Почему изверженный из сана раскольник является героем «Русской народной линии»?

Интернет-проект «Русская народная линия» (РНЛ) широко известен благодаря регулярной публикации материалов, не только отражающих ультра-консервативные православные (или околоправославные) воззрения, но и содержащих резкую критику в отношении священноначалия Русской Православной Церкви. Выступая под уваровским лозунгом «Православие. Самодержавие. Народность», сайт РНЛ освещает различные идейные аспекты русского национализма. При этом создается впечатление, что в угоду своим политическим пристрастиям руководство РНЛ готово переступить через адекватное восприятие православного исповедания и канонические нормы Православной Церкви. Одним из примеров тому является позиция РНЛ по отношению к уклонившемуся в раскол и изверженному из сана бывшему священнику Алексию Аверьянову, который на сайте уважительно именуется «протоиереем».

Биография автора и героя новостных сообщений РНЛ «протоиерея» Алексия Аверьянова богата яркими событиями и скандальными потрясениями. Будучи клириком Московской епархии, он в 1990 г. самовольно перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), за что указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 1217 от 17 сентября 1990 г. был запрещен в священнослужении. Не вняв увещаниям канонического священноначалия, он продолжил пребывание в РПЦЗ, где вскоре был возведен в сан "протоиерея". 26 июня 1992 г. в Архиерейский Синод РПЦЗ поступило письменное заявление Наталии Осиновой, содержащее обвинение "протоиерея" Алексия Аверьянова в "нарушении нравственных законов о святости брака", "соблазнении и сожительстве с нею в блудодеянии в течении четырех месяцев". В связи с произошедшим "протоиерею" Алексию и его правящему архиерею епископу Каннскому Варнаве (Прокофьеву) было предложено предоставить необходимые комментарии. Указом Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) № 11/35/152 от 6 ноября 1992 г. "протоиерей" Алексий Аверьянов был запрещен в священнослужении.

В очередной раз проигнорировав канонические прещения, "протоиерей" Алексий продолжил свою религиозную деятельность. Реагируя на произошедшее, 15 мая 1995 г. Архиерейский Синод РПЦЗ официально заявил о необходимости инициирования вопроса об извержении его из сана. Постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ № 25а от 20 февраля 1996 г. на основании 25 и 28 Апостольских правил; 29 (38) правил Карфагенского Собора, 3, 32, 51 и 88 правил свт. Василия Великого, 4 правила свт. Григория Нисского и 185 статьи Устава Духовных консисторий "протоиерей" Алексий Аверьянов был лишен священного сана.

Не признав своего низложения и выйдя из юрисдикции РПЦЗ, бывший "протоиерей" Алексий Аверьянов продолжил кощунственное совершение богослужений. В силу самоотождествления низложенного священнослужителя с Русской Православной Церковью Заграницей сообществу его немногочисленных последователей было усвоено условное наименование "аверьяновской" ветви РПЦЗ. Впоследствии бывший "протоиерей" Алексий Аверьянов получил поддержку и расположение известного православного предпринимателя президента концерна «Русское молоко» В.В. Бойко-Великого.

Бывший священник Алексий Аверьянов и В.В. Бойко-Великий

Упорно игнорируя позицию священноначалия Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей по отношению к Алексию Аверьянову, руководство РНЛ продолжает именовать его «протоиереем». Регулярно публикуя материалы бывшего священнослужителя и новостные заметки о его эпатажных деяниях, «Русская народная линия» демонстрирует полное безразличие по отношению к каноническим нормам Православной Церкви, строго осуждающей не только раскольников, но и всех, вступающих с ними в общение. Более того, руководство РНЛ содействует укреплению в Алексие Аверьянове чувства собственной правоты и нераскаянности. Примером тому является публикация «Русской народной линией» обращения общины в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (настоятель «митрофорный протоиерей» Алексий Аверьянов) к Святейшего Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу от 13 февраля 2012 г. В этом обращении ни слова не говорится о покаянии пребывающего под тяжестью канонических прещений бывшего священнослужителя, а лишь только высказывается пожелание о возможной «интеграции» общины и ее настоятеля в Московский Патриархат. Иными словами, «Русская народная линия» предлагает Предстоятелю Русской Православной Церкви проигнорировать фундаментальные канонические принципы и без покаяния принять под свой омофор изверженного из сана священника вместе с пребывавшей в расколе многие годы группой его последователей.

Не менее вопиющим является игнорирование «Русской народной линией» официальной позиции священноначалия Русской Православной Церкви по отношению к вопросу канонизации царя Иоанна Грозного. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «неизвестно, действуют ли эти люди (пропагандисты культы Иоанна Грозного – прим. Анти-раскол) осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет». Можно констатировать, что редакция РНЛ вполне осознанно опубликовала 20 декабря 2011 г. сообщение об освящении часовни в честь «Святого Благоверного великомученика Царя Иоанна Васильевича», совершенном «протоиереем» Алексием Аверьяновым. Оговариваясь, что Иоанн Грозный не прославлен Церковью, редакторы РНЛ признали произошедшее «заслуживающим внимания событием» и снабдили новостную заметку дополнительной аргументацией относительно духовной исключительности первого русского царя. На основании вышеизложенного можно констатировать, что для «Русской народной линии» сомнительные деяния пребывающего в расколе бывшего православного священнослужителя являются «заслуживающим внимания» информационным поводом к очередной публикации псевдоцерковных и антиисторичных воззрений.

Не ограничиваясь ревизией православных канонических норм, насаждением культа псевдосвятого Иоанна Грозного и прямой поддержкой изверженного из сана раскольника, «Русская народная линия» предложила своим читателям произвести ревизию текста Священного Писания во имя патриотических соображений. В частности, 16 января 2012 г. РНЛ опубликовала заявление бывшего священника Алексия Аверьянова и предпринимателя В.В. Бойко-Великий о необходимости внесения изменения в 50 псалом, предполагавшего прочтение «"да созиждутся стены кремлевския" вместо "стены иерусалимския" до времени нормализации политической жизни России». Пропагандируя столь необычное новшество, руководство РНЛ проявило твердость и последовательность в развитии своей великодержавной концепции. Вот только о чистоте Православия, воспринимаемого в качестве одной из основ «национального мировоззрения», патриоты вряд ли задумывались…, патриоты вряд ли задумывались. общины и ее настоятеля в Московский Патриархат. Иными словами,

Не менее вопиющим является игнорирование «официальной позиции священноначалия Русской Православной Церкви по отношению к вопросу канонизации царя Иоанна Грозного. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «опубликовала 20 декабря 2011 г. сообщение об освящении часовни в честь «

Не ограничиваясь ревизией православных канонических норм, насаждением культа псевдосвятого Иоанна Грозного и прямой поддержкой изверженного из сана раскольника, «

 
Главный редактор РНЛ А.Д. Степанов

Рассмотрев позицию «Русской народной линии» по отношению к бывшему священнику («протоиерею») Алексию Аверьянову, мы можем констатировать факт солидаризации руководства сайта с откровенным раскольником и его псевдоправославными идеями. Вполне очевидно, что причиной тому является чрезвычайная политическая ангажированность РНЛ, побуждающая ее руководство не только к прагматичному использованию Православия в качестве одного из конструктов националистической идеологии, но и к поиску союзников даже среди лиц, бросивших вызов единству Русской Православной Церкви. В этой связи представляется уместным вспомнить слова протопресвитера Александра Шмемана о том, что «на глубине идеология - это, конечно, эрзац, подмена религии». Безусловно, такой же подменой является православная самоидентификация «Русской народной линии».

Представляется вполне уместным завершить данную статью словами председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойды, сказанными на IV Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово»:

"Да, у нас сегодня немало проблем, мы должны... отсечь все еще существующие в нашей журналистике совсем уж откровенно маргинальные и антицерковные тенденции. К сожалению, сегодня существуют такие СМИ, которые называют и считают себя православными, но на деле занимаются политической игрой и пытаются реализовать собственные амбиции в критике священноначалия, проводя тем самым антицерковную политику. Эти амбиции не связаны ни с общецерковными целями, ни с благом Церкви".

Материалы по теме:

Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке
Сервис! Ремонт квадрокоптеров: вывод wmr на русский стандарт . onlinechange.com

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология