«Деятельность «епископа» Агафангела (Пашковского) носит провокационный характер…»

Письмо митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Лавру (Шкурло) относительно деятельности епископа Агафангела (Пашковского)(2002 г.). В 2009 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение об извержении из сана «епископа» Агафангела. Не подчинившись этому решению, последний продолжил совершение священнодействий в состоянии раскола и принял титул «митрополита».

Ваше Высокопреосвященство,
глубокочтимый Владыка митрополит и Первопастырь Зарубежной Православной Русской Церкви!

Сердечно приветствую Вас и желаю помощи Божией в деле управления возглавляемой Вами заграничной частью Русской Православной Церкви. Избрание Вас Архиерейским Собором РПЦЗ вселило в нас, архиереев, пастырей, народ Божий, благую надежду на установление между нами добрых взаимоотношений, направленных на восстановление утраченного единства между Церковью в Отечестве и за рубежом.


Изверженный из сана бывший епископ РПЦЗ Агафангел (Пашковский)
облачается в мантию православного митрополита

Обратиться меня, правящего архиерея Одесской епархии, к Вам побудили события, происходящие во вверенной мне епархии. А именно действия епископа РПЦЗ Агафангела (Пашковского), которые расцениваются мной как антиправославные.

Епископа Агафангела (Пашковского) лично знают многие священнослужители Одесской епархии. В конце восьмидесятых, начале девяностых годов бывший активный комсомольский работник Михаил Пашковский посещал Успенский Патриарший монастырь и другие одесские храмы. Духовенство относилось к нему весьма настороженно, из-за некоторых его провокационных предложений и политических призывов к священнослужителям, например, выступить в защиту «гонимых» в СССР евреев. После отъезда супруги Пашковского на постоянное место жительства в Израиль он стал искать возможность рукоположения и обращался с подобной просьбой к моему предшественнику по кафедре Архиепископу Лазарю (Швецу, ныне митрополиту Симферопольскому и Крымскому). Получив отказ, Пашковский в скором времени принял монашеский постриг и рукоположение от архиепископа РПЦЗ Лазаря (Журбенко). Об обстоятельствах его архиерейской хиротонии и последующего рассмотрения Архиерейским Синодом РПЦЗ дела о признании и утверждении этого рукоположения, думается, нет необходимости подробно писать, так как это известно Вам более, чем кому-либо.

Деятельность еп. Агафангела и сегодня, к сожалению, носит также провокационный характер. Достаточно открыть хотя бы журнал «Вестник ИПЦ», который издается им в Одессе, чтобы увидеть и ощутить всю злобу и ненависть, которую питает этот человек к нашей Святой Церкви. Вместо переживания за разделение и человеческие ошибки в «Вестнике ИПЦ» систематически печатаются разного рода хулы и оскорбления в мой адрес и вообще всей нашей Церкви. Только озлоблением можно объяснить факт неоднократных публикаций в церковном (!) журнале статей из бульварных газет о горестных событиях в Екатеринбургской и Корсунской епархиях со всеми омерзительными подробностями. Вся эта грязь свидетельствует, прежде всего, о нравственном уровне Пашковского. А как отнестись к учению еп. Агафангела о том, что в Московской патриархии действительны только шесть таинств и недействительно Таинство Причащения? И в то же время им признается благодать Церковных Таинств у еретиков и раскольников («Вестник ИПЦ» № 2, 1994 г., с. 30).

На Зарубежном Архиерейском Соборе 2000 г. в одном из докладов прозвучали такие слова: «В некоторых наших изданиях допускались злорадство в адрес Патриархии, ругательные слова, оскорбительный тон... Хорошо бы было нам за доказанные хуления и неправду попросить прощения и пресечь антицерковную тактику критиканов от нашего имени».

Однако еп. Агафангел не только не попросил прощения за свои изуверные выходки, но и продолжает свою антиканоническую деятельность. Речь идёт, прежде всего, о т.н. беглых попах, мною отстраненных от административно-церковной деятельности или пастырского служения за те или иные грехи.

В 1997 году протоиерей Валерий Алексеев был освобождён от должности настоятеля храма за допущенные финансовые нарушения. На мои неоднократные требования не допускать свою супругу к управлению церковной кассой Валерий Алексеев отвечал непослушанием. После Указа об освобождении от должности настоятеля он, плюнув в лицо Матери Церкви и осыпав ее различными оскорблениями, перешел в РПЦЗ и был принят Агафангелом (Пашковским). Теперь он говорит о канонической неправде Московской патриархии и даже наставляет, как нам стать на путь соблюдения канонов. Но Алексееву ли говорить о канонической правде, когда он, отсидев в тюрьме десять лет за воровство (где и пристрастился к табачному зелью, которое не оставил до сих пор), женившись на разведённой женщине с ребенком, дерзнул стать священником, вопреки канонам. Причем для того, чтобы рукоположиться и получить приход, он обратился за помощью к митрополиту Никодиму (Ротову), которого сегодня он осыпает проклятиями. Наш грех в отношении Валерия Алексеева – в излишней снисходительности к его каноническим порокам. «Вестник ИПЦ» обрисовал бегство Алексеева различными выдумками, например, утверждая, что к нему якобы приезжали представители Московской патриархии и предлагали за возвращение богатый приход, от которого тот «мужественно отказался».

Священник Игорь Яворский, страдающий частыми алкогольными запоями, из-за чего его оставила жена, и вступивший в прелюбодейный союз с другой женщиной, мною был отстранён от священнослужения и освобождён от должности настоятеля. Через некоторое время Яворский, запрещённый в священнодействиях, был принят в общение Агафангелом (Пашковским).

Игумен Георгий (Кравченко) по карьерным соображениям стремился занять должность наместника Свято-Константино-Еленинского мужского монастыря города Измаила. Однако вопрос о его назначении даже не рассматривался, учитывая его слабое здоровье и неспособность к административной деятельности. Неудовлетворённые честолюбие и любоначалие подвигли его к переходу в РПЦЗ.

Иеродиакон Дионисий, изгнанный из монастыря и запрещённый в священнослужении за пьянство, также оказался в юрисдикции РПЦЗ. Насельник Киево-Печерской Лавры, исключенный из Одесской Духовной Семинарии инок Иов (Роман Брыжчук), женившийся на разведённой женщине с ребенком, бывшей жене священника, был принят в заочную семинарию, которую открыл в Одессе еп. Агафангел (Пашковский).

Побеги в РПЦЗ сопровождаются, как правило, громкими заявлениями, в т.ч. и в светских СМИ. Себя беглецы обычно выставляют борцами против экуменизма, за чистоту веры и каноническую правду, умалчивая при этом об истинной причине их перехода. Зарубежная Церковь и так достаточно сильно споткнулась на таких личностях как Валентин Русанцов и Адриан Старина. Очень жаль, что не были извлечены необходимые уроки из этих ошибок. Жаль, что практика «беглопоповства» продолжается и поныне. И ведь к Вам приходят далеко не лучшие. Жаль, что отсутствуют в зарубежной среде осознание пагубности для Церкви и нашего общего Отечества открытия РПЦЗ параллельных церковных структур, Жаль народ Божий, который смущается всем этим, особенно после злорадств врагов Церкви в светской прессе. Жаль, что это еще больше нас разъединяет и отделяет время нашего будущего воссоединения.

Как архипастырь Русской Православной Церкви, переживая за наше разделение, за настоящее и будущее Церкви, обращаюсь к Вам, Ваше Высокопреосвященство, с просьбой о прекращении подобной антиканонической и антицерковной деятельности таких личностей как Агафангел (Пашковский). В Зарубежной Церкви есть достаточно много здоровых сил, ищущих блага Церкви. Мы согласны вести диалог и рассмотреть наболевшие вопросы и проблемы. Однако диалог с такими одиозными личностями как Пашковский невозможен ни сейчас, ни в будущем. Очень хотелось бы, чтобы антиправославная деятельность врагов Церкви, скрытых и явных, в рясах и в светской одежде, была пресечена и не препятствовала диалогу и добрым взаимоотношениям между нами, иерархами, пастырями и мирянами, чадами единой Русской Православной Церкви.

  С почтительной во Христе любовью,
    Агафангел,
    митрополит Одесский и Измаильский (МП).

 Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология