История возникновения "Православной Католическая Церкви Франции"

Среди пестрого многообразия существующих ныне раскольнических псевдоцерквей, претендующих на право обладания статусом Поместной Православной Церкви, особое место занимают юрисдикции западного обряда. Весьма примечательным обстоятельством является то, что их история имеет самое непосредственное отношение к Русской Православной Церкви. Именно поэтому рассмотрение обстоятельств возникновения и развития движения за восстановление западного обряда в Православии не только воскрешает забытые эпизоды из прошлого православной миссии, но и приоткрывает малоизвестные страницы отечественной церковной истории.

Священник Люсьен Шамбо (впоследствии архимандрит Дионисий)Инициатива введения западного обряда в литургическую жизнь православных европейских приходов принадлежит бывшему священнику Римо-Католической Церкви Шарлю Луи Винарту (1880-1937 гг.). Будучи несогласным со многими положениями католицизма, подвергаемыми критике и со стороны Православной Церкви, о. Шарль Винарт в 1919 г. был обвинен в модернизме и запрещен в священнослужении. Каноническое прещение подвигло его к переходу в Англиканскую Церковь, где, однако, он долго не задержался. Войдя в юрисдикцию маргинальной «Свободной Католической Церкви» он в 1922 г. был рукоположен во «епископа». Не удовлетворившись пребыванием в данной псевдоцерковной структуре, Винарт образовал независимую «Евангельскую Католическую Церковь». Пройдя тернистый путь поиска истинной Церкви от католицизма через искушение модернизмом и раскол, Винарт после личного знакомства с ярчайшими представителями русской эмиграции принял решение принять Православие. Переговоры о вхождении в юрисдикцию Западно-Европейского Экзархата Русской Православной Церкви, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским), он начал еще в 1930 г. Однако последовавший вскоре переход митрополита Евлогия в юрисдикционное подчинение Константинопольскому патриарху и произошедшее вследствие этого всеобщее смущение приостановили процесс воссоединения. Завершение переговоров и вхождение «Евангельской Католической Церкви» в состав Русской Православной Церкви произошло только в конце 1936 г. Обстоятельно изучив историю возникновения и канонический статус присоединяемой церковной единицы, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) не признал за Шарлем Луи Винартом епископское достоинство и принял его в качестве священника, то есть в той степени священства, которую Винарт получил в Римо-Католической Церкви. Будучи тяжело больным, священник Шарль Винарт сразу же после воссоединения изъявил желание принять монашеский постриг, что и было осуществлено в скором времени. В иноческом звании Винарт получил новое имя Ириней и сразу же после этого был возведен в достоинство архимандрита. Блаженная кончина архимандрита Иринея (Винарта), последовавшая в марте 1937 г., не только лишила молодую православную французскую общину любимого пастыря, но и оставила неразрешенным целый ряд вопросов канонического и литургического характера. Мудрым решением митрополита Сергия (Страгородского) «Евангельская Католическая Церковь», вошедшая в непосредственное подчинение Экзарха Русской Православной Церкви в Западной Европе митрополита Елевферия (Богоявленского), получила наименование «Западная Православная Церковь» с правом совершения богослужений по древнему западному галликанскому обряду. Столь несвойственный для Православия отход от византийской литургической традиции был допущен Патриаршим Местоблюстителем с целью более продуктивного православного миссионерского служения в Западной Европе.

Священник Евграф КовалевскийВ начале 1937 г. духовное руководство в православных общинах западной традиции совершали священники Дионисий Шамбо и Евграф Ковалевский. В 1938 г. митрополитом Елевферием было утверждено «Положение об управлении западно-православными приходами», согласно которому «Западная Православная Церковь» представляла собой особый благочиннический округ во главе с благочинным, подчиненным Экзарху Русской Православной Церкви в Западной Европе. Данное Положение предоставляло определенную степень независимости внутренней жизни приходов западного обряда . Первым благочинным был назначен священник Михаил Бельский. Впоследствии должность благочинного последовательно занимали иеромонах Стефан (Светозаров) и священник Люсьен Шамбо.

В 1944 г. трудами священника Люсьена было положено начало православному монашеству западного обряда, для которого был избран бенедиктинский устав. Отец Люсьен принял монашество с именем Дионисий и сам совершил несколько монашеских пострижений. В этом же году православное бенедиктинское братство и его монашеский устав получили официальное утверждение со стороны священноначалия Русской Православной Церкви.

В том же 1944 г. священник Евграф Ковалевский открыл в Париже православное учебное заведение под названием «Литургический центр святого Иринея Лионского», позднее преобразованный в Богословский Институт святого Дионисия. Следует отметить, что данный Институт имел весьма серьезный научный потенциал, поскольку в нем преподавали как представители русской богословской элиты, так и французские светские профессора теологии . Некоторое время ректором Института был известный православный богослов Владимир Николаевич Лосский. А среди ярчайших выпускников и преподавателей Института св. Дионисия можно отметить крупнейшего специалиста в области церковного права архиепископа Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского Петра (Л'Юилье), являвшегося вплоть до своей кончины в ноябре 2007 г. иерархом Православной Церкви Америки.

В 1951-1952 гг. в Западно-Европейском Экзархате встал вопрос избрания нового архиерея Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) для служения во Франции. Одним из условий для кандидатов было обязательное наличие французского гражданства. Протоиерей Евграф Ковалевский воспринял сложившуюся ситуацию как шанс для реализации своего давнего желания получить посвящение в архиерейское достоинство, однако был избран не он, а архимандрит Николай (Еремин). В 1953 г. протоиерей Евграф, совместно с группой своих приверженцев из числа прихожан, расколол «Западную Православную Церковь» и разорвал церковное общение с Московским Патриархатом. Возглавляемая им группировка получила название «Французская Православная Церковь». Примечательно, что еще за несколько лет до ухода в раскол протоиерей Евграф тайно зарегистрировал Устав религиозной организации и саму организацию под названием «Французская Православная Церковь». Вместе с Ковалевским из юрисдикции Московского Патриархата вышел и Богословский Институт св. Дионисия.

Духовенство Православной Католической Церкви Франции

В 1960 г. «Французская Православная Церковь» вошла в состав Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), где получила наименование «Православная Католическая Церковь Франции». 

Поделиться:  


в разработке
Блинчики с творогом рецепт Производство пельменей, блинчиков, котлет и др sjedobno.ru

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Стероиды купить в москве стероиды купить в москве farma-sport.ru