Начало возрождения "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (1989 г.)

Во второй половине 1980-х гг. Украина переживала возрождение национальной идеи, постепенно сменявшей в общественном сознании мертвую коммунистическую идеологию. Реальные шаги по демократизации советского общества, предпринятые Генеральным Секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым, привели к естественному росту национально-демократических движений в союзных республиках. С 1987 г. в пределах УССР стали активно возникать различные общественные организации, ставившие своей целью расширение процессов демократизации и национального возрождения. Одним из векторов этого возрождения многие видели искусственное восстановление "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). Политизация вопроса украинской церковной автокефалии привела к забвению фундаментальных норм церковного права и породила крупномасштабный церковный раскол, разделивший не только Украинскую Православную Церковь, но и украинскую нацию.

 Священник Богдан МихайлечкоЕвгений Сверстюк

Начало организованной прораскольнической деятельности в Украине было положено 15 февраля 1989 г., когда в Киеве был создан "Инициативный комитет по возрождению Украинской Автокефальной Православной Церкви". Его председателем был избран бывший клирик Рижской епархии священник Богдан Михайлечко. Членами Комитета стали активные участники украинского национально-демократического движения Л. Лохвицкая, Е. Сверстюк, А. Бытченко, Н. Будник, С. Набока, А. Ткачук и др. Основной задачей своей деятельности Комитет видел отрыв Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата и переход на автокефальную форму церковного существования. Выдвижение такой задачи явилось следствием формирования идеологами украинского национального возрождения "образа врага", каковой виделся в России, русском народе и Русской Православной Церкви.

Свято-Петропавловский храм г.Львова

В кратчайшие сроки "Комитет по возрождению УАПЦ" приобрел значительное число сторонников во всех регионах Украины, однако наибольшую популярность его идеи нашли в западных областях. Во многом это обусловило и то, что после неудачной попытки зарегистрироваться в Киеве, данная организация перенесла центр своей деятельности во Львов. Уже 19 августа 1989 г. с заявлением о присоединении к возрождающейся "Украинской Автокефальной Православной Церкви" выступила община львовского Свято-Петропавловского храма, возглавляемая настоятелем протоиереем Владимиром Яремой и священником Иваном Пашулей. В своем письменном обращении на имя Уполномоченного по делам религиозных исповеданий Ю.Ю. Решетило исполнительный орган и прихожане Свято-Петропавловского храма писали: "Этим письмом заявляем, что наша парафия (т.е. приход) отказывается от подчинения Русской Православной Церкви и присоединяется к Киевскому Инициативному Комитету Возрождения Украинской Автокефальной Православной Церкви".

Протоиерей Владимир ЯремаСвященник Иван Пашуля

Спустя немногим более двух месяцев после произошедшего, 29 октября 1989 г. о своем присоединении к УАПЦ завила приходская община Свято-Успенского храма г.Львова, возглавляемая уважаемым многими верующими протоиереем Виталием Политило. Кроме того, в октябре 1989 г. и январе 1990 г. во Львове, Галиче и Тернополе проходили собрания местного духовенства, на которых декларировалась необходимость созидания украинской национальной Церкви. Вскоре по всей Украине, особенно в западных ее регионах, начались переходы приходских церквей или отдельных священнослужителей в юрисдикцию неканонической и еще слабо организованной "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Во многих случаях присоединение к УАПЦ мотивировалось желанием уберечь православные храмы от казавшегося неминуемым насильственного захвата их активистами возрождения греко-католической Церкви.

В сложных условиях нарастания агрессивного национализма и религиозной ксенофобии многие приходы сделали непростой выбор, отдав предпочтение сохранению православной веры в условиях раскола перед греко-католицизмом. Следует отметить, что у многих "автокефалистов" сохранялись надежды на то, что УАПЦ получит признание со стороны Константинопольского Патриархата. Однако надеждам этим не суждено было осуществиться в виду того, что православное каноническое право категорически отрицает возможность распространения власти архиерея в пределы чужой епархии (а в данном случае в пределы чужой Поместной Православной Церкви).

До середины осени 1989 г. "Украинская Автокефальная Православная Церковь" не имела классической формы организации церковного устроения, поскольку в ее составе не было ни одного носителя архиерейского сана. В это время УАПЦ представляла собой сообщество отделившихся от канонической Церкви приходских общин и в таком положении не могла рассчитывать на авторитет среди верующих. Однако положение дел изменилось 16 октября 1989 г., когда УАПЦ возглавил перешедший из Московского Патриархата бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук).

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Лицензия на использование иии Получение лицензии на ИИИ. Консультации, оформление документов. Звоните apreal.ru