Жизнь и деятельность основателя Румынской Старостильной Церкви иеромонаха Гликерия (Тэнасе)

Молодой иеромонах Гликерий (Тэнасе)Родился Георгий Тэнасе в 1891 г. на буковинской земле в деревне Миховени, располагающейся в Сучавском районе. Рано осиротев, воспитывался дедушкой, с детства приучившим внука к неизменному соблюдению постов и неотступному посещению богослужений. В 1916 г. Георгий поступил в монастырь Чэтацуйя в окрестностях города Яссы, а через восемь месяцев он был пострижен в монашество с именем Гликерий. Рукоположение монаха Гликерия во иеродиакона состоялось в 1918 г., а в 1920 г. иеродиакон Гликерий принял иерейское посвящение. До 1922 г. иеромонах Гликерий служил в Нямецкой Лавре и Чэтацуйском монастыре, после чего был назначен настоятелем скита Прокров, размещавшегося в нямецких горах и насчитывавшего трех насельников. Спустя немного времени иеромонах Гликерий пригласил к себе в скит нямецкого иеродиакона Давида (Бидаску), на всю жизнь сохранившего безраздельную преданность своему настоятелю и духовнику.

Календарная реформа в Румынской Церкви была проведена 1/14 октября 1924 г. в день памяти святой Параскевы, особо почитаемой в Молдавии. Данное обстоятельство отразилось на умонастроениях прокровских отшельников, единственных во всей Румынии отказавшихся принять реформу и продолжавших совершать богослужения по юлианскому исчислению. Вскоре до труднодоступного горного скита дошла одна из листовок, распространяемых иеромонахом Арсением (Коттеасом), в которой последний призывал всех румынских православных сопротивляться новостильной реформе, якобы являющейся капитуляцией перед римо-католицизмом. Примечательной деталью этого воззвания является апелляция к примеру Александрийской, Анитохийской и Иерусалимской Православных Церквей, сохранявших юлианское исчисление . Данный пример еще раз подчеркивает необходимость всеправославного согласования и единовременного проведения всех церковных реформационных программ.

Воззвание афонского монаха вдохновило обитателей скита (которых к тому времени было уже двенадцать) на продолжение сопротивления. Еще более укрепил их решимость приезд в Прокров самого автора листовок иеромонаха Арсения.

В 1926 г. Румынский Патриархат, согласно переведенной на новый календарный стиль Пасхалии, совершал празднование Святой Пасхи в один день с Римо-Католической Церковью, что вызвало смущение не только у мирян, но и среди духовенства. Так, митрополит Бессарабский Гурий всенародно подверг патриарха Румынского Мирона (Кристю) резкой критике и, игнорируя патриаршее распоряжение, повелел в храмах своей епархии совершать пасхальные торжества по старому стилю.

Реакцией иеромонаха Гликерия и иеродиакона Давида на совпадение православного празднования Пасхи с католическим было принятие решения об оставлении осенью 1925 года своего скита с целью удаления в пустынное место. В это же самое время настоятель Прокрова был вызван на беседу к возглавлявшему Нямецкую Лавру епископу Никодиму (Мунтяну), будущему Румынскому патриарху (1939-1948). Последний уговаривал ставшего на путь раскола иеромонаха не противиться Матери-Церкви и принять календарную реформу, обещая вознаградить за послушание назначением на настоятельство в скит Вовидение . После обсуждения с насельниками Прокрова, данное предложение было отвергнуто, а иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид, как и планировалось ранее, в ноябре 1925 г. удалились в пустынное место у оврага Корои. Весной 1926 г. они построили хижину с тремя комнатами, одна из которых использовалась как часовня. В скором времени к отшельникам присоединились покинувшие скит Сихастрия иеромонах Памва и монахи Вениамин и Галактион, также недовольные календарной реформой. Таким образом была образована первая в Румынии старостильническая монашеская община.

Иеромонах Гликерий (Тэнасе) (справа) и иеродиакон Давид (Бидаску) (слева). 1951 год.

 По истечении двухлетней изоляции от внешнего мира иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид в 1927 г. отправились на Святую Гору Афон, где проживали в течение года и были пострижены великую схиму. Вернувшись в 1928 г. в Румынию, они возвратились к своему уединению у оврага Корои, а в скором времени обрели первых последователей среди мирян. Ими стали пастухи из близлежащей деревни Вынэтори-Нямц, в доме одного из которых была устроена часовня. В 1929 г. иеромонах Гликерий и иеродиакон Давид были арестованы и преданы суду по обвинению в несанкционированном совершении богослужений и пропаганде раскола. Однако суд вынес старокалендаристам оправдательный приговор с условием их переселения в другое место. Вся последующая жизнь непокорных монахов представляла собой непрекращающуюся цепь скитаний, бегства от полиции, арестов и допросов, воспринимаемых ими как страдания за истину.

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Купить картридж для принтера Поставка картриджей! Напрямую от производителя! Низкие цены! Быстро obespechat.ru