Иннокентий (Павлов)
Игумен

Игумен Иннокентий (Павлов)Игумен Иннокентий (в миру Сергей Николаевич Павлов) родился 15 июля 1952 г. в Москве. К сознательной вере пришел в двенадцатилетнем возрасте. По окончании средней школы работал разносчиком телеграмм, оператором ЭВМ, бухгалтером в Отделе социального обеспечения Ленинского района Москвы и прислуживал во время богослужений в православных храмах. В 1972 и 1973 гг. Сергей Николаевич предпринимал неудачные попытки поступления в Московскую Духовную Семинарию, а в 1972-1977 гг. являлся алтарником в храме Антиохийского подворья в Москве, настоятелем которого в это время являлся архимандрит Макарий (Тайар).

 В 1976 г. С.Н. Павлов поступил на подготовительное отделение Всесоюзного заочного юридического института и планировал дальнейшее получение юридического образования, но весной 1977 г. архимандрит Макарий (Тайар) представил его митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову). Это знакомство предопределило дальнейшую судьбу Сергея Николаевича. В том же 1977 г. он был зачислен в состав учащихся Ленинградской Духовной Семинарии, пройдя четырехлетний курс обучения всего за два года. В 1979 г. С.Н. Павлов уже поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1983 г. с ученой степенью кандидата богословия.

 Незадолго до окончания Академии, 9 апреля 1983 г., Сергей Николаевич был пострижен в монашество с наречением имени Иннокентий. Его диаконскую хиротонию, состоявшуюся 17 апреля 1983 г. совершил ректор Ленинградских Духовных Академии и Семинарии архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев) (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Рукоположение иеродиакона Иннокентия (Павлова) во иеромонаха совершил 5 июня 1983 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников).

 После получения высшего богословского образования иеромонах Иннокентий (Павлов) был оставлен при Ленинградской Духовной Семинарии в качестве преподавателя общей церковной истории и истории Русской Православной Церкви. В 1985 г., после заключения договоренности священноначалия Армянской Апостольской Церкви с руководством Ленинградских Духовных школ, о. Иннокентий в течении одного семестра читал лекции по истории и учению греко-православной церкви в Духовной Академии святого Эчмиадзина (Армения). Кроме того, в 1985-1987 гг. он осуществлял описание рукописей святителя Софрония, епископа Врачанского (1739-1813), находящихся в библиотеках Ленинграда. Данная работа осуществлялась по просьбе Священного Синода Болгарской Православной Церкви, обращённой к священноначалию Русской Православной Церкви.

 В марте 1987 г. иеромонах Иннокентий (Павлов) был принят на работу в Отдел Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) в качестве референта по богословским вопросам. В декабре 1987 г. он был отстранен от преподавания в Ленинградской Духовной Семинарии, а в 1988 г. удостоен возведения в сан игумена.

 В 1990-1992 гг. игумен Иннокентий состоял секретарём Патриаршей и Синодальной библейской комиссии, в1989-1992 гг. курировал связи Московской Патриархии с Объединёнными Библейскими Обществами, а в 1991 г. он был включен в состав правления Российского Библейского Общества.

 В 1992 г. игумен Иннокентий (Павлов) включился в активную политическую деятельность, вступив в Российскую христианско-демократическую партию и став членом ее политсовета. В октябре 1993 г. он совершил попытку баллотироваться в Государственную Думу Российской Федерации, но по рекомендации священноначалия снял свою кандидатуру. Сразу же после этого, игумен Иннокентий по своей инициативе оставил работу в ОВЦС. В апреле 1994 г. он получил назначение на должность штатного священника в храм Преображения Господня в Богородском, но прослужил там всего лишь до конца ноября 1995 г., когда по собственному желанию был выведен за штат.

 Следует отметить, что в 1993 г. игумен Иннокентий (Павлов) был принят на должность преподавателя церковно-исторических дисциплин в Общедоступный православный университет, а в 1995 г. в Библейско-Богословский институт св. апостола Андрей Первозванного (ББИ). Кроме того, в 1994-1995 уч./г. он читал лекции по церковному источниковедению в Московском государственном историко-архивном институте, ставшем подразделением Российского государственного гуманитарного университета. Впоследствии игумен Иннокентий начал преподавание новозаветных дисциплин, догматического богословия и канонического права. В 1998-2005 гг. он преподавал курс Нового Завета и библейского богословия в католическом Институте философии, теологии и истории имени святого Фомы Аквинского. Основными направлениями научной специализации игумена Иннокентия (Павлова) являются билеистика, церковная история и социология религии.

 На протяжении многих лет игумен Иннокентий публикует свои статьи и заметки в таких изданиях, как «Независимая газета», «НГ-религии», «Сегодня», «Русская мысль», «Посев», «Итоги», а также на интернет-ресурсах «Соборность» и портале «Credo.ru». Некоторые его материалы выходят под псевдонимами Павел Невинный, Сергей Осокин, Михаил Мичурин и Павел Новиков. В 1995-2002 гг. игумен Иннокентий выступал на радио «Христианский церковно-общественный канал», где вёл еженедельные передачи «Дискуссия на тему», «Литературное обозрение» и «Живое слово».

 С начала 2000-х гг. заштатный клирик Московской епархии игумен Иннокентий (Павлов) начал совершать богослужения в московской греко-католической (униатской) общине в честь святителя Филиппа, митрополита Московского. Данное обстоятельство позволяет сделать заключение о том, что игумен Иннокентий не является православным священнослужителем и состоит в богослужебно-евхаристическом общении с Римо-Католической Церковью. Это подтверждается следующей выдержкой из автобиографии о.Иннокентия, написанной и опубликованной в 2006 г.: «Как специалист по Новому Завету и церковный историк я давно уже прекрасно понимал, что на свете есть только одна реальная церковь, а именно та, что основана на Петре (Мф 16:18-19), служение которого, согласно ещё первохристианскому церковному сознанию, со времён апостольских продолжается в его преемниках, примат которых в ней есть неотъемлемая составляющая Священного Предании».

 Не разрывая своей канонической принадлежности к Римо-Католической Церкви и продолжая совершение богослужений в Свято-Филипповской греко-католической общине г. Москвы, игумен Иннокентий (Павлов) в ноябре 2003 г. вошел в юрисдикцию "Православной Церкви России" ("Истинно-Православной Церкви"), возглавляемой "митрополитом Московским и Всероссийским" Рафаилом (Прокопьевым). Процедура официального присоединения игумена Иннокентия к названной  неканонической религиозной организации отображена в протоколах заседания Священного Синода "Истинно-Православной Церкви", проходившем 24 ноября 2003 г.: "По пункту 1 повестки дня о принятии под омофор Священного Синода ИПЦ новых священнослужителей и приходов: (...)

 Слушали: Игумена Иннокентия

 Родился в Москве в 1952 году после школы в 1977г. поступил в С.Петербургскую семинарию до этого прислуживал 5 лет в Антиохийском подворье. Работаю в Библейском Богословском институте веду курс Церковного Права. (...)

 Постановили: Принять под омофор Ссвященного Синода Истинно-Православной Церкви и поручить (...) работу по подготовке к Поместному Собору.

 Проголосовали : за - единогласно"

Игумен Иннокентий (Павлов) делает доклад на заседании Священного Синода Истинно-Православной Церкви. /На переднем плане - митрополит Московский и Всероссийский Рафаил (Прокопьев-Мотовилов)/. 29 января 2008 г.

 Осенью 2004 г. игумен Иннокентий был назначен на должность секретаря Священного Синода «Православной Церкви России» («Истинно-Православной Церкви»). Свое присоединение к этой неканонической религиозной организации он поясняет следующим образом: «Что же касается моей нынешней работы в Священном Синоде Истинно-Православной Церкви, (...)то обстоятельства её таковы. Её предстоятель Митрополит Московский и Всероссийский Рафаил пригласил меня быть его консультантом в связи с подготовкой её Поместного Собора. Мне ничего не оставалось, как дать своё согласие на это, поскольку он принял мою рекомендацию - прилагать усилия к восстановлению исторической Православной Российской Церкви на началах определений Московского Священного Собора 1917-1918 годов. Потом мою должность назвали секретарь Священного Синода. Так я и продолжаю там вести консультационную и литературную работу (...), что служит скромному приработку к моему весьма скудному по московским меркам существованию».

 Таким образом, уже более пяти лет священнослужитель Римо-Католической Церкви игумен Иннокентий (Павлов) совмещает свое служение в московской греко-католической общине с должностью секретаря Священного Синода «Православной Церкви России» («Истинно-Православной Церкви»), не имеющей признания со стороны Поместных Православных Церквей и в категориях православного канонического права рассматриваемой как «церковный раскол» (или даже «самочинное сборище»).

 В связи с данным обстоятельством совершенно естественно возникает вопрос: во всей ли полноте осведомлено руководство российских греко-католических общин о религиозной деятельности священнослужителя московской общины в честь святителя Филиппа, митрополита Московского? 

 6 июня 2008 г. «митрополит Московский и Всероссийский» Рафаил (Прокопьев) вручил игумену Иннокентию (Павлову) орден «За веру и верность», являющийся официальной наградой «Православной Церкви России» («Истинно-Православной Церкви»). Данное награждение было мотивировано следующим образом: «За заслуги перед ИПЦ (т.е. перед «Истинно-Православной Церковью»), многолетнее усердное служение вверенной пастве и в честь 25-летия иерейской хиротонии, в день великого праздника Вознесения Господня». Кроме того, в названной неканонической религиозной организации игумену Иннокентию было даровано право ношения наперсного креста с украшениями.

  На заседании Священного Синода ИПЦ(Р), проходившем 28 октября 2011 г., игумен Иннокентий (Павлов) был освобожден от занимаемой должности и назначен на новоучрежденную должность "специалиста по истории Церкви и мирового Православия".

 БИБЛИОГРАФИЯ РАБОТ ИГУМЕНА ИННОКЕНТИЯ (ПАВЛОВА):

  1. Иван Иванович Бриллиантов - историк Ферапонтова. / Ферапонтовский сборник. - Вып. 1. М.: «Советский художник», 1985. - С. 11-37. Примечание: автор обозначен как С. Н. Павлов.
  2. Санкт-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа. / Богословские труды. Юбилейный сборник, посвящённый 175-летию Ленинградской духовной академии. М.: издание Московской Патриархии, 1986. - С. 211-268.
  3. 3. Wanderungen und Heimkehr eines Theologen. Vater Sergej Bulgakow zum 40. Togestag. - Erinnerung an einen bedeutenden Vertreter der russischen Orthodoxie./ Stimme der Orthodoxie (Berlin, DDR), 1986. - Nr. 8. - S. 33-39, 47-48. Примечание: название дано редакцией, а автор обозначен как Archimandrit Innokenti. В русском оригинале: Отец Сергий Булгаков. (К 40-летию со дня кончины). Статья написана весной 1984 г. и опубликована по-русски в сборнике «Богослов. Философ. Мыслитель. Юбилейные чтения, посвященные 125-летию со дня рождения о. Сергия Булгакова (сентябрь 1996 г., Москва)». М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. - С. 19-32.
  4. О современном состоянии Русской Православной Церкви. Опыт историко-социологической оценки / Социологические исследования (Москва), 1987. - № 4. - С. 35-43. Примечание: автор обозначен как С. Н. Павлов
  5. Пролог Евангелия от Иоанна (1:1-18) в славянском переводе. К истории философской мысли в славянских землях в IX-XVI веках. / Palaeobulgarica (София), 1987. - XI (4). - C. 3-17.
  6. Взаимосвязи западных форм благочестия и русской религиозности. В сборнике материалов международного симпозиума «Tausend Jahre zwischen Wolga und Rhein». [Regensburg, 21. -26. April 1987] - München - Zürich: Verlag Neue Stadt, 1988. - S. 206-215. 
  7. [Возможный план научного издания славянского перевода Священного Писания.] - выступление на круглом столе «1000-летие христианизации Руси». / Советское славяноведение (Москва), 1988. - № 6. - С. 43-47.
  8. Византийская традиция Священного Писания у южных славян и на Руси. / Cyrillomethodianum (Thessaloniki), 1988. - XII. - P. 93-108.
  9. Археографические и источниковедческие заметки о рукописях святителя Софрония, епископа Врачанского. В сборнике «Св. Софроний, епископ Врачански. Катехизически, омелетични и нравоучителни писания. Из ръкописното наследство на святителя». - София: Синодално издателство, 1989. - С. 647-695.
  10. К вопросу о составе кирилло-мефодиевского перевода Священного Писания. В сборнике «Международен симпозиум 1100 години от блажената кончина на св. Методий» [София, 11-16 юни 1985]. - Т. 2. - София: Синодално издателство, 1989. - С. 22-28.
  11. Славянская традиция Священного Писания и Острожская Библия. В сборнике статей «Острожская Библия». - М.: Институт русского языка АН СССР, 1990. - С. 17-47.
  12. Die Wiederherstellung des gesamtrussischen Patriarchats auf dem Moskauer Konzil 1917-1918. В сборнике материалов конференции «Das Dienstamt der Einheit in der Kirche. Primat - Patriarchat - Papstum». [Regensburg, 1989] / Koinonia. Schriftenreihe des Ostkirlichen Instituts Regensburg. - Bd. IX. - Erzabtei St. Ottilien: Eos Verlag, 1991. - S. 285-317.
  13. The Ferrara-Florentine Union: a view from Moscow. Historical Retrospective and Contemporary Approsial. В сборнике материалов конференции «Сhristian Unity. The Council of Ferrara-Florence 1438/39-1989». [Florence, 1989] / Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. - XCVII. - Leuven: Leuven University Press, 1991. - P. 493-507, то же на русском языке: Ферраро-Флорентийская уния - взгляд из Москвы. / Символ (Париж), 1989. - Вып. 23. - С. 145-162.
  14. Читатели Библии в России: групповой портрет в цифрах. (В соавторстве с Владимиром Борзенко). / Мир Библии. - Вып. 2. - М.: Российское Библейское Общество, 1994. - С. 105-106. 
  15. Правовой статус церковной собственности согласно церковной традиции и канонам Русской Православной Церкви. / Вопросы экономики (Москва), 1994. - № 9. - С. 101-112.
  16. Священник Павел Флоренский и его вклад в развитие богословской мысли Православной Церкви. В сборнике материалов конференции «П. А. Флоренский и культура его времени». [Бергамо, 1988] - Marburg: Blue Hörner Verlag, 1995. - C. 485-496.
  17. Заметки к статье Н. Н. Глубоковского «Славянская Библия». / Учёные записки Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова. - Вып. 1. - М., 1995. - С. 35-42.
  18. Введение в историю русской богословской мысли. - Серия «Богословская библиотека». - Кн. 1. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. - 152 с.
  19. San Sergio di Radonež: un santo e la sua epoca. В сборнике материалов 1-й международной экуменической конференции по русской духовности «San Sergio e il suo tempo». [Bose, 15-18 settembre 1993] - Communita di Bose: Edizioni Qiqajon, 1996. - P. 35-55.
  20. Учение Двенадцати Апостолов. Введение, перевод и комментарии. - Серия «Учители Неразделённой Церкви». - М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. - 127 с.
  21. Христианская благотворительность по «Учению Двенадцати Апостолов». / Православное богословие и благотворительность (диакония). - Сб. 3. - СПб: Высшая религиозно-философская школа, 1996. - С.50-54.
  22. «...чтобы всем учиться и ободряться» (1 Кор 14:31). / Международная ассоциация по изучению и распространению славянских культур. Информационный бюллетень. - Вып. 28-29. - М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1996. - С. 49-63, перепечатано в сборнике «Язык Церкви». - Вып.1. - М.: Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школа, 1997. - С. 47-60.
  23. Учение С. Н. Булгакова об общественном идеале. / XPICTIANOC (Рига), 1997. - Вып. VI. - C. 183-213, перепечатано в сборнике «Богослов. Философ. Мыслитель. Юбилейные чтения, посвященные 125-летию со дня рождения о. Сергия Булгакова (сентябрь 1996 г., Москва)». М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. - С. 33-53.
  24. От церкви имперской к церквам национальным. В альманахе «ДИА-ЛОГОС. Религия и общество». - М.: «Истина и жизнь», 1997. - С. 396-405.
  25. Slavia Orthodoxa в XVIII - начале XIX века и церковно-учительные труды св. Софрония Врачанского. / Славяноведение (Москва), 1999. - № 2. С. 60-66.
  26. Lo stato e le prospettive della Chiesa ortodossa in Russia. В сборниках материалов конференции «La nuova Russia. Dibattito culturale e modello di societa in construzione». [Torino, 1998] - Torino: Edizioni Fondazione Giovanni Agnelli, 1999. - P. 265-286.
  27. Духовная грамота святителя Ионы. К вопросу об автокефалии Русской Церкви. / Церковно-исторический вестник - № 6-7. - М.: издание Общества любителей церковной истории, 2000. - С. 172-179.
  28. Авва. - Статья в «Православной энциклопедии». - Т. 1. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - С. 78-79.
  29. Александрийский кодекс. - Статья в «Православной энциклопедии». - Т. 1. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - С. 594-595.
  30. Геннадиевская Библия 1499 г. как синтез библейских традиций. В сборнике материалов Международной конференции «Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православного славянского мира. К 500-летию Геннадиевской Библии». - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. - С. 11-24.
  31. Антонин (Грановский). (В соавторстве с протоиереем Владиславом Цыпиным). - Статья в «Православной энциклопедии». - Т. 2. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. - С. 682-684.
  32. Всеправославные совещания - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 1. - М.: Издательство францисканцев, 2002. - Кол. 1117-1120.
  33. Евангелие. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 1. - М.: Издательство францисканцев, 2002. - Кол. 1748-1750. 
  34. Незамеченное славянское свидетельство одного из вариантных чтений Ин 1:3-4. / Мир Библии. - Вып. 9. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. - С. 29-35.
  35. Присутствие Московской Патриархии в Галиции: история и итоги. В Материалах семинара «Украинская Греко-Католическая Церковь: преодоление мифа» [Москва, 25 ноября 2002 г.] - М.: Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии, 2002. - С. 53-69.
  36. Пролог Евангелия Иоанна (1:1-18) как вероисповедный гимн и «сумма идей» Иоаннова корпуса. / Точки - Puncta (Москва), 2003. - № 1-2 (3). - С. 192-216.
  37. Издание Н. И. Ильминского «Святое Евангелие. Древнеславянский текст» (Казань, 1889) - малоизвестный факт церковного просветительства и славянской филологии. В сборнике «Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2002-2003>». - М.: «Древлехранилище», 2003. - С. 477-499.
  38. Народ Божий в России в первые послереволюционные, в 20-е и в 30-е годы ХХ века. Белые пятна российской церковной истории. В сборнике материалов Международной богословской конференции «Духовные движения в народе Божьем. История и современность». [Москва, 2-4 октября 2002 г.] - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. - С. 343-359.
  39. Иаков «брат Господень». - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 3-4.
  40. Иаков Старший. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 6-9.
  41. Иакова Послание. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 10-12.
  42. Иоанн Богослов. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 333-337. 
  43. Иоанна Послания. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 402-405.
  44. Иуды Послание. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 628-630.
  45. Канон Священного Писания. (В соавторстве с Алексеем Сомовым). - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 745-751.
  46. Керигма. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 981-982.
  47. Логос. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 1727-1729.
  48. Российская религиозность в контексте переписи населения 1937 года. В сборнике материалов Международной богословской конференции памяти С. С. Аверинцева «Вера - диалог - общение. Проблемы диалога в церкви и обществе». [Москва, 29 сентября - 1 октября 2004 г.] - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2005. - С. 385-400.
  49. Rola i zadania Kościoła w jednoczącej się Europie z perspektywy Rosji. В сборнике «Kościół w czasach Jana Pawła II» - Lublin: Wydawnictwo KUL - Wydawnictwo "Gaudium", 2005. - S. 455-461.
  50. Новый Завет. Избранные тексты. Интерпретации. Комментарии. Учебное издание в серии «Библиотека студента-словесника». [Перевод, составление, вводные статьи, изъяснительные примечания и глоссарий] - М.: «Высшая школа», 2005. - 439 с.
  51. Общие представления о Ветхом Завете - вступительная статья в книге «Ветхий Завет. Избранные тексты. Интерпретации. Комментарии». Составление, общая редакция и глоссарий Иннокентия Павлова. Учебное издание в серии «Библиотека студента-словесника». - М.: «Высшая школа», 2006. - С. 9-29.
Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Дома из бруса под ключ Профессиональное строительство Дачных домов под Ключ из Сухого профбруса brusovaya-tver.ru