Жизнь и деятельность основателя Румынской Старостильной Церкви иеромонаха Гликерия (Тэнасе)

Молодой иеромонах Гликерий (Тэнасе)Родился Георгий Тэнасе в 1891 г. на буковинской земле в деревне Миховени, располагающейся в Сучавском районе. Рано осиротев, воспитывался дедушкой, с детства приучившим внука к неизменному соблюдению постов и неотступному посещению богослужений. В 1916 г. Георгий поступил в монастырь Чэтацуйя в окрестностях города Яссы, а через восемь месяцев он был пострижен в монашество с именем Гликерий. Рукоположение монаха Гликерия во иеродиакона состоялось в 1918 г., а в 1920 г. иеродиакон Гликерий принял иерейское посвящение. До 1922 г. иеромонах Гликерий служил в Нямецкой Лавре и Чэтацуйском монастыре, после чего был назначен настоятелем скита Прокров, размещавшегося в нямецких горах и насчитывавшего трех насельников. Спустя немного времени иеромонах Гликерий пригласил к себе в скит нямецкого иеродиакона Давида (Бидаску), на всю жизнь сохранившего безраздельную преданность своему настоятелю и духовнику.

Календарная реформа в Румынской Церкви была проведена 1/14 октября 1924 г. в день памяти святой Параскевы, особо почитаемой в Молдавии. Данное обстоятельство отразилось на умонастроениях прокровских отшельников, единственных во всей Румынии отказавшихся принять реформу и продолжавших совершать богослужения по юлианскому исчислению. Вскоре до труднодоступного горного скита дошла одна из листовок, распространяемых иеромонахом Арсением (Коттеасом), в которой последний призывал всех румынских православных сопротивляться новостильной реформе, якобы являющейся капитуляцией перед римо-католицизмом. Примечательной деталью этого воззвания является апелляция к примеру Александрийской, Анитохийской и Иерусалимской Православных Церквей, сохранявших юлианское исчисление . Данный пример еще раз подчеркивает необходимость всеправославного согласования и единовременного проведения всех церковных реформационных программ.

Воззвание афонского монаха вдохновило обитателей скита (которых к тому времени было уже двенадцать) на продолжение сопротивления. Еще более укрепил их решимость приезд в Прокров самого автора листовок иеромонаха Арсения.

В 1926 г. Румынский Патриархат, согласно переведенной на новый календарный стиль Пасхалии, совершал празднование Святой Пасхи в один день с Римо-Католической Церковью, что вызвало смущение не только у мирян, но и среди духовенства. Так, митрополит Бессарабский Гурий всенародно подверг патриарха Румынского Мирона (Кристю) резкой критике и, игнорируя патриаршее распоряжение, повелел в храмах своей епархии совершать пасхальные торжества по старому стилю.

Реакцией иеромонаха Гликерия и иеродиакона Давида на совпадение православного празднования Пасхи с католическим было принятие решения об оставлении осенью 1925 года своего скита с целью удаления в пустынное место. В это же самое время настоятель Прокрова был вызван на беседу к возглавлявшему Нямецкую Лавру епископу Никодиму (Мунтяну), будущему Румынскому патриарху (1939-1948). Последний уговаривал ставшего на путь раскола иеромонаха не противиться Матери-Церкви и принять календарную реформу, обещая вознаградить за послушание назначением на настоятельство в скит Вовидение . После обсуждения с насельниками Прокрова, данное предложение было отвергнуто, а иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид, как и планировалось ранее, в ноябре 1925 г. удалились в пустынное место у оврага Корои. Весной 1926 г. они построили хижину с тремя комнатами, одна из которых использовалась как часовня. В скором времени к отшельникам присоединились покинувшие скит Сихастрия иеромонах Памва и монахи Вениамин и Галактион, также недовольные календарной реформой. Таким образом была образована первая в Румынии старостильническая монашеская община.

Иеромонах Гликерий (Тэнасе) (справа) и иеродиакон Давид (Бидаску) (слева). 1951 год.

 По истечении двухлетней изоляции от внешнего мира иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид в 1927 г. отправились на Святую Гору Афон, где проживали в течение года и были пострижены великую схиму. Вернувшись в 1928 г. в Румынию, они возвратились к своему уединению у оврага Корои, а в скором времени обрели первых последователей среди мирян. Ими стали пастухи из близлежащей деревни Вынэтори-Нямц, в доме одного из которых была устроена часовня. В 1929 г. иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид были арестованы и преданы суду по обвинению в несанкционированном совершении богослужений и пропаганде раскола. Однако суд вынес старокалендаристам оправдательный приговор с условием их переселения в другое место. Вся последующая жизнь непокорных монахов представляла собой непрекращающуюся цепь скитаний, бегства от полиции, арестов и допросов, воспринимаемых ими как страдания за истину.

Поделиться:  


в разработке
Модульные котельные Модульные котельные. Качественно и надежно. Хорошие условия Смотрите gazpromenergostroi.ru

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Юрист Дмитрий Сергеевич Поречный Журнал для юристов vash-lichnii-yurist.ru