УАПЦ в годы "патриаршества" Димитрия (Яремы) (1993-2000)

Как уже упоминалось ранее, в июне 1992 г. был проведен "Всеукраинский Православный Собор", на котором состоялось объединение "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) с последователями уклонившегося в раскол бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко), лишенного священного сана в Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Итогом этого объединения стало возникновение новой неканонической религиозной организации "Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат" (УПЦ КП). Не признав образование Киевского Патриархата,  Предстоятель УАПЦ "патриарх Киевский и всея Украины" Мстислав (Скрыпник) объявил недействительными все решения "Всеукраинского Церковного Собора" и призвал "епископат", "духовенство" и мирян возвращаться из Киевского Патриархата в возглавляемую им "Украинскую Автокефальную Православную Церковь".  Обращения "патриарха" Мстислава к своим последователям, перешедшим в УПЦ КП, имели определенный резонанс, однако полного восстановления УАПЦ так и не произошло.

 Архиепископ Петр (Петрусь). Фото 1993 г.Епископ Михаил (Дуткевич) Фото 1993 г.

К моменту смерти "патриарха Киевского и всея Украины" Мстислава (Скрыпника), произошедшей  11 июня 1993 г., в юрисдикцию "Украинской Автокефальной Православной Церкви" вернулось только два "архиерея" УАПЦ:

Распоряжением "патриарха" Мстислава (Скрыпника), сделанным в декабре 1992 г., "архиепископ" Петр (Петрусь) был назначен Управляющим делами "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Данная должность предполагала фактическое руководство УАПЦ в период отсутствия в Украине "патриарха" Мстислава.

Временно возглавив "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" после смерти "патриарха" Мстислава, "архиепископ" Петр (Петрусь) приступил к замещению вакантных епархий УАПЦ за счет проведения новых "архиерейских" хиротоний. Так, в конце июня - начале июля 1993 г. "архиепископом" Петром (Петрусем) и "епископом" Михаилом (Дуткевичем) были рукоположены:

Епископ Феоктист (Пересада). Фото 1993 г.Епископ Игорь (Исиченко).    Фото 1993 г.

В это же время в "Украинской Православной Церкви США и Диаспоры" ("УПЦ США и Диаспоры") на место почившего "патриарха" Мстислава был избран "митрополит Иринупольский" Константин (Баган), взявший курс на дистанцирование от "Украинской Автокефальной Православной Церкви" и сближение с Константинопольским Патриархатом. Весной 1995 г. "УПЦ США и Диаспоры" на правах митрополии была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

Оказавшись в изоляции от  американских епархий "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (т.е. от "УПЦ США и Диаспоры"), украинские "иерархи" УАПЦ были вынуждены самостоятельно избирать "патриарха Киевского и всея Украины". Наиболее подходящей кандидатурой на эту должность ими был признан протоиерей Владимир Ярема, который в конце августа 1993 г. был пострижен в монашество с наречением имени Димитрий, а 5 сентября 1993 г. рукоположен во "епископа Переяславского и Сичеславского".

Избрание нового Предстоятеля "Украинской Автокефальной Православной Церкви" состоялось Втором Поместном Соборе УАПЦ, проходившем 7 сентября 1993 г. в Киеве. Избранный "патриархом Киевским и всея Украины", "епископ" Димитрий (Ярема) был возведен на "патриарший престол УАПЦ" 14 октября 1993 г.

Сразу же после своей интронизации "патриарх" Димитрий приступил к разрешению многих накопившихся проблем, связанных с юридическим статусом и административным устройством "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Сложность ситуации заключалась в том, что с июля 1992 г. УАПЦ не имела официальной гражданской регистрации и это существенно ограничивало ее религиозную деятельность. Еще в  июле  1992 г. Совет по делам религий Украины провел регистрацию Киевского Патриархата с признанием за ним правопреемства от "Украинской Автокефальной Православной Церкви", что не было признано "патриархами" УАПЦ Мстиславом (Скрыпником) и Димитрием (Яремой). Предстоятели УАПЦ последовательно добивались повторной регистрации Устава в редакции 1990 г., но их усилия успеха не имели.  Во многом сложившаяся ситуация объяснялось тем, что гражданские власти Украины в то время оказывали всемерную поддержку Киевскому Патриархату, намеренно затягивая и усложняя процедуру регистрации УАПЦ. Лишь только 5 июня 1995 г. был официально зарегистрирован Устав "Украинской Автокефальной Православной Церкви", который, тем не менее, не предполагал искомого правопреемства от УАПЦ, зарегистрированной в 1990 г.

Патриарх Димитрий (Ярема), Предстоятель УАПЦПатриарх Владимир (Романюк), Предстоятель УПЦ КП

В 1995 г. наметились тенденции к сближению "Украинской Автокефальной Православной Церкви" и "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" с перспективой объединения их в единую церковную структуру. Устные договоренности об этом были достигнуты между Предстоятелем УАПЦ "патриархом Киевским" Димитрием (Яремой) и Предстоятелем УПЦ КП "патриархом Киевским" Владимиром (Романюком). В качестве одного из условий объединения "патриархи" видели сложение с себя всех "первосвятительских" полномочий и избрание нового "патриарха Киевского и всея Украины". После неожиданной смерти "патриарха" Владимира (Романюка), произошедшей 14 июля 1995 г., фактическое руководство Киевским Патриархатом перешло к "Местоблюстителю патриаршего престола" "митрополиту Киевскому" Филарету (Денисенко). В это время для многих стало очевидно, что "митрополит" Филарет видит свое будущее в качестве нового Предстоятеля УПЦ КП в сане "патриарха Киевского и всея Украины". Однако деспотичный характер "Местоблюстителя патриаршего перестола" отталкивал от него многих последователей Киевского Патриархата и крайне осложнял перспективы объединения УАПЦ и УПЦ КП в "единую Поместную Церковь".

Обсуждение сложившейся ситуации произошло на расширенном Архиерейском Соборе "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившем 12 октября 1995 г.  Этот Собор принял решение обратиться с официальным посланием к Киевскому Патриархату и призвать "митрополита" Филарета (Денисенко) к отводу своей кандидатуры с гарантиями непременного сложения полномочий и Предстоятелем УАПЦ "патриархом Киевским" Димитрием (Яремой). Однако "митрополит" Филарет проигнорировал как уже имевшиеся договоренности между "патриархами" УАПЦ и УПЦ КП, так и обращение Архиерейского Собора УАПЦ. 20 октября 1995 г. он созвал Поместный Собор "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата", на котором был избран новым Предстоятелем УПЦ КП в сане "патриарха Киевского и всея Руси-Украины". 

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (Денисенко)

Избрание "патриарха" Филарета (Денисенко) отложило на неопределенный срок перспективу объединения "Украинской Автокефальной Православной Церкви" и "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". Кроме того, многие противники этого избрания из числа последователей Киевского Патриархата в знак своего протеста перешли в юрисдикцию УАПЦ. Среди "иерархов" УПЦ КП, перешедших в УАПЦ по названной причине, оказались следующие лица:

В результате присоединения вышеназванных "архиереев" численность приходов "Украинской Автокефальной Православной Церкви" увеличилась вдвое (с 616 до 1209). 

 Епископ Иоанн (Модзалевский)Епископ Стефан (Линицкий)

Летом 1996 г. по благословению "патриарха Киевского и всея Украины" Димитрия (Яремы) произошло учреждение в пределах Российской Федерации автономной структуры "Украинской Автокефальной Православной Церкви", получившей наименование "Российская Истинно-Православная Церковь" (РосИПЦ). В том же 1996 г. "иерархами" УАПЦ для РосИПЦ были рукоположены новые "архиереи":

Следеут отметить, что присоединившиеся осенью 1995 г. к УАПЦ бывшие "архиереи" Киевского Патриархата воспринимали свой шаг не просто как переход в другую церковную юрисдикцию, а как реализацию договоренности "патриархов" Димитрия (Яремы) и Владимира (Романюка) по объединению "Украинской Автокефальной Православной Церкви" и "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". В конце октября 1995 г. "архиереями" УАПЦ и бывшими "иерархами" УПЦ КП был подписан "Акт объединения Церквей", а "патриарх" Димитрий (Ярема) гарантировал сложение с себя патриаршего звания на предстоящем Поместном Соборе "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Не вызывает никаких сомнений, что "архиереи", выступавшие от лица Киевского Патриархата, не обладали юридическими и церковными полномочиями, необходимыми для объединения УПЦ КП с УАПЦ. Данное обстоятельство у многих вызвало вполне обоснованные сомнения в правомочности "Акта объединения Церквей".

 Патриарх Димитрий (Ярема)Епископ Игорь (Исиченко)

После подписания "Акта объединения Церквей" последователи "Украинской Автокефальной Православной Церкви" разделились на две партии. Большинство "архиереев" признавало слияние УАПЦ и УПЦ КП свершившимся фактом, однако "епископ Харьковский и Полтавский" Игорь (Исиченко) категорически воспротивился этому, заявив о том, что реальное объединение может быть совершено только на Поместном Соборе УАПЦ и в присутствии тех лиц, которые обладают правами принимать решения такого уровня. 8 ноября 1995 г. он провел в Харькове собрание восточноукраинского духовенства, на котором "Акт объединения Церквей" был охарактеризован всего лишь как декларация намерений по объединению, требующая обязательного общецерковного соборного подтверждения.

Желая  решить вопрос в свою пользу, группа сторонников "Акта объединения Церкви" провела 6 августа 1996 г. Церковный Собор, на котором было провозглашено объединение УАПЦ и УПЦ КП в единую религиозную организацию, получившую наименование "Украинская Автокефальная Православная Церковь Киевского Патриархата" (УАПЦ-КП). Поскольку этот Собор не включал в себя всю полноту "Украинской Автокефальной Православной Церкви", многими он был воспринят как попытка церковного переворота с целью смещения "патриарха Киевского" Димитрия (Яремы). Последний в своем заявлении  "О стремлении ликвидировать УАПЦ в Украине", опубликованном 14 сентября 1996 г., объявил о том, возникшая смута побуждает его отказаться от давнего желания сложить "патриаршие" полномочия.

Осенью 1996 г. в результате разраставшегося внутреннего противостояния в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "патриарх" Димтрий (Ярема) запретил в священнослужении и почислил за штат лидера внутрицерковной оппозиции в УАПЦ "митрополита Львовского" Петра (Петруся).

Митрополит Василий (Боднарчук), Местоблюститель патриаршего престола УАПЦ-КП

Стремясь завершить начатое, сторонники "Акта объединения Церквей" из числа как бывших "иерархов" УПЦ КП, так и большинства "архиереев" УАПЦ, провели 18 октября 1996 г. Церковный Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви  Киевского Патриархата", на котором объявили о смещении "патриарха" Димитрия (Яремы) и избрании "митрополита Тернопольского" Василия (Бодарчука) "Местоблюстителем патриаршего престола" УАПЦ-КП. Кроме того, последовательный противник "Акта объединения Церквей" "епископ Харьковский и Полтавский" Димитрий (Исиченко) был объявлен запрещенным в священнослужении.

Таким образом, в октябре 1996 г. оформился внутренний раскол в "Украинской Автокефальной Православной Церкви". В результате произошедшего разделения в составе УАПЦ числились всего лишь три "архиерея":

  • Димитрий (Ярема), "патриарх Киевский и всея Украины"
  • Игорь (Исиченко), "епископ Харьковский и Полтавский"
  • Мефодий (Кудряков), "епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский".

В составе новообразованной "Украинской Автокефальной Православной Церкви Киевского Патриархата" оказалось большинство бывших "иерархов" УАПЦ:

  • Василий (Боднарчук), "митрополит Тернопольской и Бучанский", "Местоблюститель патриаршего престола" УАПЦ-КП
  • Андрей (Абрамчук), "митрополит Галицкий и Ивано-Франковский"
  • Феоктист (Пересада), "архиепископ Луцкий и Волынский"
  • Роман (Балащук), "епископ Нежинский и Брацлавский"
  • Михаил (Дуткевич), "епископ Белоцерковский и Уманский".

Уже 26 октября 1996 г. состоялся Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви Киевского Патриархата", названный его инициаторами "III Поместным Собором Украинской Автокефальной Православной Церкви". На этом Соборе было подтверждено избрание "митрополита Тернопольского" Василия (Боднарчука) Предстоятелем УАПЦ-КП с титулом "Местоблюстителя патриаршего престола", а также запрещение в священнослужении и вывод за штат УАПЦ "патриарха" Димитрия (Яремы), "епископа" Игоря (Исиченко) и "епископа" Мефодия (Кудрякова).

Епископ Мефодий (Кудряков)Епископ Макарий (Малетич)

Не признав легитимности "III Поместного Собора Украинской Автокефальной Православной Церкви", "патриарх" Димитрий (Ярема) продолжил возглавление признававшей его части УАПЦ и назначил на вакантную должность Управляющего делами УАПЦ "епископа" Игоря (Исиченко). В начале ноября 1996 г. для Львовской епархии УАПЦ был рукоположен "епископ" Макарий (Малетич)

Нарастание внутренних конфликтов в "Украинской Автокефальной Православной Церкви - Киевского Патриархата" привело эту неканоническую религиозную организацию к полному распаду немногим более, чем через полгода после ее образования. 28-29 мая 1997 г. под председательством "патриарха Киевского и всея Украины" Димитрия (Яремы) состоялся III Поместный Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви", объединивший УАПЦ с УАПЦ-КП. На этом Соборе также состоялось принятие нового Устава УАПЦ и прославление в лике святых "митрополита Киевского" Василия (Липковского) и других основателей "Украинской Автокефальной Православной Церкви" первой генерации (1921 г.).

Президиум III Поместного Собора УАПЦ. 28-29 мая 1997 г.

В 1997 г. от "Украинской Автокефальной Православной Церкви" отделилась ее автономная часть, развивавшая свою религиозную деятельность в пределах Российской Федерации и носившая наименование "Российская Истинно-Православная Церковь". Протестуя против такого решения, принятого большинством "архиереев" РосИПЦ, "архиепископ Московский и Коломенский" Иоанн (Модзалевский) покинул "Российскую Истинно-Православную Церковь" и перешел непосредственно в "Украинскую Автокефальную Православную Церковь".

Таким образом, в середине 1997 г. в составе "иерархии" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" оказались следующие "архиереи":

  • Димитрий (Ярема), "патриарх Киевский и всея Украины"
  • Андрей (Абрамчук), "митрополит Галицкий и Ивано-Франковский"
  • Игорь (Исиченко), "архиепископ Харьковский и Полтавский"
  • Иоанн (Модзалевский), "архиепископ Московский и Коломенский"
  • Роман (Балащук), "епископ Нежинский и Брацлавский"
  • Мефодий (Кудряков), "епископ Тернопольский и Подольский"
  • Макарий (Малетич), "епископ Львовский".

В 1997 г. из числа "Украинской Автокефальной Православной Церкви" были исключены:

После 1997 г. в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" наступил период стабилизации, сопровождавшийся укреплением церковной структуры, открытием новых епархий и приходов, рукоположением новых "архиереев". В это время внутренняя жизнь "Украинской Автокефальной Православной Церкви" выстраивается в соответствии с действующим Уставом УАПЦ, что выражается в регулярных проведениях Архиерейских Соборов, совершении "архиерейских" хиротоний только после утверждения "епископских" кандидатур на епархиальных собраниях и т.д.

Архиерейская хиротония епископа Иакова (Макарчука). 1998 г.

В 1998 г. состав "иерархии" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" пополнился за счет рукоположения "епископа Черкасского и Кировоградского" Иакова (Макарчука).

Рассматриваемый период истории "Украинской Автокефальной Православной Церкви" закончился со смертью "патриарха Киевского и всея Украины" Димитрия (Яремы), произошедшей 25 февраля 2000 г. Менее, чем за два месяца до своей кончины, 1 декабря 1999 г., он составил свое завещание, в котором предостерегал УАПЦ от выбора новых "патриархов" и настоятельно рекомендовал включить УАПЦ в состав "Украинской Православной Церкви в США", пребывающей в составе Константинопольского Патриархата. Завещание "патриарха" Димитрия во многом определило дальнейшую историю "Украинской Автокефальной Православной Церкви", отказавшейся от института "патриаршества" и активизировавшей свои усилия, направленные на вхождение в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

Поделиться:  


в разработке
Зенитный фонарь Зенитные фонари, изготовление и монтаж mask-prof.ru

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Бумажные стаканчики Бумажные стаканы. Эко-материалы. Доставка. Закажите оптом posudateola.ru