"Болгарская Православная Старостильная Церковь"

Возникновение раскольнической "Болгарской Православной Старостильной Церкви" (БПСЦ) явилось следствием сопротивления отдельной части духовенства и мирян календарной реформе, проводившейся в 1968 г. в Болгарской Православной Церкви. Введение нового календарного исчисления в гражданской жизни Болгарии было осуществлено согласно личному постановлению болгарского короля Фердинанда І (1861-1948 гг.) еще в 1916 г. Несмотря на то, что Болгария явилась одной из первых православных стран, перешедших на григорианский календарь, Болгарская Православная Церковь оказалась последней в числе Поместных Православных Церквей, проведших реформу церковного времяисчисления. Побуждающей причиной перехода Болгарской Церкви на новый стиль оказалось отделение от нее македонских епархий и неканоничное провозглашение в 1968 г. автокефалии Македонской Православной Церкви, вскоре перешедшей на новоюлианский календарь. С целью установления единообразия в церковном времяисчислении на всей канонической территории Болгарского Патриархата Священный Синод Болгарской Церкви опубликовал 18 июля 1968 г. специальное «Послание духовенству и всем чадам Болгарской Православной Церкви», в котором содержалось известие о реформе церковного календаря, днем проведения которой определялось быть 6/19 декабря 1968 г.

Архиепископ Серафим (Соболев)Архимандрит Серафим (Алексиев)

Реформа летоисчисления вызвала резкий протест со стороны архимандритов Серафима (Алексиева) , Сергия (Язаджиева) , Пантелеимона (Старицкого) , иеромонаха Серафима (Дмитриевского) и настоятельницы Княжевского Свято-Покровского женского монастыря в Софии игуменьи Серафимы (княжны Ливен) , которые направили свой протест патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову) и заявили о выходе из канонического подчинения Болгарской Патриархии. Все вышеназванные лица в свое время являлись духовными чадами архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), известного своими крайне консервативными и резко антиэкуменическими воззрениями. Реакцией священноначалия Болгарской Православной Церкви на зарождавшуюся смуту было запрещение взбунтовавшегося духовенства в священнослужении, а также отстранение архимандритов Серафима (Алексиева) и Сергия (Язаджиева) от преподавания в Софийской Духовной Академии. Вплоть до самой смерти патриарха Болгарского Кирилла по отношению к раскольникам применялись различные меры воздействия, после чего наступил период относительно спокойного существования.

 Игумения Серафима (кн. Ливен)Архимандрит Сергий (Язаджиев)

Во второй половине 1980-х гг. духовный сын архимандрита Серафима (Алексиева) Росен Дмитров Сиромахов установил контакт со старостильническим «Синодом Противостоящих» Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции. После падения коммунистического режима в Болгарии «Синод Противостоящих» учредил там Триадистийскую епархию, несколько позднее преобразованную в независимую («автокефальную») "Болгарскую Православную Старостильную Церковь". "Архиерейская хиротония" Предстоятеля БПСЦ епископа Фотия (Сиромахова) проходила 4/17 января 1993 г. в монастыре святых Киприана и Иустинии (Фили, Греция), духовном и административном центре «Синода противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Рукоположение возглавил Председатель «Синода Противостоящих» "митрополит Оропосский и Филийский" Киприан (Куцумбас) в сослужении "епископов" Хризостома (Гонсалеса) Этнийского, Хризостома (Марласеса) Христианупольского, Авксентия (Цабана) Фотикийского и "епископа" "Румынской  Православной Старостильной Церкви" Пахомия Вранчейского.

Первоиерархи раскольнического союза старостильных Церквей. (Слева направо) Митрополит Слатиоарский Власий (Румынская Старостильная Церковь), митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) (Синод Противостоящих Церкви ИПХ Греции), епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов) (Болгарская Старостильная Церковь)
 

В 1994 г. состоялось единовременное установление церковного и евхаристического общения Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с "Болгарской Православной Старостильной Церковью" и «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции . Евхаристическое общение между РПЦЗ и БПСЦ было прервано в 2006 г. по инициативе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, что явилось следствием выполнения последним непременного условия, необходимого для подписания Акта о Каноническом Общении с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов), Первоиерарх Болгарской Старостильной Православной Церкви"Болгарская Старостильная Православная Церковь" входит в союз раскольнических юрисдикций, объединяющий ее с «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, "Румынской Православной Старостильной Церковью" и так называемой "Русской Православной Церковью Заграницей" юрисдикции "митрополита" Агафангела (Пашковского), возникшей в результате раскола, произошедшего в РПЦЗ в 2007 г.

Во главе "Болгарской Православной Старостильной Церкви" стоит ее единственный архиерей "епископ Триадистийский" Фотий (Сиромахов). Административный центр данной юрисдикции размещен при Свято-Успенском кафедральном соборе в Софии. В настоящее время в составе БСПЦ насчитывается 3 приходских храма в Софии и 20 храмов в других районах страны; 20 священников (6 из которых иеромонахи) и 3 диакона; Княжевский женский Свято-Покровский монастырь в Софии (65 насельниц); мужской монастырь в Жаблено во главе с "иеромонахом" Кассианом (Ангеловым-Боянковым) (16 человек); скит в честь святого Феодосия Тырновского в Тырново (4 монаха).

Официальным органом БСПЦ является журнал «Православно слово».

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство