[Рец. на:] Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя

1.jpg

[Рец. на:] Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя / Н. А. Зонтиков; [под ред. А. В. Соловьёвой]. Воспоминания; Духовное завещание / епископ Геронтий (Лакомкин) / [подгот. к публ. А. В. Соловьевой]. – Кострома: ДиАр, 2015. – 384 с.

Рецензия и.о. проректора по научной работе Костромской духовной семинарии А.В. Виноградова на книгу Зонтикова Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя.

Книга Н.А. Зонтикова «Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя» – знаменательное событие в научной и культурной жизни Костромского края.

Труд Н.А. впечатляет, прежде всего, широтой охвата, что, в сочетании с научной добросовестностью и даже тщательностью, позволяет охарактеризовать его как фундаментальный.

И действительно, это не просто биография владыки Геронтия, а описание его жизни, как в контексте истории Костромской губернии, так и в контексте истории России вообще. Автор рассматривает святителя на фоне эпохи, и получается это у него настолько гармонично, что хочется сравнить труд Н.А. с работой художника-реставратора.

Помимо основного повествования – рассказа о владыке, автор знакомит нас со множеством других исторических деятелей старообрядчества – таких, как епископы Арсений (Швецов), Иннокентий (Усов), брат владыки Геронтия епископ Геннадий. Рассказывается в книге об архиепископе Иринархе (Парфеньеве), о судовладельце, благотворителе и знаменитом старообрядческом деятеле Дмитрии Васильевиче Сироткине и прочих колоритных персонажах эпохи. Далеко не все из них являются староверами, встречаются и сторонники новых обрядов, и даже представители богоборческого режима.

Повествует Н.А. и о непростых взаимоотношениях не только старообрядческой церкви с новообрядческой, но и с государственной властью – как во времена Российской Империи, так и во времена СССР. Оценивая последствия церковного разделения глазами староверов, автор старается избегать односторонности, выделяя не только плохое, но и хорошее, подчеркивая тем самым, а нередко и прямо заявляя, о трагизме происходящего (см. стр. 43, 54, 167–168). Так, указывая на «самоубийственное» финансирование Д.В. Сироткиным большевиков, Н.А. не выставляет этого знаменитого старообрядца злодеем, воздерживаясь от крайних суждений и подчеркивая влияние духа времени, который наложил свой отпечаток на всех (стр. 54). Наиболее ярко трагедия расколовшейся Русской Церкви и разделившегося русского народа обозначена историком следующими словами: «Пока старообрядческие начётчики и епархиальные миссионеры обменивались “любезностями” и обзывали друг друга “лжепопами”, всё большую силу набирала другая воинствующая секта. Её будущий вождь – молодой человек с заметной залысиной и картавым голосом – неоднократно приезжал в конце XIX в. в Нижний Новгород и наставлял своих единоверцев» (стр. 43).

Автор описывает такие моменты из жизни владыки Геронтия, когда Помощь Божия приходила к нему не только от единоверцев, но и через священнослужителей «господствующей церкви» (см. стр. 23, 28), рассказывает о его «дружестве» с полковым священником (см. стр. 28). Интересна переданная Н.А. оценка старообрядцами «священника Платона Федоровича Кроткова», племянником которого является священномученик Никодим (Кротков). Сообщает автор и о посещении будущего старообрядческого святителя будущим новообрядческим мучеником проф. Юрием Петровичем Новицким, об их беседе, в том числе и – слова епископа Геронтия – о «примирении их церкви с нашей» (стр. 163–164). Немало в рассматриваемом исследовании и других любопытных эпизодов, наблюдений и обобщений, пересказывать которые нет необходимости.

На наш взгляд, стремление автора быть правдивым и при этом избегать крайностей в суждениях является несомненным достоинством книги.

Очерк Н.А. передаёт всю глубину трагедии, которая охватила Российское государство и Церковь накануне и во время революционных событий. Обращаясь к воспоминаниям владыки, опубликованным во второй части книги, и обильно их цитируя, историк знакомит читателей с описанием гонений и событий Великой Отечественной войны. Особый интерес вызывает старообрядческий взгляд на эти страшные события.

Совместная публикация писательского наследия епископа Геронтия с историческим очерком Н.А. Зонтикова придает книге завершенность и это ещё один плюс данного исследования. Труд Н.А. написан с привлечением большого количества источников, богато иллюстрирован и является прекрасным пособием по церковной и светской истории XX века.

Богослов.Ru

Рецензия и.о. проректора по научной работе Костромской духовной семинарии А.В. Виноградова на книгу Зонтикова Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя.
Книга Н.А. Зонтикова «Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя» – знаменательное событие в научной и культурной жизни Костромского края.
Труд Н.А. впечатляет, прежде всего, широтой охвата, что, в сочетании с научной добросовестностью и даже тщательностью, позволяет охарактеризовать его как фундаментальный.

И действительно, это не просто биография владыки Геронтия, а описание его жизни, как в контексте истории Костромской губернии, так и в контексте истории России вообще. Автор рассматривает святителя на фоне эпохи, и получается это у него настолько гармонично, что хочется сравнить труд Н.А. с работой художника-реставратора.

Помимо основного повествования – рассказа о владыке, автор знакомит нас со множеством других исторических деятелей старообрядчества – таких, как епископы Арсений (Швецов), Иннокентий (Усов), брат владыки Геронтия епископ Геннадий. Рассказывается в книге об архиепископе Иринархе (Парфеньеве), о судовладельце, благотворителе и знаменитом старообрядческом деятеле Дмитрии Васильевиче Сироткине и прочих колоритных персонажах эпохи. Далеко не все из них являются староверами, встречаются и сторонники новых обрядов, и даже представители богоборческого режима.

Повествует Н.А. и о непростых взаимоотношениях не только старообрядческой церкви с новообрядческой, но и с государственной властью – как во времена Российской Империи, так и во времена СССР. Оценивая последствия церковного разделения глазами староверов, автор старается избегать односторонности, выделяя не только плохое, но и хорошее, подчеркивая тем самым, а нередко и прямо заявляя, о трагизме происходящего (см. стр. 43, 54, 167–168). Так, указывая на «самоубийственное» финансирование Д.В. Сироткиным большевиков, Н.А. не выставляет этого знаменитого старообрядца злодеем, воздерживаясь от крайних суждений и подчеркивая влияние духа времени, который наложил свой отпечаток на всех (стр. 54). Наиболее ярко трагедия расколовшейся Русской Церкви и разделившегося русского народа обозначена историком следующими словами: «Пока старообрядческие начётчики и епархиальные миссионеры обменивались “любезностями” и обзывали друг друга “лжепопами”, всё большую силу набирала другая воинствующая секта. Её будущий вождь – молодой человек с заметной залысиной и картавым голосом – неоднократно приезжал в конце XIX в. в Нижний Новгород и наставлял своих единоверцев» (стр. 43).

Автор описывает такие моменты из жизни владыки Геронтия, когда Помощь Божия приходила к нему не только от единоверцев, но и через священнослужителей «господствующей церкви» (см. стр. 23, 28), рассказывает о его «дружестве» с полковым священником (см. стр. 28). Интересна переданная Н.А. оценка старообрядцами «священника Платона Федоровича Кроткова», племянником которого является священномученик Никодим (Кротков). Сообщает автор и о посещении будущего старообрядческого святителя будущим новообрядческим мучеником проф. Юрием Петровичем Новицким, об их беседе, в том числе и – слова епископа Геронтия – о «примирении их церкви с нашей» (стр. 163–164). Немало в рассматриваемом исследовании и других любопытных эпизодов, наблюдений и обобщений, пересказывать которые нет необходимости.

На наш взгляд, стремление автора быть правдивым и при этом избегать крайностей в суждениях является несомненным достоинством книги.

Очерк Н.А. передаёт всю глубину трагедии, которая охватила Российское государство и Церковь накануне и во время революционных событий. Обращаясь к воспоминаниям владыки, опубликованным во второй части книги, и обильно их цитируя, историк знакомит читателей с описанием гонений и событий Великой Отечественной войны. Особый интерес вызывает старообрядческий взгляд на эти страшные события.

Совместная публикация писательского наследия епископа Геронтия с историческим очерком Н.А. Зонтикова придает книге завершенность и это ещё один плюс данного исследования. Труд Н.А. написан с привлечением большого количества источников, богато иллюстрирован и является прекрасным пособием по церковной и светской истории XX века.
Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология

Оправы для очков Oakley с диоптриями Контактные линзы, очки sport.optika-8.ru