«Его жизнь была преисполнена немалыми страданиями». Судьба архиепископа Саватия (Левшина)

На сайте «Русская вера», помимо прочей полезной информации, имеется раздел «Библиотека», который включает в себя уникальную электронную копию архива старообрядческой Архиепископии, находящегося в фонде № 1475 Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА). Копия архива делалась в течение года силами сотрудников издательства «Актеон». Документы фонда № 1475 РГАДА представляют собой корпус уникальных документов по истории и культуре старообрядчества. Среди этих документов — протоколы заседаний учреждений Московской Архиепископии, протоколы и постановления церковных Освященных Соборов, донесения, отчеты, письма старообрядческих священников с фронтов Первой Мировой войны, дела об управлении епархиями, переписка с Белокриницкой митрополией, дела по внутрицерковным вопросам, анкеты священнослужителей и многое другое.


Саватий (Левшин), епископ Тобольский и всея Сибири, впоследствии архиепископ Московский и всея Руси. Иллюстрация взята из книги «Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря»

Теперь любой исследователь истории старообрядчества, посещая сайт «Русская вера», может работать с документами дистанционно, не выходя из своего дома, что соответствует современным мировым информационным тенденциям. Сегодня мы публикуем одну из первых публикаций, сделанную с помощью этого электронного архива. Она посвящена судьбе архиепископа Саватия (Левшина) и истории его отрешения от первосвятительской власти.

***

Изучая документы РГАДА на сайте «Русская вера», я заинтересовалась жизненным путем архиепископа Саватия (Левшина). Его земное бытие было полно испытаний: впрочем, в период гонений на старообрядчество, это неудивительно. С самого начала своего церковного служение он подвергался преследованиям со стороны власти и полиции, а дав подписку не называться Московским архиепископом, он был отправлен на покой. В то же время, архиепископ Саватий был одаренным и  начитанным архиереем.

На пути в иночество

Будущий Архиепископ Московский Церкви Христовой (Белокриницкой иерархии) Саватий (в миру Степан Васильевич Левшин) родился в 1824 году в поселке Черноисточинского завода Пермской губернии в старообрядческой крестьянской семье.

В 25 лет Степан ушел в таежные глухие леса, густонаселенные староверскими скитами. Так около 10 лет он провел в скитаниях. В 1856 году Степан принял иноческий постриг от епископа Саратовского Афанасия (Кулибина, 1803-1865 гг.). Пострижение в иноки проходило в одном из старообрядческих скитов Урала.

Продолжение скитаний священноинока Саватия

Вскоре Саватий был возведен в сан священноинока. Он был очень начитанным человеком, обладал хорошей памятью и великолепным музыкальным слухом. В 1857 г. священноинок Саватий был арестован в Сыльвинском заводе и выслан на малую родину. Здесь он пробыл недолго и стал посещать уезды Пермской, Тобольской и Оренбургской губерний.  Какой-то период времени священнноинок провел в златоустовском скиту, в 1860 году служил в Тюмени, в 1861-1862 годах бывал в Шадринском, Курганском, Ялуторовском и Тюменском уездах. Будучи священноиноком, Саватий смог зарекомендовать себя поборником и апологетом древлеправославной веры.

Епископ Тобольский и всея Сибири

6 декабря 1862 г. по поручению епископа Онуфрия (Парусова, 1816-1894 гг.), управлявшего в то время российскими церковно-иерархическими делами, Казанский епископ Пафнутий (Шикин, 1815-1890 гг.) рукоположил Саватия в епископы на Тобольскую и Всея Сибири епархию.

Гонения на епископа

Известно, что неоднократно во время архиерейских богослужений жандармы пытались арестовать епископа Саватия, но Господь отводил беду. В 1865 году епископ Саватий был арестован в Томской губернии, в д. Красный Яр, по обвинению в наименовании себя епископом и пропаганде старообрядчества. Просидел в томском тюремном замке шесть лет. В 1871 году был сослан в Тулу под надзор полиции.

На Московском архиепископском престоле

После смерти архиепископа Московского Антония (Шутова, 1800/1812 — 1881 гг.) Освященный Собор избрал епископа Саватия на московский престол, и 10 октября 1882 г. епископы Пафнутий Казанский, Селивестр (Малышев, ум. 1906 г.) Новозыбковский и Балтский и Кирил (Мухин?, ум. 1903 г.) Нижегородский возвели его в архиепископское достоинство. В сане архиепископа московского Саватий служил почти 16 лет.

Архиепископ Саватий не только имел попечение о старообрядческих общественных библиотеках, но и сам был владельцем нескольких больших книжных собраний.

 

Подписка для полиции решила дальнейшую судьбу наместника архиепископского престола

Не случайно старообрядческий апологет, начетчик Ф.Е. Мельников писал, что «его жизнь (архиепископа Саватия — прим. автора) была преисполнена немалыми страданиями» [1].

Изначально  облавы, обыски, затем аресты, сибирские тюрьмы — все это пережил архиепископ Саватий. Кульминационные события в его жизни развернулись в начале 1898 года. В этот год архиепископ Саватий был вынужден дать подписку правительству в том, что не будет более именоваться архиепископом Московским. После этого он решением Освященного Собора 1898 г. был удален на покой. Ему было позволено избрать себе место жительства по своему усмотрению, а также келейно служить литургию. Вот что пишет об этом случае в жизни владыки Ф.Е. Мельников:  «5 февраля 1900 года августейший губернатор представил императору Николаю Александровичу «всеподданнейшую записку», в которой описал свою борьбу с московским старообрядчеством, во исполнение «требований статс-секретаря Победоносцева и самого св. Синода». Они требовали выслать из пределов Московской губернии старообрядческого архиепископа Саватия. Но как его выслать? За что? За какую такую страшную вину?

«Исполнить таковое требование св. Синода я не признал себя вправе, — докладывает государю Сергей Александрович, — во-первых, потому, что административная высылка Саватия могла состояться только на основании положения об охране, под которое подобная высылка, по моему мнению, подведена быть не могла, а, во-вторых, потому, что признавал несправедливым применение карательной меры к одному только московскому епископу, в то время как более двух десятков  лиц, именовавших себя также епископами, в разных местностях России не подвергались стеснениям и ограничениям в праве жительства». Однако великий князь придумал, как выйти из этого положения: он потребовал у архиепископа Саватия подписку не именоваться духовным званием, полагая, что если он откажется дать таковую, то привлечь его к ответственности за сопротивление власти, а если даст и будет все-таки служить по-архиерейски, то тоже привлечь его к ответственности за обман и за ослушание власти. Саватий дал требуемую подписку. Но старообрядческий Собор, на основании 62-го апостольского правила, совсем устранил его от кафедры и возвел на нее нового архиепископа, Иоанна» [2]. «Уже в царствование Николая II московская полиция отобрала подписку не называться Московским Архиепископом. Текст подписки был составлен неудачно, и Освященный Собор старообрядческих епископов усмотрел в ней отречение от звания иерархического и посему уволил его на покой, на основании 62-го правила св. Апостол» [3].

На сайте «Русская вера», среди ряда соборных документов 1475 фонда  РГАДА, имеется Прошение архиепископа Саватия Освященному Собору от 19 марта 1898 года:

Вследствие определения освященного собора состоявшагося 19-го Марта 7406 лета, которым постановлено, в виду наших преклонных лет уйти нам на покой, мы покорнейши просим Освященный Собор разрешить нам келейное священнодействие в месте нашего жительства исключая московской губернии. Смиренный Саватий Архиепископ Московский. 19 Марта 1898 года [4].

19 марта состоялся Освященный Собор, где решилась дальнейшая судьба московского архиепископа: «… Освященный собор российских старообрядческих епископов  получа сведения о том, что Московский Архиепископ Савватий дал в сыскной полиции подписку не именоваться более Архиепископом Московским и вся России. И на соборе допросив Архиепископа Савватия о сей подписке узнали, что он действительно дал таковую подписку только ему мнится как бы в какой-то другой форме. Но все таки он после нея уже не может более подписываться Архиепископом. Собор находит, что таковый не осмотрительный поступок его близко подходит под суд 62 правила святых Апостол. Однако же снисходя маститой старости и простоте его принимает во уважение заявленную им просьбу, чтобы дозволить ему именоваться в среде христиан Архиепископом до смерти, и где он изберет себе место жительства келейно, совершать Божественную Литургию. Освященный собор 17 руководствуясь определением 17 правила Св. Василия Великаго позволеть ему Именоваться Архиепископом, только без управления какою либо епархиею и предлагает избрать для себя место жительства кроме Московской губернии и там разрешает совершать Божественную Литургию с разрешения местного епископа. Марта 19 дня 1898 года. На седмою строкою снизу после слова место вставлено «жительство» тому верить. Председатель собора Кирилл епископ Нижегородский

ЧЛЕНЫ СОБОРА

  • Анастасий епископ Измаильский
  • Старообрядческий смиренный Алексий епископ Самарский
  • Смиренный Паисий епископ Саратовский и Астраханский
  • Иоасаф епископ Казанский
  • Смиренный Антоний епископ Тобольский
  • Смиренный Арсений епископ Уральский и Оренбургский
  • Священноинок Порфирий в лице Епископа, Селивестра Новозыбковскаго и Балтскаго.
  • Диакон Филипп Привалов в лице Силуана епископа Кавказскаго» [5].

5 августа 1898 года  временным управляющим Московской архиепископии был назначен епископ Арсений (Швецов, 1840-1908 гг.) Уральский: «Освященный Собор боголюбивых епископов, собравшись в назначенном месте 3-го августа 1898 года, в первых двух заседаниях слушал все письменные и устныя предложения, заявления и объяснения, относящиеся к избранию Архиепископа на вдовствующий престол. По долговременном и внимательном обсуждении этаго дела, Собор не нашел возможным в настоящее время утвердить Архиепископа на вдовствующий Московский архиепископский престол, и потому определил таковое отложить до более благоприятного времени и на основании 75 (по нов.пер. 85) правила Карфагенскаго собора назначил на один год временно управляющего московскою вдовствующею епархиею Преосвященнейшаго Арсения епископа Уральского, как достойнаго иерарха по своим личным высоким качествам и по своей общественной деятельности на пользу Церкви Христовой. Начало упомянутого срока считать 4- августа 1898- года» [6].

Преставление архиепископа Саватия. Избрание преемника

8 сентября 1898 года преставился архиепископ Саватий. Погребен он на Рогожском кладбище в Москве.   

10 октября 1898 года на Московский архиепископский престол был избран Иоанн (Картушин,1837-1915 гг.), епископ Донской: «Божиею милостию Мы, Освященный собор, в заседание своем 10-го октября 1898 года, общим нашим согласием избрали Преосвященнаго Иоанна епископа Донскаго во архиепископа московскаго» [7].

Интересны некоторые коллизии, случившиеся во время выборов нового архиепископа. Так, например, местоблюститель московского архипастырского престола Арсений Уральский предложил такое условие, что новым архиепископом Московским должен стать тот, кто не участвовал в суде над Савватием, чтобы не падало обвинение в стремлении захватить власть. О.  Иоанн (Картушин) же в то время был простым иноком, и после избрания его быстро поставили в архиепископы. Подобный прецедент, кстати, соответствовал традициям древней Руси, когда первосвятители выбирались из иноческого чина (как правило, настоятелей монастырей), а не из епископов.

 


[1] Ф.Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. С. 254.

[2] Ф.Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. С. 381, 382.

[3] Ф.Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. С. 255.

[4] РГАДА. Ф. 1475. Д. 6. С. 8.

[5] РГАДА. Ф. 1475. Д. 6. С. 12.

[6]  РГАДА. Ф. 1475. Д. 6. С. 24.

[7] РГАДА. Ф. 1475. Д. 6. С. 56.

Источник

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология