Севастиан (Жатков)
«Епископ Челябинский»

«Епископ» Севастиан (Жатков)«Епископ» Севастиан (в миру Юрий Жатков) родился в 1941 г. Богословское образование получил в Санкт-Петербургской Духовной Академии, после окончания которой принял монашество, был рукоположен во иеромонаха и зачислен в клир Челябинской епархии Русской Православной Церкви. Впоследствии иеромонах Севастиан (Жатков), являвшийся настоятелем челябинского храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», был возведен в сан игумена.

 25 октября 1999 г. игумен Севастиан был задержан правоохранительными органами по подозрению в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних и распространении порнографии. Поводом к задержанию послужило письменное заявление матери потерпевшего подростка, прислуживавшего ранее о. Севастиану во время богослужений.

 В ходе следствия, длившегося около года, удалось установить, что игумен Севастиан (Жатков) не менее шести раз совершал преступления, связанные с растлением несовершеннолетних, каковыми являлись прислужники челябинского храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». На протяжении всего периода следствия Севастиан содержался в челябинском следственном изоляторе № 1.

 В 2000 г. Калининский районный суд Челябинска признал игумена Севастиана (Жаткова) виновным в нарушении ст.132 ч.3 ("Насильственные действия сексуального характера в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста"), ст.135 ("Развратные действия") и ст. 242 («Распространение порнографии») Уголовного Кодекса Российской Федерации. Учитывая смягчающие обстоятельства, к каковым были отнесены преклонный возраст обвиняемого (60 лет) и положительные характеристики, было вынесено решение о назначении игумену Севастиану наказания в виде лишения свободы сроком на шесть лет с содержанием в колонии строгого режима.

 Сразу же после вынесения приговора общественный защитник игумена Севастиана подал кассационную жалобу в областной суд, настаивая на том, что действия обвиняемого не носили насильственного характера. Рассмотрев дело, коллегия областного суда удовлетворила жалобу адвокатов. В результате ст. 132 ч.3 ("Насильственные действия сексуального характера в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста") была заменена статьей 34 ("Действия сексуального характера в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста"). Итогом кассации стало назначение Жаткову наказания в виде четырех лет лишения свободы. Однако в соответствии с постановлением Государственной Думы Российской Федерации от 26 мая 2000 г. "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" игумен Севастиан был освобожден как лицо старше 55 лет.

 Согласно каноническим нормам Православной Церкви, поступки игумена Севастиана являются несовместимыми с его дальнейшим пребыванием в клире и должны повлечь за собой непременное извержение из сана. Не дожидаясь церковного осуждения, оскандалившийся священнослужитель принял решение уклониться в раскол.

 В 2000 г. запрещенный в священнослужении канонической церковной властью игумен Севастиан (Жатков) был принят в юрисдикцию «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ), где уже через год был удостоен звания «архимандрита». После освобождения из-под следствия «архимандрит» Севастиан перебрался в город Златоуст, где начал служение в Свято-Георгиевском храме, построенном на средства частного предпринимателя.

 Решением Архиерейского Синода РПАЦ «архимандрит» Севастиан (Жатков) был избран «епископом Челябинским», викарием Суздальской епархии. В его «архиерейской» хиротонии, состоявшейся 17 июля 2003 г., приняли участие:

 В 2005 г. «епископ» Севастиан (Жатков) вступил в конфликт с руководством «Российской Православной Автономной Церкви». Поводом к тому послужило самовольное решение «епископа» Севастиана о принятии в состав Челябинской епархии РПАЦ бывшего священника Московского Патриархата Олега Амелина. Сложность ситуации заключалась в том, что к этому времени Амелин уже успел вступить в третий брак, что является совершенно недопустимым для православного священнослужителя и должно повлечь за собой лишение священного сана. Вопреки мнению Первоиерарха и других «иерархов» «Российской Православной Автономной Церкви», «епископ» Севастиан допустил Амелина к совершению священнодействий в Свято-Георгиевском храме г. Златоуста.

 Дальнейшее развитие конфликта между Архиерейским Синодом РПАЦ и «епископом» Севастианом (Жатковым) произошло в 2006 г., когда последний самочинно наделил себя титулом «архиепископа» и правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Более того, во время беседы с Первоиерархом РПАЦ «епископ» Севастиан категорически отказался снять крест с клобука и вернуться к своему прежнему титулу.

 Помимо указанных действий «епископ Челябинский» Севастиан, викарий Суздальской епархии, отказывался исполнять некоторые кадровые распоряжения, сделанные управляющим епархией «митрополитом Суздальским» Валентином (Русанцовым), что способствовало обострению конфликта.

 В ноябре 2006 г. «епископ» Севастиан принял в общение «игумена» Григория (Лурье), извергнутого из сана Архиерейским Собором РПАЦ в 2005 г. В том же 2006 г. «епископ Челябинский» формально отделился от РПАЦ, заявив об образовании «Временного Церковного Совета Российской Православной Автономной Церкви». Свое решение он мотивировал отсутствием духа соборности в РПАЦ и узурпацией высшей церковной власти «митрополитом Суздальским и Владимирским» Валентином (Русанцовым).

 Реагируя на поведение «епископа Челябинского» Севастиана, Архиерейский Синод РПАЦ в феврале 2007 г. запретил его в священнослужении и отлучил от причастия сроком на один год. На Архиерейском Соборе РПАЦ, проходившем 8-12 февраля 2008 г. «епископ Челябинский» Севастиан (Жатков) был лишен священного сана и предан анафеме.

 Не признав своего низложения, «епископ» Севастиан продолжил религиозную деятельность и в середине 2008 г. принял к себе в общение «епископа Хабаровского» Амвросия (Епифанова), также отделившегося от РПАЦ.

 5 ноября 2008 г. «епископы» Севастиан (Жатков), Амвросий (Епифанов) и лишенный сана в РПАЦ «игумен» Григорий (Лурье) учредили новую неканоническую религиозную организацию, получившую наименование «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви».

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство