Григорий (Лурье)
«Епископ Петроградский и Гдовский»

«Епископ» Григорий (Лурье)«Епископ» Григорий (в миру Вадим Миронович Лурье) родился в 1962 г. в Ленинграде. В 1984 г. окончил химический факультет Ленинградского государственного университета. Кроме того, в 1978-1979 гг. занимался на филологическом факультете стиховедением, изучал греческий, сирийский, арабский и древний эфиопский языки.

 В 1982 г. Вадим Миронович сознательно принял Православие. При крещении был наречен Василием. В 1984 г. вступил в брак со Светланой Владимировной Смирновой. Вскоре у Вадима и Светланы Лурье родилась дочь. Однако этот брак этот оказался недолговечным и в 1994 г. он был расторгнут.

 На протяжении многих лет Вадим Миронович Лурье являлся членом Санкт-Петербургского прихода в честь святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, возглавлявшегося протоиереем Александром Жарковым. В 1997 г. этот перешел из юрисдикции Московского Патриархата в Русскую Православную Церковь Заграницей. Вместе с большинством прихожан перешел в РПЦЗ и В.М. Лурье.

 Летом 1999 г. приход святой преподобномученицы Елисаветы вошел в состав «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ), а в сентябре этого же года Вадим Миронович был рукоположен во «священника». Сразу же после своей хиротонии он возглавил приход преподобномученицы Елисаветы, прежний настоятель которого погиб незадолго до этого.

 В первой половине 2000 г. «иерей» Василий (Григорий) Лурье принял монашеский постриг с наречением имени Григорий. Впоследствии онбыл наделен титулом "игумена".

 К середине 2005 г. в «Российской Православной Автономной Церкви» возникло большое смущение, связанное с обвинениями «игумена» Григория (Лурье) в «ереси имябожия». Причиной тому послужил исследовательский интерес Григория (Лурье) к проблеме «имяславия» и его участие в интернет-дискуссиях на эту тему. 20 июля 2005 г. Первоиерарх РПАЦ «митрополит Суздальский и Владимирский» Валентин (Русанцов) запретил «игумена» Григория (Лурье) в священнослужении, признав последнего виновным в распространении "ереси имябожия".

 На заседании Архиерейского Синода РПАЦ, проходившем 5 сентября 2005 г., было подтверждена справедливость наложения прещений на «игумена» Григория (Лурье). В частности, на этом собрании «митрополит» Валентин (Русанцов) напомнил присутствующим, что еще в 2001 г. Архиерейский Синод РПАЦ запретил все дискуссии на тему «имяславия». Затем Первоиерарх РПАЦ заострил внимание на научном интересе к этой теме со стороны «игумена» Григория (Лурье): «Своими навязчивыми публикациями о. Григорий и иже с ним дестабилизировали нормальный ритм внутрицерковной жизни. (...) Создаётся впечатление, что вопрос об "имябожии" и "имяславии" намеренно используется небольшой группой, дабы посеять смуту в умах чад нашей Церкви. Российская Православная Церковь пребывала в мире и молитвенном единении более 10-лет. С приходом в нашу Церковь вышеуказанной группы людей в церковных рядах начались споры, разногласия и конфликты. Архиерейский Синод призывал к миру и братской любви, просил оставить противостояние и бесовскую гордыню, напоминая, что спорящие стороны ставят себя вне Российской Православной Автономной Церкви и подвергаются каноническому прещению». Решением этого заседания Архиерейского Синода РПАЦ стало извержение «иегумена» Григория из священного сана.

 Не признав законности своего осуждения, «игумен» Григорий (Лурье) продолжил совершение богослужений в Санкт-Петербургском храме св. прпмч. Елисаветы.

 В 2007 г. "игумен" Григорий вошел в состав "Временного Церковного Совета Российской Православной Автономной Церкви", основанного отделившимся от РПАЦ "епископом Челябинским" Севастианом (Жатковым).

 5 ноября 2008 г. в «Российской Православной Автономной Церкви» произошел окончательный раскол, в результате которого «епископ Челябинский» Севастиан (Жатков) и «епископ Хабаровский» Амвросий (Епифанов) преобразовали "Временный Церковный Совет Российской Православной Автономной Церкви" в новую неканоническую религиозную организацию, получившую наименование «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви». На следующий день после этого, 6 ноября 2008 г., «игумен» Григорий (Лурье) был рукоположен вышеназванными «иерархами» во «епископа Петроградского и Гдовского». Сразу же после этой хиротонии состоялось второе заседание «Архиерейского Совещания», на котором «епископ» Григорий (Лурье) был избран Председателем «Архиерейского Совещания РПАЦ».

 «Епископ» Григорий (Лурье) является кандидатом философских наук, сотрудником института Всемирной истории Российской академии наук (РАН), главным редактором международного журнала  по патрологии, критической агиографии и церковной истории "Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique", членом международного авторского коллектива "Эфиопской энциклопедии" (Encyclopaedia Aethiopica (Гамбург)), членом международного общества Society of Biblical Literature (США), член международного обещства EnochSeminar, членом редколлегии журнала "Христианский восток", издающегося РАН совместно с Государственным Эрмитажем. Отличается широкой разносторонностью научных интересов. Владея несколькими иностранными языками, он профессионально занимается историческим богословием, патрологией, исторической литургикой, аскетикой, философией и др. Кроме того, Лурье известен еще и своими нестандартными миссионерскими подходами в общении с представителями современной рок-культуры и лицами, имеющими суицидальные наклонности.

 Библиография научных работ "епископа" Григория (В.М. Лурье)

  Христианский Восток
  1. 1. L'attitude de S.Marc d'Ephese aux debats sur la procession du Saint-Esprit a Florence. Ses fondements dans la theologie post-palamite // Annuarium Historiae Conciliorum. 1989 [hrsg.1991]. 21. 317-333.
  2. Молитвенное пение в аскетическом и богословском предании Православной Церкви // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. 19-22.
  3. Взаимосвязь проблемы Filioque с учением о обожении у православных богословов после св.Фотия // Патрология. Философия. Герменевтика. СПб. 1992 (Труды Высшей религиозно-философской школы, 1). 1-19
  4. "Повествование отцов Иоанна и Софрония" (BHG 1438w) как литургический источник // Византийский временник. 1993. 54. 62-74.
  5. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма // Византийский временник. 1994. 55 (80). 232-236.
  6. Иже во святых Отца нашего святаго Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека / Перевод В. М. Лурье под ред. А. Л. Верлинского. Прим., послесловие В. М. Лурье. СПб.: Axioma, 1995. 174 с. (готовится переиздание) {Главы 2 и 3 послесловия}.
  7. Priere de Jesus au cours de filiation des sectes monophysites et une fausse attribution a Chenoute // Acts, XVIIIth International Congress of Byzantine Studies, Selected Papers: Main and Communications, Moscow, 1991 / Editors-in-Chief: I. Sevc enko, G. G. Litavrin; Corresponding Editor: W. K. Hanak. Vol. II: History, Archaeology, Religion, Theology. Shepherdstown, WV: Byzantine Studies Press, Inc., 1996 [published in 1998]. (Byzantine Studies / Etudes byzantines. New Ser., Supplementum 2). 367-374.
  8. Из истории чинопоследований псалмопения: полная псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.) // Византийский временник. 1995 [1996]. 56 (81). 228-237; 1997 [1999]. 58 (83). 76-83.
  9. Около Солунской легенды. Из истории миссионерства в период монофелитской унии // Славяне и их соседи. 1996. Вып. 6. 23-52.
  10. Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения Иерусалимского типа и ее производные // Византинороссика. 1995. 1. 149-200.
  11. Славянское "Сказание о Псалтири" и его историко-литургическое значение // Byzantinoslavica. 1996. 57. 140-155.
  12. Славянское "Сказание о 12 снах Шахаиши". Сирийский оригинал, пехлевийский прототип (в связи с проблемой ранних сирийско-славянских контактов) // Средневековое православие. От прихода до патриархата. Сб. научных статей / Отв. ред. Н. Д. Барабанов. Волгоград: Издательство Волгоградского университета, 1997. 5-45.
  13. Un autre monothelisme : le cas de Constantin d'Apamee au VIe Concile Oecumenique // E. Livingstone, ed. Studia Patristica. Louvain 1997. Vol. XXIX. 290-303.
  14. Прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб.: Византинороссика, 1997 (Subsidia byzantinorossica, т. 2) [редактирование, комментарии, послесловие]
  15. Публикации монастыря Бозе по истории исихастской традиции у греков и славян, 1-2 // Византийский временник. 1997. 57 (82). 309-317; то же, 3 // Византинороссика. 1998. 2 (в печати).
  16. Иоанн Никиусский CXX: опыт реинтерпретации и прочтения // Etudes balkaniques (1994, a paraitre)
  17. Святой Кирилл перед мощами святого Климента // Festschrift проф. Василка Тъпкова-Заимова. София (1995, в печати)
  18. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // Христианский Восток. 1999. 1 (7). 317-358
  19. Богословие "египтствующих умом": монофизитская триадология между тритеизмом и дамианизмом // Христианский Восток. 1999. 1 (7). 479-489
  20. Рец. на: G. Lusini. Studi sul monachesimo eustaziano (secoli XIV-XV). Napoli 1993 (Studi Africanistici. Serie Etiopica, 3) // Христианский Восток. 1999. 1 (7). 489-499; тожевангл. пер.: Saint-Petersburg Journal of African Studies. 1999 (в печати)
  21. Рец. на: S. P. Brock. Studies in Syriac Christianity. History, Literature and Theology. Hampshire-Brookfield: VARIORUM, 1992. (Collected Studies Series CS 357) // ХристианскийВосток. 1999. 1 (7). 455-463.
  22. Рец. на: В. М. Платонов. Эфиопские рукописи в собраниях Санкт-Петербурга. Каталог. Санкт-Петербург, Издательство Российской Национальной Библиотеки, 1996, 112 с. // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 11. СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 1997. 404-408; тожевангл. пер.: Saint-Petersburg Journal of African Studies. 1998 (впечати).
  23. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine // Studia Patristica / E.J. Yarnold, ed. Studia Patristica. 2000. Vol. XXXIV. 145-169.
  24. Роберт Ф. Тафт. Византийский церковный обряд / Пер. с англ. А. А. Чекаловой; редакция рус. перевода и послесловие В. М. Лурье. СПб.: Алетейя, 2000 (Византийская библиотека. Исследования). С. 105-110: Послесловие редактора русского перевода.
  25. Св. Киприан Карфагенский и экклисиологические проблемы III-IV вв. // Церковность. 2000. № 1. 22-26.
  26. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб.: Алетейя, 2000 (Богословская и церковно-историческая библиотека). 243 c.
  27. Три Иерусалима Лалибелы. Интерпретация комплекса церквей Лалибелы в свете данных его Жития // Warszawskie Studia Teologiczne XIII (2000) [2001] (= Miscellanea Aethiopica Reverendissimo Domino Stanislao Kur septuagenario professori illustrissimo, viro amplissimo ac doctissimo oblata) 117-140.
  28. Из Иерусалима в Аксум через Храм Соломона: архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь // Христианский Восток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 137-207.
  29. Еще раз о Кириаке Бахнесском и "Силондисе" - а также об Иуде-Кириаке и Сионе. Замечания по поводу новой книги: V. Bцll, "Unsere Herrin Maria". Die traditionelle athiopische Exegese der Marienanaphora des Cyriacus von Behnesa (Wiesbaden, 1998) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 309-316.
  30. Рец. на: Kevin A. Brook, The Jews of Khazaria (Northvale-New Jersey-Jerusalem, 1999) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 436-441
  31. Chrysostomica. [Рец. на:] 1. Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI-XVI веков. Каталог гомилий / Сост. Е. Э. Гранстрем и др. (СПб., 1998); 2. Delio V. Proverbio, La recensione etiopica dell'omelia pseudocrisostomica de ficu exarato ed il suo trefonds orientale (Wiesbaden, 1998) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 442-445.
  32. Рец. на: Oecumenii Commentarius in Apocalypsin / Editus a Marc De Groote (Lovanii, 1999) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 489-491
  33. ПоследнийтрудмонсеньераАльбертаВанРуя [Petri Callinicensis Patriarchae Antiocheni Tractatus contra Damianum / Ed. R. Y. Ebied, A. Van Roey, L. R. Wickham. II, III (Turnhout, 1996, 1998)] // Христианский Восток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 499-502.
  34. Рец. на: Studies in Honor of Vladimir A. Lifshits / Ed. by Carol A. Bromberg, Prods O. Skj?rvo (Bloomfield Hills, 1998) // ХристианскийВосток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 503-506.
  35. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания / Пер. Г. М. Прохорова под ред. иером. Григория (В. М.) Лурье. СПб.: Алетейя, 2001 (Византийская библиотека. Источники).
  36. Видение св. Григория Просветителя: сошествие Небесной Скинии на Новый Сион // Армения и Христианский Восток. Международная научная конференция. 27-30 июня 2001 г. Тезисы докладов. СПб.: Изд-во СПб. университета, 2001. 29-32.
  37. Послание святейшего патриарха Константинопольского Михаила Кирулария блаженнейшему патриарху Антиохийскому Петру (1054 г.). Пер. Л. А. Герд под редакцией и с комментариями В. М. Лурье (иеромонаха Григория) // Вертоградъ. 2001. № 2 (71). 62-72.
  38. Что означал "Новый Завет" в христианской Империи? Ответ раннего монашества и его екклисиологические импликации // Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России / Отв. ред. О. Э. Душин, И. И. Евлампиев. Изд. 2-е, дополненное. СПб., 2001 (Verbum. Вып. 3). 511-524.
  39. An Aristotelian Ontology around the Proclean Henad: the Theology of Barlaam of Calabria and its Byzantine Background // Аристотельисредневековаяметафизика / Отв. ред. О. Э. Душин. СПб., 2002 (Verbum. Вып. 6). 137-144.2.

 Происхождение христианства

  1. Чаша Соломона - Чаша Ездры. Элементы раннехристианского благочестия в Житии святого равноапостольного Кирилла, Учителя Словенского, и их значение для истории текста // Славяне и их соседи. 1994. 5. 9-25.
  2. Три типа раннехристианского календаря и одно разночтение в тексте Epistula Apostolorum // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции / Под ред. Д. Е. Афиногенова и А. М. Муравьева. М., Индрик, 1996. 256-320.
  3. [Статья и комментарий к переизданию статьи В. Вейдле "Крещальная мистерия и раннехристианское искусство" в кн.:] В. В. Вейдле. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб.: Аxioma, 1996 (Классика искусствознания). 319-329.
  4. Чаша Соломона и Скиния в Сионе // Византинороссика. 1998. 3 и 4 (в печати).
  5. Святая Чаша в раннехристианских чинопоследованиях домашнего причащения (с замечанием о коптском чине Исполнения Чаши) // Средневековое православие. От прихода до патриархата. Сборник научных статей. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Д. Барабанов. Волгоград: Изд-во Волгоградского университета, 1998. 4-29.
  6. К истории появления заметки Б. А. Тураева ["Евангелие Детства Христа в эфиопской письменности"] // Христианский восток. 1999. 1 (7). 448-450.
  7. Рец. на: Don K. Preston, Who is this Babylon? (Ardmore, 1999) // Христианский Восток. 2000 [изд. 2001]. 2 (8). 497-499.
 Православное богословие в Новое и Новейшее время
  1. Христианский идеал Достоевского и христианская святость // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на "Старорусских чтениях". Новгород, 1989. 65-66.
  2. "Братья Карамазовы". "Дневник писателя". Дополнения к комментарию. 1. "Прилог по Дамаскину". 2. "Церковь - весь народ" // Достоевский. Материалы и исследования. 1991. Т. 9. 246-249.
  3. Рец. на: G. Podskalsky. Griechische Theologie in der Zeit der Turkenherrschaft (1453-1821). Die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westens. Munchen 1988 // Византийский временник. 1992. 53. 182-185.
  4. А. С. Хомяков. Сочинения в двух томах. Т. 2. Работы по богословию / Сост. В. А. Кошелев. М. 1994 (Приложение к журналу "Вопросы философии"). [Подготовка текста переводов с французского, комментарий к богословским сочинениям, написанных на французском и английском, богословский комментарий к "Церковь одна"].
  5. Догматические представления А. С. Хомякова // Славянофильство и современность. Сб. статей / Отв. редакторы Б. Ф. Егоров, В. А. Котельников, Ю. В. Стенник. СПб.: Наука, 1994. 158-176.
  6. Диакон Андрей Кураев, В. М. Лурье. На пороге Унии. Станем ли мы монофизитами? М., 1994.
  7. Догматика "религии любви". Догматические представления позднего Достоевского // Христианство и русская литература. Сб. 2 / Отв. ред. В. А. Котельников. СПб.: Наука, 1996. 290-309.
  8. Некоторые замечания по поводу Шамбезийских документов 1993 года // Христианство: вехи истории. Материалы научной конференции, посвященной 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия / Отв. ред. архиеп. Волгоградский и Камышинский Герман. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1996. 5-8.
  9. "...non autem procedit ita..." Еще раз о триадологической заметке Хомякова // Хомяковский сборник. Т. I / Отв. ред. Н. В. Серебренников. Томск: Водолей, 1998. 299-302.
  10. Грядущая уния "православных" экуменистов с монофизитами и сопротивление ей в Греции. Обзор греческой печати // Вертоградъ-информ. 1998. № 6 (39). 28-33.
  11. Новооткрытые тексты преподобного Исаака Сирина. Их перевод и исследование // Вертоградъ-информ. 1998. № 7 (40). 30-34.
  12. Екклисиология отступающей армии // Вертоградъ-информ. 1998. № 10 (43). 21-28; отд. изд.: Париж, 1998; тожевангл. пер.: The Ecclesiology of a Retreating Army // Vertograd-inform. 1999. No. 3. January. 10-15, 24-30.
  13. Решение Синода официальной церкви Грузии и "третий путь" между экуменизмом и Православием // Вертоградъ-информ. 1998. № 10 (43). 7-8; переизд. в: Вопросы екклисиологии. Сб. Статей. № 2. Париж: Мера..., 1999. 22-26; тожевангл. пер.: Synodal decision of the official Georgian Church and "the third way" between ecumenism and Orthodoxy // Vertograd-inform. 1999. No. 3. January. 5-6; тожевгруз. пер.: saqartvelos oficialuri sapaTriarqos sinodis ganSineba da "mesame gza" ekumenizmsa da gartlmadideblobas xoris // saqartvelos sinodis ganSineba anu "mesame gza" ekumenizmsa da gartlmadideblobas xoris. [tbilisi:] "ortodoqsi", [1998]. 3-7 gv.
  14. Раскол в Истинно-православной Церкви Греции // Вертоградъ-информ. 1998. № 12 (45). 6-8; англ. вариант (с отличиями от рус.).
  15. Пятидесятилетие архиерейского служения Архиепископа Афинского и Всея Греции Андрея // Вертоградъ-Информ. 1999. № 1 (56). 4-5.
  16. [Редакционная статья, в соавторстве с А. В. Солдатовым и Е. С. Холмогоровым] Две Церкви. Недоуменные вопросы русской церковной действительности и ответы преподобного Феодора Студита // Вертоградъ-информ. 1999. № 2 (47). страницы ; переизд.: Вопросы екклисиологии. Сб. Статей. № 1. Париж: Мера..., 1999. 2-15, 28-30; англ. пер.: Two Churches: Perplexing questions of Russian Church life and the Replies of St. Theodore the Studite, by the Vertograd-Inform editorial staff // Vertograd-Inform. 1999. No. 8. 6-18.
  17. Правило 15 собора Двукратного. Ответ читателю // Вертоградъ-информ. 1999. № 5 (50). 39-48.
  18. [Рец. на:] Архиепископ Феофан Полтавский. Доклад об учении Митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления. М.: Православное действие, 1998 (О новых ересях, № 5). 90 с. // Вертоградъ-информ. 1999. № 6 (51). 26-30.
  19. Протрезвление от славянофильской утопии: К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров и их выбор между Православием и Россией // Феномен российской интеллигенции. История и психология. Материалы международной научной конференции 24-25 мая 2000 г., Санкт-Петербург / Под ред. С. Н. Полтарака, Е. Г. Соколова, Л. Б. Борисковской, Т. В. Партаненко. СПб.: Нестор, 2000. 56-68.
  20. "Правда всегда одна", но она не здесь, или Что видно из "Наутилуса" // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб. научных трудов [Вып.] 4 / Под ред. Ю. В. Доманского, Т. Г. Ивлевой. Тверь: Тверской государственный университет, 2000. 114-125.
  21. Три эсхатологии. Русская эсхатология до и после Великого Раскола // Мир Православия. Сб. научных статей. Вып. 3 / Отв. ред. митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. 150-178.
  22. англ. пер.: The upshot of the October 2000 Council of the ROCA // Vertograd-Inform. 2001. January, No. 21-22. 30-32 (рус. оригинал неиздан).
  23. От составителя серии: немного о книге и ее авторе // В. Мосс. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). С.-Петербург: Алетейя, 2001 (Богословская и церковно-историческая библиотека). С. VI-IX.
  24. В поисках утраченной Византии // Русский Журнал. Ежегодник. 2000/2001. Хроника демократического кризиса / Гл. ред. Г. Павловский. М.: Три Квадрата, 2001. 169-186
  25. "Историческое назначение особого характера": из истории эсхатологических представлений в новейший период российской истории // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000 [изд. 2001]. Сер. 6, вып. 4 (№ 30). 31-39.

 Мелкие рецензии, относящиеся к современному православному богословию

  1. Молись, борись, спасайся! Письма митрополита Макария (Невского) духовной дочери. М.: "Лодья", 1998 // Вертоградъ-информ. 1998. № 7 (40). С. 37.
  2. Публикация архива владыки Феофана Полтавского. Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб.: Об-во свят. Василия Великого, 1997 // Вертоградъ-информ. 1998. № 7 (40). С. 38.
  3. Иподиак. Николай Савченко, В. М. Лурье. Митрополит Оропосский и Филийский Киприан [Куцумбас], Председатель Священного Синода Противостоящих. Православие и экуменизм. Межхристианское и межрелигиозное движение, как екклизиологическая ересь. Том I. Фили, Аттика: Св. Монастырь Киприана и Иустины, 1998 // Вертоградъ-информ. 1998. № 8 (41). С. 19-20; то же в англ. пер.: Vertograd-Inform. 1998. № 1, November. 23-24.
  4. Автобиография Глданской епархии. gldanis martlmadidebeli eparUia. marTlmadidebloba an sikvdili. tbilisi, 1998 [Глданская православная епархия. Православие или смерть. Тбилиси, 1998] // Вертоградъ-Информ. 1999. № 3 (48). 28.
  5. На горах Кавказа // Вертоградъ-Информ. 1999. № 4 (49). 35-36.

 

 Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Заказ суши Бесплатный заказ столиков и банкетов. Доставка суши в офис и на дом wh72.ru