора.

Собор открыл святейший Патриарх Александр. В своем приветственном слове к участникам Собора Владыка призвал соборян к конструктивному участию в соборных трудах и серьезному отношению к обсуждаемым вопросам. Также святейший Патриарх обратил внимание соборян на то, что в текущем году исполняется 60 лет со дня Победы нашего народа над германскими захватчиками. Наши соотечественники с Божьей помощью пережили войну, отстояли Родину от врага и встретили Победу. На поле брани наравне с другими пало множество древлеправославных христиан, поэтому наш братский во Христе и сыновний долг перед ними вознести о упокоении их душ теплые молитвы всемилостивому Богу и возблагодарить Его о даровании нашему народу Победы над иноверным врагом. Исходя из этого Собор постановил, чтобы во всех древлеправославных храмах 9 мая 2005 года была отслужена панихида по убиенным во время брани древлеправославным христианам.

Кроме 60-летия Победы в 2005 году исполняется 100 лет со дня дарования древлеправославным христианам духовной свободы. 17 апреля 1905 г. государь император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». В воспоминание об этом Освященный Собор постановил, что бы во всех древлеправославных храмах в этот день был отслужен благодарственный молебен Всемилостивому Спасу.

После этого святейший Патриарх вместе с преосвященными владыками представили на рассмотрение Освященного Собора ряд кандидатур в епископы на праздные кафедры.

После продолжительного обсуждения этого вопроса Собор единогласно избрал в епископы на Сибирскую кафедру благочинного Забайкальской области священноинока Сергия Попкова.

 26 февраля состоялось наречение священноинока Сергия во епископа Сибирского.

 27 февраля в Покровском кафедральном соборе состоялась торжественная патриаршая служба во время которой святейший Патриарх Александр в сослужении с преосвященными епископы и всем древлеправославным духовенством участвующим в Освященном Соборе хиротонисал в епископский сан священноинока Сергия.

Освященный Собор призывает всех чад Русской Древлеправославной Церкви воздать благодарение Богу за совершившееся и отныне поминать в своих молитвах преосвященного Сергия, епископа богоспасаемой епископии Сибирской.

Далее святейший Патриарх предложил участникам Собора заслушать доклады отделов и комиссий.

От лица Издательского отдела выступил его председатель о. Владимир Косенков. Он оповестил Собор о деятельности отдела за истекший период. Соборяне ознакомились с уже выпущенной за последний год литературой, а также были проинформированы об изданиях готовящихся к печати. Большой акцент докладчик сделал на том, что приходы должны своевременно погашать задолженность перед издательским отделом за отпущенную им литератору, также о. Владимир призвал священнослужителей прикладывать всяческие силы к ее распространению, ибо посредством издаваемых нами книг люди узнают о духовных ценностях Древлеправославной веры.

В связи с обсуждением доклада Издательского отдела, а также по причине глубокой обеспокоенности сравнительно невысоким духовным уровнем современного христианского общества Собор принял решение поручить Издательскому отделу совместно с Миссионерским отделом подготовить и издать для назидательного чтения и изучения сущности христианского вероучения текст Священного Писания Нового Завета на русском языке. Никто не станет отрицать жизненную важность для каждого христианина постоянного изучения Священного Писания, ибо Сам Господь призвал к этому христиан: «Испытайте писания, яко вы мните вних имети живот вечныи, и та суть свидетельствующя о мне» (Иоан.зач.17). В тоже время очевидным фактом является то, что современному человеку крайне сложно изучать Священное Писание на церковно-славянском языке, существующий же на русском языке так называемый синодальный перевод нельзя признать удовлетворительным, кроме этого использование в нашей литературе цитат взятых из упомянутого перевода вызывает смущение среди древлеправославных христиан.

Вслед за Издательским отделом перед Собором выступил сотрудник Миссионерского отдела о. Андрей Марченко. Он проинформировал Собор о подготовленных под эгидой отдела книгах и брошюрах просветительской и апологетической направленности, а также о ходе переговоров с Грузинской древлеправославной церковью и представителями других религиозных конфессий. Участники Собора с большим одобрением отнеслись к тому, что между нашей Церковью и грузинскими христианами начался диалог. Соборяне выразили надежду на то, что с Божией помощью, совместными усилиями нашим христианам удастся преодолеть тягостное многолетнее разделение и убрать все преграды к тому, чтобы едиными устами славить и воспевать пречестное и великолепое имя Пресвятой Троицы.

Далее о. Андрей Марченко зачитал участникам Собора доклад относительно исследования обстоятельств учреждения Белокриницкой иерархии. Участники Собора единодушно выразили свое согласие с докладчиком. Все были едины во мнении, что мы должны беспристрастно, объективно, непредвзято подойти к решению вопроса о белокриницких, не боятся того, что при исследовании могут быть получены материалы о митрополите Амвросии, которые не укладываются в наше сегодняшнее о нем представление. Наша позиция по белокриницкому вопросу должна быть очищена от досужих вымыслов и несправедливых обвинений. Относительно Белокриницкой иерархии необходимо указать лишь то, что является явным и неоспоримым, а беспочвенные предположения должны быть оставлены. Исходя из этого Собор постановил прекратить деятельность комиссии по Белокриницкому вопросу созданной Собором 1997 года. Одновременно участники Собора приняли решение учредить новую комиссию по исследованию вопроса происхождения Белокриницкой иерархии под эгидой Миссионерского отдела. Кроме сотрудников отдела к работе комиссии решено привлечь следующих священнослужителей: о. Никанор Кречетов, о. Василий Пчелинцев, о. Александр Семиклетов, о. Трофим Кирилла. Также в постоянные члены Миссионерского отдела избраны о. Епифаний Мигалев и о. Александр Разуванов.

Собор поручил созданной комиссии всесторонне исследовать, как с канонической, так и с исторической точки зрения, все доступные материалы, касающиеся учреждения Белокриницкой иерархии и представить результаты своей работы на рассмотрение Освященного Собора. Также участники Собора призывают всех древлеправославных христиан вознести искренние молитвы Богу о плодотворной деятельности комиссии, ибо сказано: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Прит.16:3).

Далее перед Собором выступили члены дисциплинарной комиссии о. Никанор Кречетов и о. Сава Тихов. Они сообщили участникам Собора о том, какие приходы они посетили за прошедшее время, а также рассказали, каким священнослужителям и какую оказали духовную помощь.

Ввиду недавней кончины двух членов дисциплинарной комиссии Собор счел необходимым пополнить ее состав и включить в нее о. Михаила Макеева и о. Сергия Громова.

Также в связи с отчетом комиссии стал вопрос об учреждении благочинных округов в ряде епархий. Основываясь на постановлениях Хвалынского Собора 1925 г. соборяне приняли решение учредить в Древлеправославной Церкви следующие благочинья:

  1. Слобожанское благочинье на территории Белоруской и Украинской епархии. Благочинным назначить иерея Николу Просина.
  2. Иргизское благочинье на территории Волжской епархии. Благочинным назначить протоиерея Саву Тихова.
  3. Керженское благочинье на территории Волжской епархии. Благочинным назначить иерея Вениамина Лаврентьева.
  4. Кубанское благочинье на территории Азово-Черноморской епархии Благочинным назначить протоиерея Иллариона Харнаныкина.
  5. Благочинье приходов Уральской епархии. Благочинным назначить протоиерея Никанора Кречетова.

Права и обязанности благочинных регламентированы Хвалынским Собором 1925 года, так на благочинных возлагается обязанность следить за состоянием храмов благочинья, нравственностью и поведением духовенства. Им принадлежит общее руководство и наблюдение за порядком и правильным течением религиозной жизни и пастырской деятельности в приходах. Они обязаны составлять отчет о религиозно-нравственном состоянии приходов благочинья за истекший год и представлять его правящему архиерею и Архиерейскому Собору.

После этого были заслушаны доклады отдела образования и катехизации и строительно-реставрационного отдела. По ряду причин Собор счел необходимым обновить состав строительно-реставрационного отдела и избрал в него следующих лиц: о.Вениамин Лаврентьев (председатель), о. Никола Просин, о. Александр Разуванов, о. Игорь Солдатов. Также в состав ООК был включен о. Александр Семиклетов.

Заслушав отчеты отделов и комиссий Собор перешел к рассмотрению проблем внутрецерковной жизни.

В этой связи участники Собора обсудили факт ухода двух наших священнослужителей из Древлеправославной Церкви в Московскую старообрядческую Митрополию. Соборяне выразили крайнее недоумение относительно столь скоропалительного и необдуманного поступка данных лиц, но в тоже время единогласно засвидетельствовали, что Церковь, как любящая мать всегда готова принять в свое лоно каждое чадо отпавшее от нее кознями вселукавого диавола. Собор призывает всех древлеправославных христиан с пониманием отнестись к произошедшему инциденту, ибо подобные примеры бывали в истории Христовой Церкви и ранее, начиная от дней земной жизни Христа Спасителя, когда от единения христианского отпал один из апостолов. После этого, к великому сожалению, от Церкви отпали еще миллионы людей, тем не менее она неизменно пребывает во вселенной спасая тех, кто желает спасения. Нас недолжна смущать ни малочисленность Церкви, ни количество предавших ее, ибо Господь дал нам утешительное обетование, что Церковь Его «и врата адова не удолеют» (Матф.зач.67-е); «Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам цартво» (Лук.зач.67-е). «идеже бо eста два или триe собрани во имя Мое, ту eсмь посреде их» (Матф.зач.76-е).

О ренегатах же Собор посчитал нужным дать следующее разъяснение. Вольский съезд 1901 года отверг за недостойное поведение «никуда негодного священника» Григория Карабиновича. В Деяниях съезда об этом сказано: «Григория Карабиновича не должны допускать навсегда... А тех людей, которые после означенного собора будут принимать вышеозначенных священников и исправлять у них все таинства церковные, принимать вторым чином»[1]. Будучи отвергнут в древлеправославных приходах честолюбивый о. Карабинович обратился на Рогожское кладбище, где был с радостью принят. Вот с каким пафосом писал журнал «Старообрядец» о переходе о. Карабиновича: «Добрые их пастыри оставляют беглопоповство, как например священник Гр. Карабинович, - и присоединяются ко св. церкви», - но вскоре эйфория прошла и белокриницкие христиане разобрались в истинных мотивах, которые привели о. Карабиновича на Рогожское кладбище. За недостойное поведение он был запрещен в служении, а журнал «Церковь» дал об о. Карабиновиче такой отзыв: «Он обнаружил способность перемывать грязное белье... Недаром же не держат его долго ни в одном приходе. К кому он только ни подлаживался, и всюду от него сторонятся... все же лучше подальше от таких авантюристов, они вносят в чистую среду нехороший запах. Можно и клопа пожалеть, но необходимо от него избавиться»[2]. Думаем, что и относительно современных ренегатов время расставит все точки над i. Впрочем, одно то, что за ними не последовали их прихожане, само по себе уже говорит не в пользу пасторских качеств перешедших священнослужителей, ибо Христос Спаситель сказал о добром пастыре так: «Овця по нем идут, яко ведят глас его. По чужему же нейдут, но бежат от него, яко не знают чужаго гласа... пастырь добрыи душу свою полагает за овця, а наемник, иже несть пастырь, ему же несуть овця своя, видит волка грядуща, и оставляет овця и бегает» (Иоан.зач.35-е). Они без сожаления бросили вверенную им Богом паству, даже не попытавшись объясниться с ней и поделиться открывшейся им вдруг «истиной». Этим они показали свое полное безразличие к своим духовным чадам и небрежение к исполнению своих пастырских обязанностей. Едва ли можно ожидать от человека, предавшего родных детей, заботы о приемных, так же и от пастыря, пренебрегшего первоначальной своей паствой, усердного служения по отношению к пастве новой. Впрочем, все это уже не является предметом заботы Русской Древлеправославной Церкви.

Далее Собор заслушал доклады с мест. Священнослужители и миряне, представлявшие на Соборе свои общины доложили о состоянии дел в своих приходах, поделились своими радостями и проблемами, а также решили ряд вопросов связанных с их пастырской деятельностью.
 3 марта на память восстановления Патриаршества в Древлеправославной Церкви в Покровском кафедральном Соборе была совершена торжественная патриаршая служба, ознаменовавшая собой окончание работы Освященного Собора.

  ♦♦♦

 [1] Постановления Вольских съездов 1890-1906гг., М., 1909г., стр. 24.

 [2] Жур. «Церковь», 1912 г., №18, стр. 44.

 Информация с официального сайта Русской Древлеправославной Церкви.

Поделиться:  
  1. Протоколы I Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (15 - 19 мая 1908 г.)
  2. Протоколы II Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (10-15 мая 1909 г.)
  3. Протоколы III Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (12-15 мая 1910 г.)
  4. Протоколы ІV Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (20-23 мая 1912 г.)
  5. Протоколы V Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (16-18 июля 1918 г.)
  6. Протокол Саратовского Съезда Русской Древлеправославной Церкви (5 декабря 1923 г.)
  7. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 мая 1924 г.)
  8. ПРОДОЛЖЕНИЕ: Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 мая 1924 г.)
  9. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (8-11 сентября 1925 г.)
  10. Постановления Собора Святой Древлеправославной Церкви Христовой (14-18 октября 1926 г.)
  11. Постановления Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-11 июня 1928 г.)
  12. Протокол Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (9-11 августа 1930 г.)
  13. Постановление Совещания епископов Русской Древлеправославной Церкви (9 ноября 1955 г.)
  14. Решение Совещания Русской Древлеправославной Церкви (31 августа 1956 г.)
  15. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (17-19 июля 1966 г.)
  16. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (14-18 сентября 1983 г.)
  17. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (19-21 октября 1988 г.)
  18. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (18-21 июня 1992 г.)
  19. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (10-11 февраля 1993 г.)
  20. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (5 июня 1996 г.)
  21. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (6-9 июня 1996 г.)
  22. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-5 сентября 1997 г.)
  23. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 октября 1997 г.)
  24. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (29-30 января 1998 г.)
  25. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 мая 2000 г.)
  26. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 февраля 2001 г.)
  27. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (5 апреля 2001 г.)
  28. Деяния II Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (8 апреля 2001 г.)
  29. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (28 февраля - 3 марта 2002 г.)
  30. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 ноября 2003 г.)
  31. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2004 г.)
  32. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25 февраля - 3 марта 2005 г.)
  33. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 октября 2005 г.)
  34. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (29 июня - 2 июля 2006 г.)
  35. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2007 г.)
  36. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-27 декабря 2007 г.)
  37. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (14-18 мая 2008 г.)
  38. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (13-17 мая 2009 г.)
  39. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 декабря 2009 г.)
  40. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 мая 2010 г.)
  41. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (23-25 декабря 2010 г.)
  42. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (27-29 апреля 2011 г.)
  43. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 декабря 2011 г.)
  44. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 мая 2012 г.)


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология