1. Краткая история села Поселки, предпосылки раскола

 История села Поселки Кузнецкого района Пензенской области начинается в 1762 году, когда из села Труево-Нарышкино (через столетие получившего статус города с названием Кузнецк) на так называемые "отруба" были выселены первые 186 крепостных "душ" [63,19]. В подавляющем большинстве выселенцами были крестьяне и ремесленники с характером непокладистым и буйным, склонные к воровству и хулиганству, в их числе были и настоящие преступники. Это переселение было своеобразным наказанием для самих изгоев и одновременно очищало от них общество села Нарышкино. Проявления противления и непокорства законной власти, укоренившиеся в переселенцах, и стали причиной образования нового села.

 Развитию духа "свободы" и "независимости" посельчан способствовало то обстоятельство, что за всю свою историю они практически не ощущали над собой давления. Еще в XVIII веке граф Лев Нарышкин подарил село Поселки с землями и крепостными своей дочери Софье, в замужестве графине Шуваловой. Софья Львовна с семьей проживала в столице, а посельским имением, практически не приносившим доходов, управлял Егор Федорович Барковский. Графиня очень быстро потеряла к посельскому имению интерес, а в начале XIX века отозвала и управляющего [78,326]. С тех пор посельчане были предоставлены самим себе и жили, по их собственному выражению, "обчеством". Именно поэтому из поколения в поколение передается убеждение, что на посельской земле помещиков никогда не было, что здесь всегда была вольница.

 Взаимоотношения жителей города Кузнецка (вначале уездного, а затем районного центра) и посельчан, в сравнении с прочими деревнями и селами района, строились особняком. И хотя внешне это практически ничем не выражалось, ощутимое противостояние существовало всегда, а "посельская гордость" стала своеобразной притчей во языцех. Это дистанцирование и подчеркиваемая псевдонезависимость от города выразились в семидесятых годах прошлого столетия в шутливом народном признании "Посельской Народной Республики", получившем хождение в ее аббревиатуре - ПНР.

 Первая, деревянная, церковь в селе была построена практически одновременно с заселением - в 1771 году, она просуществовала девять лет. Строительство нового, каменного, храма велось на деньги сельчан: каждая семья отдавала десятину от своего дохода. Строили монументально и на века. Двухметровой толщины подвальные стены и метровые стены храма, трапезной части и колокольни выложены с пропиткой куриным яйцом так основательно, что до сего дня в них практически нет трещин и деформаций. В 1826 году был освящен престол в честь великомученика Димитрия Солунского, а впоследствии (в 1924 году) в правой половине трапезной части храма устроен и освящен престол во имя священномученика Харлампия. До революционных изменений церковный хор состоял из 25 человек, а приходом было все сельское население [63,20].

 В советское время Димитриевский храм не избежал участи тысяч российских церквей. Его дважды закрывали, а в 1935 году закрыли основательно. Настоятеля храма протоиерея Илью Дмитриевича Знаменского вместе с диаконом Андреем Петровичем Уткиным, служившим к тому времени в кузнецком Пятницком храме арестовали, этапировали в Самару, судили по "контрреволюционной" статье и расстреляли. До войны храм использовали для хранения хозяйственного инвентаря; с размещением в Поселках частей Резервного Фронта в нем оборудовали продовольственный склад, а с начала 60-х годов в храме торговали керосином [86,14].

 В шестидесятых годах прошлого века во всей Пензенской области действовали только две кладбищенские церкви: святителя Митрофана Воронежского в Пензе и в честь Казанской иконы Божией Матери - в Кузнецке.

 Возрождение Димитриевского храма начинается в 1989 году. И вновь, как при его строительстве, происходит это всем миром, на средства и силами самих сельчан. По просьбе жителей села Поселки, собравших подписи на сельском сходе, постановлением Кузнецкого райисполкома 28 июня 1990 года храм передается верующим [85,6] и открывается для богослужения.

 Решением Высокопреосвященнейшего Серафима (Тихонова), архиепископа Пензенского и Кузнецкого, настоятелем Димитриевского храма назначается молодой священник, иерей Геннадий Варламов. До этого два года прослуживший в кузнецком Вознесенском соборе, отец Геннадий был очень радушно принят духовно изголодавшимися посельчанами. Будучи активным и предприимчивым по натуре человеком, он с энтузиазмом включается в храмовые реставрационные работы, попутно начинает изготавливать мебель, заводит пасеку с перспективой наладить свечное производство. Как отмечают свидетели, подобная инициатива была оправдана в это непростое время, поскольку вырученные средства шли на возрождение храма [49,1]. В приход храма св. Димитрия Солунского кроме жителей самих Поселок входят еще верующие расположенного рядом большого села Никольское. В общей сложности два села имеют более чем пятитысячное население, а учитывая неискоренимую крестьянскую набожность и православную "наследственность", можно представить, какую потенциальную силу имеет приход.

 Здесь необходимо сделать небольшое отступление в город Кузнецк, где события развиваются параллельно.
В конце 1989 - начале 1990 годов в Вознесенском соборе города Кузнецка возникает конфликт между казначеем Е.С.Жилкиной, помощницей В.К.Терентьевой и настоятелем собора иереем Димитрием Поповичем. Попытки поруководить приходом и отцом настоятелем привели к тому, что за "постоянное устройство скандалов в приходе и за игнорирование распоряжений отца настоятеля" указом правящего архиерея № 16 от 22 января 1990 года Жилкина Е.С. и Терентьева В.К. были отстранены от своих обязанностей [52,1].

 Евдокия Семеновна Жилкина - женщина чрезвычайно активная, обладающая кипучей энергией и многое сделавшая для восстановления храмов в Кузнецком благочинии, но, к сожалению, религиозно малограмотная. По собственному признанию, она "Богу обет дала церкви восстанавливать" [13], и на это действительно положила значительную часть своей жизни. Обладая существенными денежными средствами, она самовольно[49,1] берется за восстановление полностью разрушенного храма-часовни мученицы Параскевы Пятницы в городе Кузнецке, а также за реставрацию храма Михаила Архангела в селе Кунчерово. Не найдя понимания своей позиции в Пензенской епархии и в Московской Патриархии, летом 1991 года Е.Жилкина вместе с В.Терентьевой едут в Суздаль к Валентину (Русанцову) [13;52,1].

 Настоятель Цареконстантиновского храма в Суздале архимандрит Валентин (Русанцов), будучи клириком Московского Патриархата, в апреле 1990 года подает прошение в Архиерейский Синод РПЦЗ о приеме прихода под "зарубежный" омофор. Поводом для этого стал конфликт настоятеля храма архимандрита Валентина, прослужившего в Суздале 17 лет, с новым правящим архиереем, архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком). Указом владыки Валентина настоятель Цареконстантиновского храма архимандрит Валентин запрещается в священнослужении [65]. По признанию отца Валентина [84,16], суть конфликта состояла в его отказе дать своему правящему архиерею отчет о поездке в Европу и Америку.

 Решение Архиерейским Синодом РПЦЗ было принято по церковным меркам мгновенно, постановление о приеме архимандрита Валентина с паствой в каноническое подчинение РПЦЗ состоялось в этот же месяц. Это был первый переход прихода Московского Патриархата во главе со священником под юрисдикцию РПЦЗ. Вскоре Синод РПЦЗ назвал группу подчиненных ему в России легальных приходов Российской Православной Свободной Церковью. Кроме приходов архимандрита Валентина в эту группу вошли уже существующие в этой юрисдикции, ранее находившиеся на нелегальном положении приходы епископа Тамбовского и Моршанского Лазаря (Журбенко) [65].

 С позиций необходимости своего дальнейшего продвижения в России Синод РПЦЗ объявляет Россию "миссийной территорией" [76,41], назначает архимандрита Валентина Экзархом Российской Православной Свободной Церкви с правом самостоятельного принятия духовенства и общин из РПЦ МП и принимает решение рукоположить его в сан епископа.

 Хиротония, в которой участвовали четыре архиерея РПЦЗ, состоялась 23 февраля 1991 года в храме святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе [84,16].

 Несомненно, в такой обстановке для новорукоположенного епископа Валентина приезд из Поволжья людей с просьбой взять под свой омофор несколько удаленных приходов был по-человечески лестным и одновременно служил знаком его признания.

 В результате - на территории Кузнецкого благочиния официально появляются несколько приходов, канонически не подчиненных Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В частности, был открыт молельный дом в селе Неверкино, начались реставрационные работы в Михайловском храме села Кунчерово, создаются общины в селах План и Старая Андреевка [14]. Для окормления этих приходов решением правящего архиерея Суздальской епархии РПЦЗ епископа Валентина был назначен иерей Георгий, служивший до этого в Австралии [52,1].

 По признанию Е. Жилкиной, в планы возглавляемой ею инициативной группы входило возрождение храмов вокруг Кузнецка, создание так называемого "серебряного кольца" из церквей [13]. Все сформированные общины благодаря ее неутомимой деятельности проходят государственную регистрацию. Так, на основании решения Кузнецкого городского совета народных депутатов от 23 августа 1991 года № 340 [43] в отделе юстиции Пензенского исполкома за № 0055 от 27 сентября 1991 года было зарегистрировано "Религиозное объединение (приход) Российской Православной Свободной Церкви Суздальской епархии (юрисдикция Русской Православной Церкви Заграницей) при храме св. великомученицы Параскевы Пятницы в г. Кузнецке Пензенской области" [55]. А впоследствии, 23 ноября 1995 года, за № 140 [56] приход получает реквизиты в управлении Госстатистики.

 Несмотря на утверждение Е. Жилкиной о том, что приход храма св. Димитрия Солунского в селе Поселки был также зарегистрирован в принадлежности Суздальской епархии РПЦЗ [52,1], документально это не подтверждается. Попытка зарегистрировать такой устав действительно имела место, но органами юстиции она была отклонена [49]. К тому времени устав "Религиозного объединения (прихода) Русской Православной Церкви Пензенской епархии (Московского Патриархата) при храме Святого Димитрия Солунского в селе Поселки" уже был зарегистрирован отделом юстиции Пензенского исполкома 22 августа 1991 года под № 0003 [54], и было выдано свидетельство о регистрации.

 Далее...

 

 К оглавлению

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология

http://comgeosoft.ru/ скачать с тахеометра - работать с тахеометром.