Начало возрождения "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (1989 г.)

Во второй половине 1980-х гг. Украина переживала возрождение национальной идеи, постепенно сменявшей в общественном сознании мертвую коммунистическую идеологию. Реальные шаги по демократизации советского общества, предпринятые Генеральным Секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым, привели к естественному росту национально-демократических движений в союзных республиках. С 1987 г. в пределах УССР стали активно возникать различные общественные организации, ставившие своей целью расширение процессов демократизации и национального возрождения. Одним из векторов этого возрождения многие видели искусственное восстановление "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). Политизация вопроса украинской церковной автокефалии привела к забвению фундаментальных норм церковного права и породила крупномасштабный церковный раскол, разделивший не только Украинскую Православную Церковь, но и украинскую нацию.

 Священник Богдан МихайлечкоЕвгений Сверстюк

Начало организованной прораскольнической деятельности в Украине было положено 15 февраля 1989 г., когда в Киеве был создан "Инициативный комитет по возрождению Украинской Автокефальной Православной Церкви". Его председателем был избран бывший клирик Рижской епархии священник Богдан Михайлечко. Членами Комитета стали активные участники украинского национально-демократического движения Л. Лохвицкая, Е. Сверстюк, А. Бытченко, Н. Будник, С. Набока, А. Ткачук и др. Основной задачей своей деятельности Комитет видел отрыв Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата и переход на автокефальную форму церковного существования. Выдвижение такой задачи явилось следствием формирования идеологами украинского национального возрождения "образа врага", каковой виделся в России, русском народе и Русской Православной Церкви.

Свято-Петропавловский храм г.Львова

В кратчайшие сроки "Комитет по возрождению УАПЦ" приобрел значительное число сторонников во всех регионах Украины, однако наибольшую популярность его идеи нашли в западных областях. Во многом это обусловило и то, что после неудачной попытки зарегистрироваться в Киеве, данная организация перенесла центр своей деятельности во Львов. Уже 19 августа 1989 г. с заявлением о присоединении к возрождающейся "Украинской Автокефальной Православной Церкви" выступила община львовского Свято-Петропавловского храма, возглавляемая настоятелем протоиереем Владимиром Яремой и священником Иваном Пашулей. В своем письменном обращении на имя Уполномоченного по делам религиозных исповеданий Ю.Ю. Решетило исполнительный орган и прихожане Свято-Петропавловского храма писали: "Этим письмом заявляем, что наша парафия (т.е. приход) отказывается от подчинения Русской Православной Церкви и присоединяется к Киевскому Инициативному Комитету Возрождения Украинской Автокефальной Православной Церкви".

Протоиерей Владимир ЯремаСвященник Иван Пашуля

Спустя немногим более двух месяцев после произошедшего, 29 октября 1989 г. о своем присоединении к УАПЦ завила приходская община Свято-Успенского храма г.Львова, возглавляемая уважаемым многими верующими протоиереем Виталием Политило. Кроме того, в октябре 1989 г. и январе 1990 г. во Львове, Галиче и Тернополе проходили собрания местного духовенства, на которых декларировалась необходимость созидания украинской национальной Церкви. Вскоре по всей Украине, особенно в западных ее регионах, начались переходы приходских церквей или отдельных священнослужителей в юрисдикцию неканонической и еще слабо организованной "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Во многих случаях присоединение к УАПЦ мотивировалось желанием уберечь православные храмы от казавшегося неминуемым насильственного захвата их активистами возрождения греко-католической Церкви.

В сложных условиях нарастания агрессивного национализма и религиозной ксенофобии многие приходы сделали непростой выбор, отдав предпочтение сохранению православной веры в условиях раскола перед греко-католицизмом. Следует отметить, что у многих "автокефалистов" сохранялись надежды на то, что УАПЦ получит признание со стороны Константинопольского Патриархата. Однако надеждам этим не суждено было осуществиться в виду того, что православное каноническое право категорически отрицает возможность распространения власти архиерея в пределы чужой епархии (а в данном случае в пределы чужой Поместной Православной Церкви).

До середины осени 1989 г. "Украинская Автокефальная Православная Церковь" не имела классической формы организации церковного устроения, поскольку в ее составе не было ни одного носителя архиерейского сана. В это время УАПЦ представляла собой сообщество отделившихся от канонической Церкви приходских общин и в таком положении не могла рассчитывать на авторитет среди верующих. Однако положение дел изменилось 16 октября 1989 г., когда УАПЦ возглавил перешедший из Московского Патриархата бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук).

Поделиться:  


в разработке
Установка видеонаблюдения Где дешевле Установка видеонаблюдения? Я нашел здесь vss-nsk.ru

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Серверы Официальный сервер serverconf.ru