Вениамин (Муратовский)
«Митрополит Московский и Коломенский» (1856-1930)

2.jpg«Митрополит» Вениамин (в миру Муратовский Василий Антонович; 18.04.1856, Казанская губ.- 6.05.1930, Подмосковье), обновленческий (см. Обновленчество) «первоиерарх». Из семьи священника. Окончил Казанское ДУ, в 1877 г.- Казанскую ДС, назначен надзирателем в Казанское ДУ. После женитьбы был рукоположен во священника к казанской ц. в честь Сошествия Св. Духа (1 сент. 1877), впосл. переведен в Николо-Вешняковскую ц. Овдовев, в 1892 г. поступил по рекомендации Казанского еп. Палладия (Раева) в КазДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. По пострижении в монашество был назначен настоятелем Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря с возведением в сан архимандрита.

В окт. 1897 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии, хиротонию совершил митр. Антоний (Вадковский) с сонмом архиереев, младшим из к-рых был хиротонисанный 2 днями ранее еп. св. Тихон (впосл. Патриарх Московский и всея России). 29 нояб. 1898 г. В. участвовал в открытии эст. братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского в С.-Петербурге, являлся председателем братства до 1901 г. 3 дек. 1898 г. переведен на Гдовское вик-ство, в том же году избран пожизненным членом КазДА. В июле 1901 г. назначен епископом Калужским и Боровским. В 1905-1906 гг. присутствовал в Святейшем Синоде. Образовал в епархии комиссию для экзаменации ставленников. Кандидат на священство кроме аттестации знаний по семинарской программе был обязан сказать проповедь в присутствии архиерея и провести образцовый урок по Закону Божию. Кандидат во диакона сдавал экзамен за курс ДУ, проводил пробный урок по общеобразовательным предметам в образцовой школе при Калужской ДС. К экзаменам допускались все желающие независимо от образования и сословного происхождения.

31 дек. 1910 г. В. был переведен на Симбирскую и Сызранскую кафедру, 1 мая 1915 г. возведен в сан архиепископа. После Февральской революции активно поддержал Временное правительство. С марта 1917 г. временно управлял Пензенской епархией. Вместе с частями Белой армии эвакуировался в Сибирь, в нояб. 1918 г. в Томске принял участие во Всесибирском соборном церковном совещании, был избран его председателем, вошел в образованное по решению совещания Временное высшее церковное управление Сибири и областей, занятых армией Колчака (ВВЦУС). В февр. 1920 г., после разгрома армии Колчака, В. был арестован в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев», приговорен к расстрелу. Через неск. месяцев после дачи согласия на сотрудничество с ЧК был освобожден, вернулся в Симбирск.

13 июля 1920 г. указом Патриарха Тихона назначен на Рязанскую и Зарайскую кафедру. В 1922 г. одним из первых среди архиереев примкнул к обновленцам. Прот. Михаил Постников, прибывший в Рязань в качестве уполномоченного обновленческого Высшего церковного управления, потребовал от В. признания законности данного органа, в случае отказа угрожал репрессиями. В. согласился и возглавил созданное из «инициативной группы прогрессивного духовенства» епархиальное управление, обратившееся с воззванием к рязанскому духовенству, в к-ром говорилось о лояльности к гражданской власти и выражалась надежда на грядущий Собор, долженствовавший внести «обновление и оздоровление» в церковную жизнь. Летом 1922 г. еп. Антонин (Грановский) обратился с конфиденциальным письмом к архиереям старого поставления, призывая их выступить с протестом против возглавляемой В. Д. Красницким «Живой церкви», в защиту монашества. В ответном письме еп. Антонину В. выразил одобрение его идеям.

29 апр. 1923 г. в храме Христа Спасителя открылся обновленческий «II всероссийский собор православной церкви», главной задачей к-рого, поставленной перед обновленцами властями, было «низложение» Патриарха Тихона, находившегося с 9 мая 1922 г. под арестом. Несмотря на то что В. по болезни не принимал участия в работе «собора», он был избран почетным членом президиума, его подпись стоит одной из первых под решением о «низложении» свт. Тихона.

Сразу после освобождения Патриарха 25 июня 1923 г. В. приехал в Москву, со слезами приветствовал Первосвятителя и, вернувшись в Рязань, издал указ о присоединении к Патриарху и начал поминать его за богослужением. 29 июля 1923 г. В. был исключен из обновленческого рязанского епархиального управления. 5 авг. у него произвели обыск, архиерей был арестован и увезен в Москву. 8 авг. он уже участвовал в заседаниях обновленческого синода. 9 авг. обратился к рязанской пастве с воззванием, в к-ром уведомлял о том, что «бесповоротно решил идти навстречу церковно-обновленческому движению», и призывал следовать за ним. В Рязань не вернулся, в сент. был назначен временно управляющим обновленческой Ярославской епархией, впосл. утвержден на этой кафедре, возведен в сан «митрополита» (в кон. 1923). С самого начала существования обновленческого синода В. входил в его состав: сначала как член президиума, председатель миссионерского отдела, а с 1924 г. являлся председателем синода.

В нач. янв. 1924 г. В. приехал в Петроград. Тотчас после его прибытия лидер живоцерковников Красницкий, незадолго до того одержавший в городе временную победу в своей борьбе с монашеством и архиерейством, был изгнан из Казанского собора, и обновленческая Петроградская епархия была официально восстановлена. В февр. 1924 г. В. был утвержден «митрополитом ленинградским». Жил преимущественно в Москве, фактически епархией управлял Н. Ф. Платонов (впосл. обновленческий «митрополит»). По воспоминаниям А. И. Кузнецова, относящимся к тому времени, В. «служил отлично, в сочетании истовости, солидной простоты и величавости. Высокого роста, в меру полный, весь седой, с правильными чертами лица, с очень спокойной манерой и неторопливой походкой... [В.] был строгим монахом, кристально честным человеком...» «Обновленческий» раскол. С. 394). «...За свою нравственную чистоту он пользовался большим уважением не только со стороны обновленцев, но и со стороны староцерковников» (Левитин, Шавров. С. 344).

Позиция председателя обновленческого синода «одесского и херсонского митрополита» Евдокима Мещерского, стремившегося к примирению с Патриархом и отказу от реформ, не соответствовала задачам, к-рые ставились перед обновленцами властями, и в авг. 1924 г. Евдоким был уволен на покой, председателем синода стал В., с 9 сент. 1925 г. титуловавшийся «митрополитом ленинградским и всея Северо-Западныя области».

В кон. янв. 1925 г. в Москве прошел расширенный пленум обновленческого синода, к-рый должен был подготовить созыв «III поместного собора». Пленум принял обращение к правительству СССР, в к-ром, в частности, содержались просьбы о принятии ряда мер, к-рые дали бы обновленцам возможность «все свои силы бросить на дальнейшую борьбу за обновленческую церковь, единственно... лояльную по отношению к советской власти». (Вестн. Свящ. синода Правосл. рос. церкви. 1925. № 4. С. 4) - облегчить правовое и экономическое положения духовенства, изменить приходской устав, передать обновленцам заграничные храмы, «находящиеся в руках эмигрантов, к-рые превращают их в базу для монархической антисоветской агитации», и Троице-Сергиеву лавру, не передавать обновленческих храмов Патриаршим приходам и др. 1 февр. обновленческая депутация во главе с 3 «митрополитами»: В., Введенским и Серафимом Руженцевым,- была принята председателем Совнаркома СССР А. И. Рыковым, к-рый пообещал, что «по мере развития государственной жизни власти всемерно будут заботиться о положении духовных лиц в современных условиях и уже приступили к этому делу» (Церковное обновление. 1925. № 5-7. С. 56).

В нач. 1925 г. синод во главе с В. выступил в печати с предложением, чтобы VIII Вселенский Собор, планы созыва к-рого в то время существовали у К-польской Патриархии, состоялся в Москве («Москва или Иерусалим?» // Вестн. Свящ. синода правосл. рос. церкви. № 2. С. 17). 11 апр. 1925 г., после кончины свт. Тихона, обновленческий синод обратился к православным с призывом к объединению, к-рое должно было, по планам раскольников, состояться на «III поместном соборе» осенью того же года. Вставший во главе канонического церковного управления сщмч. митр. Петр (Полянский) занял по отношению к обновленцам непримиримую позицию. Все попытки заключить с ним к.-л. соглашение, зазвать на «собор» ни к чему не привели. 29 июля 1925 г. посланец обновленческого синода «архидиакон» С. Добров передал митр. Петру послание В. с предложением о встрече. Патриарший Местоблюститель предложение отклонил.

Большие надежды обновленцы возлагали на признание их К-польской Патриархией. Летом 1925 г. из К-поля были получены «Постановления Священного Синода об основах работы отправляющейся в СССР Патриаршей миссии». Как следует из приведенных в «Постановлениях» слов К-польского Патриарха Григория VII, архиерейская Патриаршая комиссия должна приехать в СССР и «содействовать... словами любви и путем разных указаний восстановлению согласия и единения в братской Церкви», опираясь на группы, находящиеся «в каноническом законном порядке перед Церковью и Государством». Патриарх Григорий также считает, что «ввиду возникших церковных разногласий» свт. Тихону следует «ради единения расколовшихся и ради паствы... пожертвовать собой, немедленно удалившись от церковного управления». Кроме того, по мнению К-польского Первоиерарха, следует упразднить хотя бы временно и само Патриаршество, «как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения» (Цит. по: Левитин, Шавров. С. 493-494). Взамен Патриаршества Григорий рекомендует избрать Синод, к-рый детально разработает механизм управления Церковью в СССР. Ко времени перевода «Постановлений» на рус. язык их содержание уже более года преподносилось коммунистической прессой в несколько «исправленном» варианте: в № 124 «Известий ВЦИК» от 1 июня 1924 г. была опубликована ст. «Вселенский патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской Церковью». В ней со ссылкой на московского представителя К-польского Патриарха архим. Василия (Димопуло) сообщалось, что такое решение Синод при К-польском Патриархе принял единогласно 6 мая, оно явилось следствием неоднократных советов К-польскому Патриарху, в частности от Патриарха Сербского. Газета писала, что К-польский Патриарх посылает в Москву комиссию для ознакомления с делами РПЦ, одновременно он объявляет главой РПЦ Синод и запрещает в священнослужении всех иерархов, эмигрировавших из России.

К лету 1925 г. Григорий оставил К-польский Престол. Обновленческий синод направил новому К-польскому Патриарху Василию III послание с приветствием по поводу его вступления на кафедру, в к-ром испрашивал «молитв и благословения поместному собору на дело устроения и умиротворения Русской Церкви». Ответная телеграмма Патриарха Василия III не содержит ничего, кроме слов вежливости, однако обновленцы постарались придать ей вид свидетельства межцерковных отношений и продолжили переписку. 30 июля 1925 г. синод направил Патриарху Василию приглашение посетить Москву и возглавить предстоящий «собор». В приглашении говорилось, что «почивший Патриарх Тихон... не уразумев... знамения времени, лишил внутреннего мира и внешнего благополучия» Русскую Церковь, в связи с чем синод «умоляет Вашу святыню отечески попечительно призреть на нашу церковную скорбь и подвигнуться на спасение болящей дочери». В ответном послании (1 сент. 1925) Патриарх Василий призвал обратившихся к нему «твердо шествовать... по пути непоколебимого благочестия» и строго придерживаться «канонических правил в духе мира и любви» и отказался присутствовать на соборе. Слова Патриарха были истолкованы обновленцами как несомненное признание их синода единственной канонической властью в РПЦ. Воззвание «III всероссийского поместного собора» без оговорок утверждает, что обновленцы действуют «в неразрывном единении с Восточной Церковью через первых по чести предстоятелей ее - патриархов Константинопольских Мелетия, Григория VII, Константина IV и Василия III».

К началу обновленческого «собора» стало очевидно, что декларированная в предсоборной «кампании» цель объединения с «тихоновской» и проч. христ. Церквами СССР (на «собор» были приглашены представители Грузинской, Армянской Церквей, старообрядцы, рус. заграничное духовенство и др.) достигнута не будет. В документе, опубликованном в день открытия «собора», его цель формулируется уж иначе: выразить свое отношение к «тихоновцам» и отказаться от примирения с ними.

«Собор» открылся 1 окт. 1925 г. в храме Христа Спасителя служением литургии, к-рую возглавил В.; сонм сослужащих священников возглавил архим. Василий (Димопуло) (поддерживавший отношения и с обновленческим синодом и с канонической РПЦ). Почетным председателем «собора» был избран К-польский Патриарх Василий III, в связи с чем ему была послана телеграмма; председателем стал В. Значительное место в программе «собора» отводилось обсуждению участия «Русской Церкви» в планируемом Вселенском Соборе. Рус. делегацию, разумеется из обновленцев, должен был возглавить В. На «соборе» были приняты постановления, отменившие созыв соборов в дальнейшем и передавшие всю полноту власти синоду навечно. «Собор» также «даровал автокефалию» Украинской Церкви (упраздненную через 8 лет постановлением «первоиерарха» и синода). На последнем заседании был избран многочисленный синод, к-рый избрал президиум. В президиум вошли председатель синода В., почетные члены - архим. Василий (Димопуло) и представитель Александрийского Патриарха архим. Павел (Канатодис). 25 окт. 1925 г. синод направил послание Сербскому Патриарху Димитрию, желая получить признание своей легитимности, к посланию были приложены определения «собора». Ответа не последовало, Сербский Патриарх не посчитал для себя возможным вступить в переписку с обновленцами.

В последующее время обновленческий синод продолжал устанавливать и упрочивать связи с Востоком. 2 янв. 1926 г. синод получил от К-польского Патриарха послание с информацией о подготовке Вселенского Собора. Из ответа, подписанного В., явствует, что обновленцы провозглашали себя единственной правосл. Церковью в России и не только претендовали на известную роль на Вселенском Соборе, но и косвенно настаивали на том, чтобы на Соборе не было иерархов-эмигрантов, осужденных их «соборами» 1923 и 1925 гг. В мае 1926 г. синод отправил послание Иерусалимскому Патриарху Дамиану. Ответное письмо Иерусалимского Патриарха от 9 июля 1926 г., в к-ром синод признавался «единственно законным носителем высшей церковной власти на территории СССР», было опубликовано обновленцами в неск. журналах. В кон. 1926 г. на Александрийский Патриарший Престол был избран бывш. К-польский Патриарх Мелетий IV (Мелетий II на Александрийском Престоле). В 1923 г. он, будучи К-польским Патриархом, посылал своего представителя для участия в обновленческом «соборе» и впосл. признал обновленцев «канонической церковной властью». О своем вступлении на Патриаршество в Александрии он уведомил синод грамотой, в к-рой рисовал себя сторонником прогресса в церковной жизни. Синод ответил посланием от 22 окт., содержавшим перечисление заслуг Мелетия перед обновленчеством.

Приход к руководству церковной жизнью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх) побудил обновленческий синод противопоставить этому авторитетному иерарху В., не уступавшего митр. Сергию в старшинстве хиротонии. По предложению Введенского 19 мая 1927 г. В. был перемещен в Москву с титулом «митрополит московский и коломенский». По инициативе ленинградских обновленцев В. стали поминать во всех обновленческих церквах как «первоиерарха Русской Церкви». Это был первый шаг со стороны обновленцев к введению у себя патриаршества, хотя Введенский на пленуме синода так объяснил это действие: «Поминовение митрополита Вениамина есть акт уважения к личности, а не к патриаршеству, т. к. патриаршество, как управление единоличное, соборность не осуществляющее, мы отвергли и отвергаем».

В 1927 г. К-польский Патриарх Василий направил приветствие с днем св. Пасхи митр. Сергию и «митрополиту московскому» В. Представитель К-польской Патриархии явился к митр. Сергию узнать, не будет ли ответа, и предложил свои услуги в качестве переводчика. Митр. Сергий ответил: «Его Святейшеству известно, что титул Московского принадлежит только Всероссийскому Патриарху и Патриархия не знает никакого Московского митрополита. А если Его Святейшество наравне с каноническим Заместителем признает еще какого-то «московского» митрополита, то какой же может быть от меня ответ?» (Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии // Из истории христ. Церкви на Родине и за рубежом в XX ст. М., 1995. С. 261).

Как представитель московского обновленческого синода В. принимал участие в работе 3-го собора Украинской автокефальной православной Церкви, открывшегося 6 мая 1928 г. в Харькове и проходившего под знаком подготовки ко Вселенскому Собору. 1-2 окт. того же года В. присутствовал на заседаниях расширенного пленума синода.

5.jpg

Могила «митрополита» Вениамина (Муратовского) на Ваганьковском кладбище

Скончался, не примирившись с Церковью. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Арх.: ГАРО. Ф. Р-49. Оп. 1. Д. 1221. Св. 108: Cведения о зарегистрированных религ. об-вах Шацкого у. Л. 11-13, 16-18 об., 150; Ф. Р-496. Оп. 1. Д. 54: Докл. губ. бюро по изъятию церк. ценностей при губкомпомголе; сводки по изъятию ценностей по губернии; инструкция по орг. работе уездных бюро по изъятию церк. ценностей при укомпомголах. Л. 3-5 об.; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 89: Восп. С. Д. Яхонтова. Л. 116; Д. 91: То же. Л. 44.

Соч.: О деятельности английской миссии в Индии // ПС. 1897. Янв. С. 17; Возлюбленным о Господе чадам Правосл. Церкви Симбирского края: Послание. Симбирск, 1917; Как и почему я сделался обновленцем // Вестн. Свящ. синода правосл. российской церкви. 1927. № 5/6. С. 14-16.

Ист.: Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования 1870-1892 гг. Каз., 1892; Вестн. Свящ. синода правосл. российской церкви [обновленч.]. 1926. № 6. С. 4; № 12-13. С. 2, 7; 1927. № 5/6. С. 5, 14-16; 1928. № 6. С. 1, 2; № 10 (33). С. 5, 7 [Протокол № 1, 3]; 1930. № 3-4. С. 1-2.

Лит.: Левитин, Шавров. Очерки смуты; Левитин А. Э. Лихие годы, 1925-1941. П., 1977. С. 44, 127, 129, 279, 294, 340, 342-344, 346, 368, 412, 463, 468, 470, 490, 499, 504, 506, 511, 512, 522, 523, 589, 590, 625; «Обновленческий» раскол. М., 2002.

Ж. Р. Багдасарова, мон. Мелетия (Панкова), иером. Серафим (Питерский)

Православная энциклопедия

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство