Иннокентий (Павлов)
Игумен

Игумен Иннокентий (Павлов)Игумен Иннокентий (в миру Сергей Николаевич Павлов) родился 15 июля 1952 г. в Москве. К сознательной вере пришел в двенадцатилетнем возрасте. По окончании средней школы работал разносчиком телеграмм, оператором ЭВМ, бухгалтером в Отделе социального обеспечения Ленинского района Москвы и прислуживал во время богослужений в православных храмах. В 1972 и 1973 гг. Сергей Николаевич предпринимал неудачные попытки поступления в Московскую Духовную Семинарию, а в 1972-1977 гг. являлся алтарником в храме Антиохийского подворья в Москве, настоятелем которого в это время являлся архимандрит Макарий (Тайар).

 В 1976 г. С.Н. Павлов поступил на подготовительное отделение Всесоюзного заочного юридического института и планировал дальнейшее получение юридического образования, но весной 1977 г. архимандрит Макарий (Тайар) представил его митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову). Это знакомство предопределило дальнейшую судьбу Сергея Николаевича. В том же 1977 г. он был зачислен в состав учащихся Ленинградской Духовной Семинарии, пройдя четырехлетний курс обучения всего за два года. В 1979 г. С.Н. Павлов уже поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1983 г. с ученой степенью кандидата богословия.

 Незадолго до окончания Академии, 9 апреля 1983 г., Сергей Николаевич был пострижен в монашество с наречением имени Иннокентий. Его диаконскую хиротонию, состоявшуюся 17 апреля 1983 г. совершил ректор Ленинградских Духовных Академии и Семинарии архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев) (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Рукоположение иеродиакона Иннокентия (Павлова) во иеромонаха совершил 5 июня 1983 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников).

 После получения высшего богословского образования иеромонах Иннокентий (Павлов) был оставлен при Ленинградской Духовной Семинарии в качестве преподавателя общей церковной истории и истории Русской Православной Церкви. В 1985 г., после заключения договоренности священноначалия Армянской Апостольской Церкви с руководством Ленинградских Духовных школ, о. Иннокентий в течении одного семестра читал лекции по истории и учению греко-православной церкви в Духовной Академии святого Эчмиадзина (Армения). Кроме того, в 1985-1987 гг. он осуществлял описание рукописей святителя Софрония, епископа Врачанского (1739-1813), находящихся в библиотеках Ленинграда. Данная работа осуществлялась по просьбе Священного Синода Болгарской Православной Церкви, обращённой к священноначалию Русской Православной Церкви.

 В марте 1987 г. иеромонах Иннокентий (Павлов) был принят на работу в Отдел Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) в качестве референта по богословским вопросам. В декабре 1987 г. он был отстранен от преподавания в Ленинградской Духовной Семинарии, а в 1988 г. удостоен возведения в сан игумена.

 В 1990-1992 гг. игумен Иннокентий состоял секретарём Патриаршей и Синодальной библейской комиссии, в1989-1992 гг. курировал связи Московской Патриархии с Объединёнными Библейскими Обществами, а в 1991 г. он был включен в состав правления Российского Библейского Общества.

 В 1992 г. игумен Иннокентий (Павлов) включился в активную политическую деятельность, вступив в Российскую христианско-демократическую партию и став членом ее политсовета. В октябре 1993 г. он совершил попытку баллотироваться в Государственную Думу Российской Федерации, но по рекомендации священноначалия снял свою кандидатуру. Сразу же после этого, игумен Иннокентий по своей инициативе оставил работу в ОВЦС. В апреле 1994 г. он получил назначение на должность штатного священника в храм Преображения Господня в Богородском, но прослужил там всего лишь до конца ноября 1995 г., когда по собственному желанию был выведен за штат.

 Следует отметить, что в 1993 г. игумен Иннокентий (Павлов) был принят на должность преподавателя церковно-исторических дисциплин в Общедоступный православный университет, а в 1995 г. в Библейско-Богословский институт св. апостола Андрей Первозванного (ББИ). Кроме того, в 1994-1995 уч./г. он читал лекции по церковному источниковедению в Московском государственном историко-архивном институте, ставшем подразделением Российского государственного гуманитарного университета. Впоследствии игумен Иннокентий начал преподавание новозаветных дисциплин, догматического богословия и канонического права. В 1998-2005 гг. он преподавал курс Нового Завета и библейского богословия в католическом Институте философии, теологии и истории имени святого Фомы Аквинского. Основными направлениями научной специализации игумена Иннокентия (Павлова) являются билеистика, церковная история и социология религии.

 На протяжении многих лет игумен Иннокентий публикует свои статьи и заметки в таких изданиях, как «Независимая газета», «НГ-религии», «Сегодня», «Русская мысль», «Посев», «Итоги», а также на интернет-ресурсах «Соборность» и портале «Credo.ru». Некоторые его материалы выходят под псевдонимами Павел Невинный, Сергей Осокин, Михаил Мичурин и Павел Новиков. В 1995-2002 гг. игумен Иннокентий выступал на радио «Христианский церковно-общественный канал», где вёл еженедельные передачи «Дискуссия на тему», «Литературное обозрение» и «Живое слово».

 С начала 2000-х гг. заштатный клирик Московской епархии игумен Иннокентий (Павлов) начал совершать богослужения в московской греко-католической (униатской) общине в честь святителя Филиппа, митрополита Московского. Данное обстоятельство позволяет сделать заключение о том, что игумен Иннокентий не является православным священнослужителем и состоит в богослужебно-евхаристическом общении с Римо-Католической Церковью. Это подтверждается следующей выдержкой из автобиографии о.Иннокентия, написанной и опубликованной в 2006 г.: «Как специалист по Новому Завету и церковный историк я давно уже прекрасно понимал, что на свете есть только одна реальная церковь, а именно та, что основана на Петре (Мф 16:18-19), служение которого, согласно ещё первохристианскому церковному сознанию, со времён апостольских продолжается в его преемниках, примат которых в ней есть неотъемлемая составляющая Священного Предании».

 Не разрывая своей канонической принадлежности к Римо-Католической Церкви и продолжая совершение богослужений в Свято-Филипповской греко-католической общине г. Москвы, игумен Иннокентий (Павлов) в ноябре 2003 г. вошел в юрисдикцию "Православной Церкви России" ("Истинно-Православной Церкви"), возглавляемой "митрополитом Московским и Всероссийским" Рафаилом (Прокопьевым). Процедура официального присоединения игумена Иннокентия к названной  неканонической религиозной организации отображена в протоколах заседания Священного Синода "Истинно-Православной Церкви", проходившем 24 ноября 2003 г.: "По пункту 1 повестки дня о принятии под омофор Священного Синода ИПЦ новых священнослужителей и приходов: (...)

 Слушали: Игумена Иннокентия

 Родился в Москве в 1952 году после школы в 1977г. поступил в С.Петербургскую семинарию до этого прислуживал 5 лет в Антиохийском подворье. Работаю в Библейском Богословском институте веду курс Церковного Права. (...)

 Постановили: Принять под омофор Ссвященного Синода Истинно-Православной Церкви и поручить (...) работу по подготовке к Поместному Собору.

 Проголосовали : за - единогласно"

Игумен Иннокентий (Павлов) делает доклад на заседании Священного Синода Истинно-Православной Церкви. /На переднем плане - митрополит Московский и Всероссийский Рафаил (Прокопьев-Мотовилов)/. 29 января 2008 г.

 Осенью 2004 г. игумен Иннокентий был назначен на должность секретаря Священного Синода «Православной Церкви России» («Истинно-Православной Церкви»). Свое присоединение к этой неканонической религиозной организации он поясняет следующим образом: «Что же касается моей нынешней работы в Священном Синоде Истинно-Православной Церкви, (...)то обстоятельства её таковы. Её предстоятель Митрополит Московский и Всероссийский Рафаил пригласил меня быть его консультантом в связи с подготовкой её Поместного Собора. Мне ничего не оставалось, как дать своё согласие на это, поскольку он принял мою рекомендацию - прилагать усилия к восстановлению исторической Православной Российской Церкви на началах определений Московского Священного Собора 1917-1918 годов. Потом мою должность назвали секретарь Священного Синода. Так я и продолжаю там вести консультационную и литературную работу (...), что служит скромному приработку к моему весьма скудному по московским меркам существованию».

 Таким образом, уже более пяти лет священнослужитель Римо-Католической Церкви игумен Иннокентий (Павлов) совмещает свое служение в московской греко-католической общине с должностью секретаря Священного Синода «Православной Церкви России» («Истинно-Православной Церкви»), не имеющей признания со стороны Поместных Православных Церквей и в категориях православного канонического права рассматриваемой как «церковный раскол» (или даже «самочинное сборище»).

 В связи с данным обстоятельством совершенно естественно возникает вопрос: во всей ли полноте осведомлено руководство российских греко-католических общин о религиозной деятельности священнослужителя московской общины в честь святителя Филиппа, митрополита Московского? 

 6 июня 2008 г. «митрополит Московский и Всероссийский» Рафаил (Прокопьев) вручил игумену Иннокентию (Павлову) орден «За веру и верность», являющийся официальной наградой «Православной Церкви России» («Истинно-Православной Церкви»). Данное награждение было мотивировано следующим образом: «За заслуги перед ИПЦ (т.е. перед «Истинно-Православной Церковью»), многолетнее усердное служение вверенной пастве и в честь 25-летия иерейской хиротонии, в день великого праздника Вознесения Господня». Кроме того, в названной неканонической религиозной организации игумену Иннокентию было даровано право ношения наперсного креста с украшениями.

  На заседании Священного Синода ИПЦ(Р), проходившем 28 октября 2011 г., игумен Иннокентий (Павлов) был освобожден от занимаемой должности и назначен на новоучрежденную должность "специалиста по истории Церкви и мирового Православия".

 БИБЛИОГРАФИЯ РАБОТ ИГУМЕНА ИННОКЕНТИЯ (ПАВЛОВА):

  1. Иван Иванович Бриллиантов - историк Ферапонтова. / Ферапонтовский сборник. - Вып. 1. М.: «Советский художник», 1985. - С. 11-37. Примечание: автор обозначен как С. Н. Павлов.
  2. Санкт-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа. / Богословские труды. Юбилейный сборник, посвящённый 175-летию Ленинградской духовной академии. М.: издание Московской Патриархии, 1986. - С. 211-268.
  3. 3. Wanderungen und Heimkehr eines Theologen. Vater Sergej Bulgakow zum 40. Togestag. - Erinnerung an einen bedeutenden Vertreter der russischen Orthodoxie./ Stimme der Orthodoxie (Berlin, DDR), 1986. - Nr. 8. - S. 33-39, 47-48. Примечание: название дано редакцией, а автор обозначен как Archimandrit Innokenti. В русском оригинале: Отец Сергий Булгаков. (К 40-летию со дня кончины). Статья написана весной 1984 г. и опубликована по-русски в сборнике «Богослов. Философ. Мыслитель. Юбилейные чтения, посвященные 125-летию со дня рождения о. Сергия Булгакова (сентябрь 1996 г., Москва)». М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. - С. 19-32.
  4. О современном состоянии Русской Православной Церкви. Опыт историко-социологической оценки / Социологические исследования (Москва), 1987. - № 4. - С. 35-43. Примечание: автор обозначен как С. Н. Павлов
  5. Пролог Евангелия от Иоанна (1:1-18) в славянском переводе. К истории философской мысли в славянских землях в IX-XVI веках. / Palaeobulgarica (София), 1987. - XI (4). - C. 3-17.
  6. Взаимосвязи западных форм благочестия и русской религиозности. В сборнике материалов международного симпозиума «Tausend Jahre zwischen Wolga und Rhein». [Regensburg, 21. -26. April 1987] - München - Zürich: Verlag Neue Stadt, 1988. - S. 206-215. 
  7. [Возможный план научного издания славянского перевода Священного Писания.] - выступление на круглом столе «1000-летие христианизации Руси». / Советское славяноведение (Москва), 1988. - № 6. - С. 43-47.
  8. Византийская традиция Священного Писания у южных славян и на Руси. / Cyrillomethodianum (Thessaloniki), 1988. - XII. - P. 93-108.
  9. Археографические и источниковедческие заметки о рукописях святителя Софрония, епископа Врачанского. В сборнике «Св. Софроний, епископ Врачански. Катехизически, омелетични и нравоучителни писания. Из ръкописното наследство на святителя». - София: Синодално издателство, 1989. - С. 647-695.
  10. К вопросу о составе кирилло-мефодиевского перевода Священного Писания. В сборнике «Международен симпозиум 1100 години от блажената кончина на св. Методий» [София, 11-16 юни 1985]. - Т. 2. - София: Синодално издателство, 1989. - С. 22-28.
  11. Славянская традиция Священного Писания и Острожская Библия. В сборнике статей «Острожская Библия». - М.: Институт русского языка АН СССР, 1990. - С. 17-47.
  12. Die Wiederherstellung des gesamtrussischen Patriarchats auf dem Moskauer Konzil 1917-1918. В сборнике материалов конференции «Das Dienstamt der Einheit in der Kirche. Primat - Patriarchat - Papstum». [Regensburg, 1989] / Koinonia. Schriftenreihe des Ostkirlichen Instituts Regensburg. - Bd. IX. - Erzabtei St. Ottilien: Eos Verlag, 1991. - S. 285-317.
  13. The Ferrara-Florentine Union: a view from Moscow. Historical Retrospective and Contemporary Approsial. В сборнике материалов конференции «Сhristian Unity. The Council of Ferrara-Florence 1438/39-1989». [Florence, 1989] / Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. - XCVII. - Leuven: Leuven University Press, 1991. - P. 493-507, то же на русском языке: Ферраро-Флорентийская уния - взгляд из Москвы. / Символ (Париж), 1989. - Вып. 23. - С. 145-162.
  14. Читатели Библии в России: групповой портрет в цифрах. (В соавторстве с Владимиром Борзенко). / Мир Библии. - Вып. 2. - М.: Российское Библейское Общество, 1994. - С. 105-106. 
  15. Правовой статус церковной собственности согласно церковной традиции и канонам Русской Православной Церкви. / Вопросы экономики (Москва), 1994. - № 9. - С. 101-112.
  16. Священник Павел Флоренский и его вклад в развитие богословской мысли Православной Церкви. В сборнике материалов конференции «П. А. Флоренский и культура его времени». [Бергамо, 1988] - Marburg: Blue Hörner Verlag, 1995. - C. 485-496.
  17. Заметки к статье Н. Н. Глубоковского «Славянская Библия». / Учёные записки Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова. - Вып. 1. - М., 1995. - С. 35-42.
  18. Введение в историю русской богословской мысли. - Серия «Богословская библиотека». - Кн. 1. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. - 152 с.
  19. San Sergio di Radonež: un santo e la sua epoca. В сборнике материалов 1-й международной экуменической конференции по русской духовности «San Sergio e il suo tempo». [Bose, 15-18 settembre 1993] - Communita di Bose: Edizioni Qiqajon, 1996. - P. 35-55.
  20. Учение Двенадцати Апостолов. Введение, перевод и комментарии. - Серия «Учители Неразделённой Церкви». - М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. - 127 с.
  21. Христианская благотворительность по «Учению Двенадцати Апостолов». / Православное богословие и благотворительность (диакония). - Сб. 3. - СПб: Высшая религиозно-философская школа, 1996. - С.50-54.
  22. «...чтобы всем учиться и ободряться» (1 Кор 14:31). / Международная ассоциация по изучению и распространению славянских культур. Информационный бюллетень. - Вып. 28-29. - М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1996. - С. 49-63, перепечатано в сборнике «Язык Церкви». - Вып.1. - М.: Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школа, 1997. - С. 47-60.
  23. Учение С. Н. Булгакова об общественном идеале. / XPICTIANOC (Рига), 1997. - Вып. VI. - C. 183-213, перепечатано в сборнике «Богослов. Философ. Мыслитель. Юбилейные чтения, посвященные 125-летию со дня рождения о. Сергия Булгакова (сентябрь 1996 г., Москва)». М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. - С. 33-53.
  24. От церкви имперской к церквам национальным. В альманахе «ДИА-ЛОГОС. Религия и общество». - М.: «Истина и жизнь», 1997. - С. 396-405.
  25. Slavia Orthodoxa в XVIII - начале XIX века и церковно-учительные труды св. Софрония Врачанского. / Славяноведение (Москва), 1999. - № 2. С. 60-66.
  26. Lo stato e le prospettive della Chiesa ortodossa in Russia. В сборниках материалов конференции «La nuova Russia. Dibattito culturale e modello di societa in construzione». [Torino, 1998] - Torino: Edizioni Fondazione Giovanni Agnelli, 1999. - P. 265-286.
  27. Духовная грамота святителя Ионы. К вопросу об автокефалии Русской Церкви. / Церковно-исторический вестник - № 6-7. - М.: издание Общества любителей церковной истории, 2000. - С. 172-179.
  28. Авва. - Статья в «Православной энциклопедии». - Т. 1. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - С. 78-79.
  29. Александрийский кодекс. - Статья в «Православной энциклопедии». - Т. 1. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - С. 594-595.
  30. Геннадиевская Библия 1499 г. как синтез библейских традиций. В сборнике материалов Международной конференции «Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православного славянского мира. К 500-летию Геннадиевской Библии». - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. - С. 11-24.
  31. Антонин (Грановский). (В соавторстве с протоиереем Владиславом Цыпиным). - Статья в «Православной энциклопедии». - Т. 2. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. - С. 682-684.
  32. Всеправославные совещания - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 1. - М.: Издательство францисканцев, 2002. - Кол. 1117-1120.
  33. Евангелие. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 1. - М.: Издательство францисканцев, 2002. - Кол. 1748-1750. 
  34. Незамеченное славянское свидетельство одного из вариантных чтений Ин 1:3-4. / Мир Библии. - Вып. 9. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. - С. 29-35.
  35. Присутствие Московской Патриархии в Галиции: история и итоги. В Материалах семинара «Украинская Греко-Католическая Церковь: преодоление мифа» [Москва, 25 ноября 2002 г.] - М.: Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии, 2002. - С. 53-69.
  36. Пролог Евангелия Иоанна (1:1-18) как вероисповедный гимн и «сумма идей» Иоаннова корпуса. / Точки - Puncta (Москва), 2003. - № 1-2 (3). - С. 192-216.
  37. Издание Н. И. Ильминского «Святое Евангелие. Древнеславянский текст» (Казань, 1889) - малоизвестный факт церковного просветительства и славянской филологии. В сборнике «Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2002-2003>». - М.: «Древлехранилище», 2003. - С. 477-499.
  38. Народ Божий в России в первые послереволюционные, в 20-е и в 30-е годы ХХ века. Белые пятна российской церковной истории. В сборнике материалов Международной богословской конференции «Духовные движения в народе Божьем. История и современность». [Москва, 2-4 октября 2002 г.] - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. - С. 343-359.
  39. Иаков «брат Господень». - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 3-4.
  40. Иаков Старший. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 6-9.
  41. Иакова Послание. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 10-12.
  42. Иоанн Богослов. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 333-337. 
  43. Иоанна Послания. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 402-405.
  44. Иуды Послание. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 628-630.
  45. Канон Священного Писания. (В соавторстве с Алексеем Сомовым). - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 745-751.
  46. Керигма. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 981-982.
  47. Логос. - Статья в «Католической энциклопедии». - Т. 2. - М.: Издательство францисканцев, 2005. - Кол. 1727-1729.
  48. Российская религиозность в контексте переписи населения 1937 года. В сборнике материалов Международной богословской конференции памяти С. С. Аверинцева «Вера - диалог - общение. Проблемы диалога в церкви и обществе». [Москва, 29 сентября - 1 октября 2004 г.] - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2005. - С. 385-400.
  49. Rola i zadania Kościoła w jednoczącej się Europie z perspektywy Rosji. В сборнике «Kościół w czasach Jana Pawła II» - Lublin: Wydawnictwo KUL - Wydawnictwo "Gaudium", 2005. - S. 455-461.
  50. Новый Завет. Избранные тексты. Интерпретации. Комментарии. Учебное издание в серии «Библиотека студента-словесника». [Перевод, составление, вводные статьи, изъяснительные примечания и глоссарий] - М.: «Высшая школа», 2005. - 439 с.
  51. Общие представления о Ветхом Завете - вступительная статья в книге «Ветхий Завет. Избранные тексты. Интерпретации. Комментарии». Составление, общая редакция и глоссарий Иннокентия Павлова. Учебное издание в серии «Библиотека студента-словесника». - М.: «Высшая школа», 2006. - С. 9-29.
Поделиться:  


в разработке
Трехэтажные мезонины трехэтажные мезонины vicneit.ru

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Аршавская Наталья Борисовна Наталья Лайдинен - поэтесса. Проект Натальи Тереховой moy-vybor.ru