Новые епископы в «каллиникитском» Синоде Церкви ИПХ Греции и Зарубежья

Синаксисы (собрания клириков и мирян) "каллиникитского" ("ламийского") Синода Церкви истинно-православных христиан Греции и Зарубежья прошли под председательством Архиепископа Афинского Макария (Кавакидиса) 25 февраля/10 марта и 4/17 марта в Афинах и Салониках. Из-за отсутствовавшего по болезни митрополита Фтиотидского и Фавмакского Каллиника (Ханиотиса), которому в следующем году исполнится 90 лет, Священный Синод, помимо своего председателя, был представлен митрополитом Солунским Евфимием (Орфаносом) и митрополитом Коринфским Панкратием (Ксулогисом).

После оглашения Архиепископом доклада о церковной жизни в минувшем году собрание избрало, а присутствовавшие члены Синода канонически утвердили кандидатов для будущих епископских хиротоний, назначив даты и места их возведения в епископский сан.

Избраны семь клириков из материковой Греции и один клирик, представляющий Кипрскую Церковь. Это:

1) архимандрит Макарий (Пунарцоглу), игумен монастыря св. Иакова, брата Господня, в Перистере близ Фессалоник, — во епископа Перистерийского. Его хиротония состоится в построенном им величественном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы Горгиипику (Скоропослушницы) в центре Солуни 29 апреля (н.ст.);

2) архимандрит Тимофей (Симеонидис), насельник Перистерийского монастыря и благочинный Солунской митрополии, – во епископа Кесарийского. Его хиротония состоится в кафедральном соборе Солунской митрополии в честь преп. Ирины Хрисоваланты 30 апреля;

3) архимандрит Давид (Макариу-Калфоглу), секретарь и помощник Архиепископа Макария, – во епископа Петрского. Его хиротония состоится в храме св. первомученика и архидиакона Стефана Покровского монастыря в Аттике, пригороде Афин, 1 мая;

4) архимандрит Иаков (Гиурас), иерокирикс (священнопроповедник) и эконом Афинской архиепископии, - во епископа Христупольского. Он будет рукоположен в кафедральном соборе св. Апостолов в Афинах 2 мая;

5) архимандрит Каллистрат (Бергианнис), благочинный Коринфской митрополии и настоятель Свято-Троицкого храма в Ксилокастро (Нимея, Коринф), - во епископа Андрусского. Его хиротония состоится 4 мая в храме св. Феодора в Смирни, в пригороде Афин;

6) архимандрит Савва (Мастрояннидис) - во епископа Кикладского будет рукоположен 5 мая в храме св. мученицы Марины (подворье монастыря св. Афанасия Мегарского) в Аттике, где он долгие годы нес служение настоятеля;

7) архимандрит Дорофей (Линкос), строитель, ктитор и духовник основанного и благоукрашенного им женского монастыря в честь Пресвятой Богородицы, – во епископа Рогосского. Его хиротония состоится 7 мая в кафоликоне этого монастыря Панагия Канала в Ано Лиоси, Аттика;

8) архимандрит Хризостом (Аргиридис), протосинкел вдовствующей пока без епископского окормления Кипрской Церкви ИПХ, - во епископа Лампусийского. Он будет рукоположен 10 мая в кафедральном соборе Солунской митрополии в честь св. Ирины Хрисоваланты.

Участие в хиротониях примут представители ИПЦ Америки (HOCNA) митрополит Бостонский Ефрем и местоблюститель Сиэттлийской кафедры епископ Бруклайнский Григорий.

За всю историю существования этого Синода ИПЦ Греции столь массовое и единомоментное рукоположение епископов происходит впервые. Поводом для этого стали три причины.

Во-первых, этот Синод за последние годы покинул целый ряд иерархов. Причины их ухода были различны. Это были и личные неприязненные отношения к новоизбранному в 2004 году Архиепископу Макарию со стороны митрополита Пирейского Нифонта, и канонические преступления (оставление монастыря и женитьба) епископа Гардикийского Афанасия (Бафиадиса). Имело место и богословское противостояние Синоду со стороны митрополита Месогейского и Островов Христофора (Ангелопулоса), бывшего секретаря Синода, который после исповедания председателем Синода Архиепископом Макарием православного учения о Достопокланяемости Святейшего Имени Божия обвинил весь Синод в "ереси имяпоклонничества", и в итоге покинул его. Кроме того, от какой-либо помощи Синоду сразу же после собственной епископской хиротонии отказался викарный епископ Олимпийский Нектарий (Яшунский), который "расцерковился" и практически не принимает теперь участия в церковной жизни. Последним ударом по жизнеспособности старого Синода стал громкий уход из него 20 февраля сего года в Синод Архиепископа Каллиника (Сарандопулоса) духовного сына и постриженика митрополита Каллиника Фтиотидского – епископа Филиппского Амвросия (Никифоридиса), не только предавшего и бросившего своего духовного отца, но и похулившего собственный сан через принятую им от рук "хризостомовского" предстоятеля хиротесию.

Во-вторых, из четырех оставшихся в Греции членов Синода, трое (митрополит Фтиотидский и Фавмаксий Каллиник (Ханиотис), 1925 г.р., митрополит Солунский Евфимий (Орфанос), 1943 г.р., и митрополит Коринфский Панкратий (Ксулогис), 1944 г.р.) находятся в преклонном возрасте и обременены сопутствующими ему телесными недугами.

И в-третьих, подобное усиление Св. Синода достаточно молодыми и богословски образованными епископами является ответом на заключенную "хризостомовцами" административную и догматическую унию с конгломератом "киприанитских" Церквей.

В нынешних условиях Синод под председательством Архиепископа Афинского Макария (Кавакидиса), остался де-факто единственным "флоринитским" Синодом греческих ИПХ, который как декларативно, так и на практике сохранил верность традиционным старостильным Омологиям 1935, 1950 и 1974 годов. Более того, в 2013 году, вступив в полное общение с ИПЦ Америки (HOCNA), он стал единственным греческим Синодом, официально исповедавшим православное учение об Имени Божием и признавшим ошибочными постановления Высшей церковной власти в России и Греции, принятые по этому вопросу в начале ХХ века.

С другой стороны, столь неожиданно массовое рукоположение епископов в Ламийском Синоде наверняка вызовет обвинения в том, что здесь Архиепископ Макарий пытается пойти путем, которым пошли в 1979 году Архиепископ Авксентий (Пастрас), а в 1999 году Архиепископ Хризостом (Киусис), в ответ на действия конкурирующей стороны совершившие аналогичные действия, рукоположив в первом случае 10, а во-втором 5 новых епископов за считанные дни. Ирония ситуации заключается в том, что подобное поведение этих иерархов сам Архиепископ Макарий критиковал в своем известном докладе "1973-2003. Тридцать лет духовных событий" - как приведшее в итоге к новому витку противостояния и хаоса между группами истинно-православных в Греции. Правда, тогда в обоих случаях были благословлены хиротонии людей, которые за редким исключением не рассматривались бы вообще при других обстоятельствах как кандидаты во епископы. В сегодняшней же ситуации кандидатуры шести нареченных епископов из восьми уже обсуждались ранее общинами для будущих поставлений.

Скорее всего, уния, заключенная между "хризостомовцами" и "киприанитами" и поставившая первых из-за принятия "киприанитской" экклесиологии вне сообщества Истинно-Православных Церквей, сыграла роль катализатора в процессе трансформации Ламийского Синода в некий центр притяжения не столько для поклонников "великой греческой идеи", но, в первую очередь, для тех, кто вначале хочет быть православным, а уж потом - греческим, русским или болгарским патриотом.

В пользу этого говорит тот факт, что половина нареченных епископов (оо. Макарий, Тимофей, Иаков и Давид) являются пострижениками и членами духовного братства монастыря св. Иакова, брата Господня (Перистера, Салоники), который духовно, через его строителя и ктитора Архиепископа Макария, наследует традиции, завещанной ИПЦ Греции покойным старцем архимандритом Иаковом (Пападелисом), во многом благодаря трудам которого из новостильничества в Истинно-Православную Церковь вернулись тысячи жителей Северной Греции. Именно о. Иаков, который в 60-80-х годах прошлого века был известнейшим старостильным духовником, в свое время (1962 г.) постриг в монашество Христоса Орфаноса (ныне митрополита Солунского Евфимия), и в 1981 году - Константина Кавакидиса (ныне Архиепископа Афинского).

Источник

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство