Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 мая 2000 г.)

 ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 7-9 МАЯ 2000 ГОДА 

После похорон Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Аристарха, 7-9 мая 2000 года в г. Новозыбкове Брянской области в Спасо-Преображенском кафедральном храме состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.

 ПОВЕСТКА ДНЯ СОБОРА:

 1. О положении в Русской Древлеправославной Церкви в связи с кон­чиной Архиепископа Аристарха;
 2. О расколе в приходах городов Курска и Приморско-Ахтарска, ху­тора Ново-Покровского Приморско-Ахтарского - района Краснодарского края и в пяти древлеправославных приходах республики Румыния;
 3. Отношение к предвестникам печати антихриста;
 4. Разное.

 1. Собор открыл Помощник Архиепископа епископ Московский Александр и начал с того, что наша Церковь понесла невосполнимую ут­рату в лице Архиепископа Аристарха. Епископ Московский Александр был избран Местоблюстителем престола Древлеправославного Архиепи­скопа Новозыбковского, Московского и всея Руси и в этом качестве про­водил Собор в дальнейшем.

Обращаясь к собравшимся священнослужителям, епископ Московский Александр сказал, что более двух с половиной лет в нашей Церкви не было Освященного Собора, что является ненормальным. Он отметил, что в дальнейшем такие явления недопустимы и собираться на Соборы священнослужителям надо регулярно в соответствии с каноническими правила­ми, и если это необходимо, то даже по несколько раз в году.

Священнослужители единогласно проголосовали за то, чтобы данное их заседание считать Собором, и потребовали безотлагательно избрать но­вого Архиепископа, мотивируя тем, что обстановка в Церкви крайне на­пряженная в связи с произошедшим в ряде приходов расколом. Вопрос был поставлен на голосование, и все единодушно согласились. Протоиерей Максим Лышов и протодиакон Борис Нагорнов выступили и сказали, что чин избрания нового Архиепископа должен происходить в соответствии с установившейся в Русской Древлеправославной Церкви практикой после восстановления епископства в 1923 году. Епископ Гомельский и всея Бела­руси Иосиф высказал такую мысль, что нашим Архиепископом должен быть епископ Московский Александр. Это предложение встретило одобре­ние большинства священнослужителей, которые твердо выражали мнение, что более достойной кандидатуры на этот пост нет. Отмечали при этом высокие духовные качества епископа Московского Александра, его обра­зованность, ученую богословскую степень, огромные заслуги перед Рус­ской Древлеправославной Церковью. Священнослужитель Курско-Самарской епархии священноиерей Сергий Соколов выдвинул другую кандидатуру - епископа Курского и Самарского Льва. Кандидатуру епи­скопа Льва поддержали три священника: священноиерей Сергий Соколов, Сергий Овчинников и Александр Чукаленко. Причем, священноиерей Александр Чукаленко поддержал кандидатуру и епископа Льва, и епископа. Александра. Когда ему сказали, что так нельзя и надо определиться своим голосом только в отношении одного кандидата, он отдал предпочтение епископу Льву. Священнослужитель Курско-Самарской епархии священ­ноиерей Сергий Сморогов воздержался от голосования по обеим кандида­турам. Все остальные участники Собора - епископы, протоиереи и свя­щенники, протодиаконы и архидиаконы - отдали свои голоса за кандида­туру епископа Московского Александра на сан Архиепископа Новозыб-ковского, Московского и всея Руси. Число голосов "за" составило 20.

Таким образом, подавляющим большинством голосов епископ Мос­ковский Александр был избран Архиепископом Новозыбковским, Мос­ковским и всея Руси.

Священнослужители имели суждения и по такому вопросу, когда со­вершить интронизацию нового Архиепископа: после сорокового дня по кончине Архиепископа Аристарха или в ближайшие дни. После обсужде­ния была предложена дата: вторник 9 мая 2000 года. Все участники Собора за исключением воздержавшегося Сергия Сморогова были единодушны в том, что интронизация нового Архиепископа должна состояться 9 мая 2000 года.

 2. По второму вопросу повестки дня 8 мая состоялась многочасовая дискуссия, в ходе которой выступили все участники Собора. Их выступле­ния были исполнены боли и озабоченности за духовную паству, которую учинители раскола отбили от стада Христова. На Соборе звучали беспристрастные обличения в адрес главарей раскола, лишенных сана бывшего священноинока Аполлинария (г.Курск) и бывшего диакона Георгия Ефи­мова (г.Приморско-Ахтарск), и спровоцированных ими в раскол, лишен­ного сана бывшего епископа Тульчинского Евмения (Румыния) и пребы­вающего под запрещением в священнослужении протоиерея Полиекта Ефимова. Со всей ответственностью, прямотой, не кривя душой, участники Собора говорили, что хотя учинители раскола и терзают стадо Христово, мы должны бить тревогу, чтобы вернуть паству, обманным путем похи­щенную. В частности, священноиереи Никанор Кречетов, Савва Тихов и другие священнослужители говорили, что надо проявить христианскую мудрость, чтобы всех уклонившихся в раскол вернуть в лоно Церкви Хри­стовой, и даже лишенных сана в качестве мирян, если нельзя по Законам Церкви Христовой их восстановить в сане, лишь бы стать им на спаситель­ную стезю и не погубить навеки свои души.

Участники Собора, разобрав с точки зрения канонических правил причины, по которым бывший священноинок Аполлинарий и Георгий Ефимов увели других священнослужителей и мирян в раскол, не находят канонических оснований, чтобы оправдать действия изверженных из сана Дубинина А.Г. и Георгия Ефимова. Согласно церковных правил, - отмеча­лось на Соборе, - эти зачинщики раскола и незаконно рукоположивший Георгия Ефимова в сан священника бывший епископ Тульчинский Евмений не подлежат восстановлению в священнослужении.

На Соборе разбирался вопрос и о протоиерее Полиекте, уклонившем­ся в раскол. Архиепископ Аристарх трижды письменно увещевал его вер­нуться из раскола, посылал к нему делегацию священнослужителей, но он не внял этим вразумлениям, после чего был запрещен в священнослужении Архиепископом Аристархом, но, несмотря на это, продолжает совершать священнослужение, что, согласно Церковным Законам, не дает ему теперь права обращаться к Собору за пересмотром вопроса о снятии с него за­прещения и предусматривает окончательное лишение его сана.

На Соборе разбирался вопрос о том, что если уклонившиеся в раскол и лишенные сана священнослужители прибудут на какой-либо из следую­щих Соборов нашей Церкви, то можно ли их допускать на Собор и решать какие-либо касающиеся их вопросы. Участники Собора считают, что это возможно при чистосердечном раскаивании этих людей и принесении ими достойных плодов покаяния, а также возвращении ими в лоно Церкви всей паствы, которую они оторвали от единства с Церковью Христовой, цер­ковных зданий и имущества в юрисдикцию Русской Древлеправославной Церкви. Что касается Георгия Ефимова, то от него требуется дополни­тельно еще одно глубокое раскаяние за его сотрудничество со школой Ще­тинина, которая совершенно чужда и враждебна вероучению Русской Древлеправославной Церкви. Георгий Ефимов должен признать, что шко­ла Щетинина, обладающая всеми признаками тоталитарной секты, несовместима с древлеправославным вероучением. Это покаяние должно быть совершено в такой форме, в какой на протяжении нескольких лет требовал от диакона Георгия Архиепископ Аристарх, а именно он должен разослать письменное покаяние во все приходы. Собор 1997 года принял решение поручить духовному отцу диакона Георгия протоиерею Полиекту с Божией помощью проводить духовную работу с диаконом Георгием, чтобы ему окончательно прекратить общение со Щетининым и его русской родо­вой школой, как чуждой древлеправославному вероучению. Отец Полиект дал согласие проводить эту христианскую воспитательную работу и добиться в ней успеха. Но даже в апреле 2000 года Георгий Ефимов распространяет в Краснодарском крае свое письменное воззвание «Обращение к староверу», в котором оправдывает школу Щетинина, как почти единственную возможность в настоящее время учить детей из старообрядческих семей бесплатно.

На Соборе подробно разбирались вопросы о том, как Аполлинарий (Дубинин) спровоцировал свой приход в раскол, как он на протяжении длительного времени выживал из Курска епископа Льва, какой позорный разбой и грабеж он совершил в отношении имущества епископа Льва (богослужебных книг, епархиальной документации и т.д.). Имелись сужде­ния о том, как Главное управление юстиции Курской области на незакон­ном основании сняло с регистрации Успенское древлеправославное рели­гиозное общество, входящее в юрисдикцию Русской Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии Новозыбковской, Москов­ской и всея Руси), и зарегистрировало новый приход, настоятелем которо­го является лишенный сана Дубинин А.Г.

На Соборе принято решение, обязывающее новоизбранного Архиепи­скопа Александра от имени Архиепископии обращаться в соответствую­щие государственные организации, чтобы восторжествовала законность в отношении возврата в юрисдикцию Русской Древлеправославной Церкви Успенского древлеправославного храма, которым незаконно завладели раскольники, а также Собор поддерживает действия епископа Курского и Самарского Льва, обратившегося в органы правопорядка с целью возвра­та похищенных у него богослужебных книг и других духовных ценностей и документов.

На Соборе особо подчеркнуто, что было бы очень хорошо большой группе священнослужителей выехать в город Курск и провести разъясни­тельную работу с прихожанами, которых обманным путем Дубинин А.Г. и иже с ним увели в раскол.

На Соборе разбиралась сложная обстановка в Ново-Покровском и Приморско-Ахтарском древлеправославных приходах, связанная с рас­кольнической деятельностью Георгия Ефимова и запрещенного в служении протоиерея Полиекта, обсуждались вопросы, как верующим, которые не уклонились в раскол, добиться того, чтобы у них был храм и регулярно со­вершались богослужения. На нынешнем этапе нестроений в этих приходах решено считать целесообразным направлять туда священнослужителя, ко­торый время от времени со сравнительно небольшими перерывами будет приезжать в эти приходы и выполнять для верующих духовные требы.

На Соборе были одобрены действия епископа Льва, направленные на регистрацию устава прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы в ху- торе Ново-Покровском Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Собор обязал новоизбранного Архиепископа Александра добиться перед органами юстиции перерегистрации приходов в х. Ново-Покровском и в г. Приморско-Ахтарске. Также рассматривался вопрос о том, что если верующие г. Приморско-Ахтарска и х. Ново-Покровского выберут из свое среды достойного кандидата для обучения в Высшем Древлеправославном Духовном училище с целью последующего рукоположения его в сан свя­щенника для служения в Приморско-Ахтарском районе, то этот кандидат должен пройти обучение в училище при Архиепископии.

На Соборе было принято решение, чтобы Архиепископия добилась перед, соответствующими гражданскими властями того, чтобы бывшие священнослужители, уклонившиеся в раскол, под руководством зарубеж­ных религиозных деятелей, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, не имеющих официальной регистрации в нашей стране, не совершали на территории Российской Федерации никаких Соборов и других религиоз­ных действий, что ведет к усилению раскола в Русской Древлеправославной Церкви.

На Соборе разбирался вопрос о том, что в течение многих лет ряд лиц занимается недоброжелательной деятельностью по отношению к Русской Древлеправославной Церкви, ее священнослужителям и мирянам. Боль­шинство из этих людей не является коренными древлеправославными хри­стианами, они присоединились в разные годы к нашей Церкви и сделали это не с хорошими намерениями, а чтобы всячески подрывать единство нашей Церкви, сеять смуту, вражду между верующими, между священно­служителями и паствой. Поступая как фарисеи во времена Исуса Христа, эти волки в овечьей шкуре ищут зацепки, необоснованно придираются к действиям церковной иерархии, клевещут на нее, словом исполняют рабо­ту диавола, который вселяет им мысли по разрушению Церкви Христовой.

В последние годы очагом сборищ недостойных людей, воюющих про­тив Архиепископии, стал Курский приход после того, как в начале 90-х го­дов туда переехала из Грузии семья Гавриила (по паспорту -- Альфреда) Королева и его жены Лидии Захаровой. Гавриил Королев учинил в Грузии два раскола, в течение почти 10 лет готовил раскол в Курске, обливая гря­зью клеветы в глазах верующих высшее церковное руководство нашей Церкви. Собор постановил отлучить от единства Церкви Христовой: Ли­дию Захарову, ее детей Маркияна и Ивана Королевых и сохранить над Гавриилом Королевым то запрещение, в котором он пребывает в настоя­щее время (это уже не первое над ним отлучение, как и над Маркияном). Участники Собора единогласно постановили, что во всех приходах, во всех населенных пунктах, где проживают древлеправославные христиане, верующим должно быть объявлено, что с Гавриилом, Маркияном, Иваном Королевыми и Лидией Захаровой у древлеправославных христиан не должно быть никакого близкого общения; ни в коем случае их, как отлу­ченных, нельзя допускать в храмы Божий. Также Собором отлучается от Церкви Христовой Коровин Вадим, учинитель раскола, произошедшего в Самарском приходе в 1995 году, и автор ряда гнусных клеветнических сочинений против нашей Церкви. Отлучаются от Церкви Христовой актив­ные деятели нынешнего раскола в Курске Сидорова Зинаида Гурьевна, Тишин Иван Симонович и Фазилова Ольга Васильевна. Также отлучаются от Церкви Христовой активные подрывники церковного единства Нина Насонова из Кременчуга и ее сподвижница Любовь Кошкина, которые по­стоянно разъезжают по приходам России, Украины и Беларуси и сеют сму­ту. Также отлучается от единства с Церковью Христовой Владимир родом из Феодосии (фамилия неизвестна) который разъезжает по ряду приходов, в частности, в Москве, Курске, Приморско-Ахтарске и другим и сеет цер­ковные раздоры. Все вышеуказанные миряне отлучены от Церкви Христо­вой согласно 8-му Правилу Четвертого Вселенского Собора.

 3. По третьему вопросу повестки дня участники Собора основательно познакомились с темой предвестников печати антихриста, выразили край­не серьезную озабоченность этим вопросом, целиком и полностью одобри­ли статью «Предвестники печати антихриста», опубликованную в Древлеправославном календаре за 2000 год. Было принято решение, чтобы пас­тыри использовали эту статью как руководство к действию. Собор поруча­ет издательскому отделу Архиепископии и дальше освещать на страницах древлеправославных церковных изданий вопросы, связанные с этой темой. Одновременно Собор обязывает Архиепископию обратиться с письмом в правительство РФ и изложить озабоченность священнослужителей нашей Церкви и верующих в разных концах страны в связи с введением в практи­ку ИНН, электронных карточек и других электронных документов.

 4. Участники Освященного Собора постановили созвать следующий Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви 26 октября 2000 года.

 5. 9 мая 2000 года совершилась интронизация новоизбранного Архи­епископа - Древлеправославного Архиепископа Александра Новозыбковского, Московского и всея Руси. В интронизации приняли участие все свя­щеннослужители Русской Древлеправославной Церкви участники ны­нешнего Собора.

 6. Все участники Освященного Собора выражают христианскую бла­годарность священноиерею Сергию Соколову и протодиакону Борису Нагорнову за то, что они на протяжении всей работы Собора в нужные мо­менты сразу же приводили нужные канонические правила, разные богословско-исторические доводы по разбираемым вопросам и тем самым ока­зывали помощь в работе Собора.

 Информация с официального сайта Русской Древлеправославной Церкви.

Поделиться:  
  1. Протоколы I Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (15 - 19 мая 1908 г.)
  2. Протоколы II Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (10-15 мая 1909 г.)
  3. Протоколы III Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (12-15 мая 1910 г.)
  4. Протоколы ІV Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (20-23 мая 1912 г.)
  5. Протоколы V Всероссийского Съезда Древлеправославных Христиан (16-18 июля 1918 г.)
  6. Протокол Саратовского Съезда Русской Древлеправославной Церкви (5 декабря 1923 г.)
  7. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 мая 1924 г.)
  8. ПРОДОЛЖЕНИЕ: Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 мая 1924 г.)
  9. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (8-11 сентября 1925 г.)
  10. Постановления Собора Святой Древлеправославной Церкви Христовой (14-18 октября 1926 г.)
  11. Постановления Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-11 июня 1928 г.)
  12. Протокол Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (9-11 августа 1930 г.)
  13. Постановление Совещания епископов Русской Древлеправославной Церкви (9 ноября 1955 г.)
  14. Решение Совещания Русской Древлеправославной Церкви (31 августа 1956 г.)
  15. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (17-19 июля 1966 г.)
  16. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (14-18 сентября 1983 г.)
  17. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (19-21 октября 1988 г.)
  18. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (18-21 июня 1992 г.)
  19. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (10-11 февраля 1993 г.)
  20. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (5 июня 1996 г.)
  21. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (6-9 июня 1996 г.)
  22. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-5 сентября 1997 г.)
  23. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 октября 1997 г.)
  24. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (29-30 января 1998 г.)
  25. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (7-9 мая 2000 г.)
  26. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 февраля 2001 г.)
  27. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (5 апреля 2001 г.)
  28. Деяния II Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (8 апреля 2001 г.)
  29. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (28 февраля - 3 марта 2002 г.)
  30. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 ноября 2003 г.)
  31. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2004 г.)
  32. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (25 февраля - 3 марта 2005 г.)
  33. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-30 октября 2005 г.)
  34. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (29 июня - 2 июля 2006 г.)
  35. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (4-9 мая 2007 г.)
  36. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (25-27 декабря 2007 г.)
  37. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (14-18 мая 2008 г.)
  38. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (13-17 мая 2009 г.)
  39. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 декабря 2009 г.)
  40. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 мая 2010 г.)
  41. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (23-25 декабря 2010 г.)
  42. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (27-29 апреля 2011 г.)
  43. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви (22-25 декабря 2011 г.)
  44. Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви (3-6 мая 2012 г.)


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология