Анти-раскол: Ответ на критику и клеветнические заявления "епископа Барановичского" Василия (Костюка)

 7 ноября 2011 г. "епископ Барановичский" Василий (Костюк), возглавляющий "Белорусское греко-православное движение", опубликовал критический отзыв на краткие заметки о нем и возглавляемом им религиозном сообществе, размещенные на портале "Анти-раскол". См.:

 Следует отметить, что критические замечания в отношении наших заметок "епископ" Василий сопровождает свойственными для большинства его публикаций обвинениями (подчас самыми нелепыми) в отношении священноначалия канонической Церкви. Учитывая оскорбительный характер этих недоказанных обвинений, мы приницпиально не даем гиперссылку на статью нашего оппонента и считаем уместным отвечать лишь на те вопросы, которые касаются непосредетвенно наших публикаций, опубликованных на портале "Анти-раскол".

 Далее приводятся выдержки из статьи "епископа" Василия (Костюка) с нашими комментариями.

 1. "Поэтому А.Слесарев не прав в том, что “в  августе 2000 г. иеродиакон Василий подал прошения об увольнении из числа преподавателей Минской Духовной семинарии и исключении из числа насельников Жировицкой обители”.

 Текст прошения иеродиакона Василия (Костюка) об уходе с преподавания, хранящийся в его личном деле: "Его Высокопреподобию архимандриту Леониду (Филю), Ректору Минской Духовной Семинарии. За 1999/2000 учебный год мне трижды приходилось проходить лечение (...). Все это нанесло ощутимый ущерб здоровью и требует лечения. Поэтому в ближайшее время мое прибытие в Жировичи не представляется возможным. По этой причине, а также по причине, изложенной в рассмотренном ранее прошении, не возможно дальнейшее преподавание в Семинарии. (...) 30.08.2000 г. Иерод.Василий (Костюк)".

 2. "“Указом Высокопреосвященнейшего митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, от 23 февраля 2004 г. иеродиакон Василий (Костюк) был почислен за штат с правом перехода в другую епархию. В это же время он предпринял шаги к переходу в юрисдикцию "Белорусской Автокефальной Православной Церкви" (БАПЦ), где вскоре был определен на "архиерейское" служение”, - пишет А.Слесарев. Последние его утверждения не соответствуют действительности".

  Наше утверждение, названное "епископом" Василием (Костюком) неверным, полностью основывается на его официальной биографии, ранее опубликованной сайтом "Белорусского Греко-православного движения", но в последнее время претерпевшей некоторые изменения. Для наглядности приводим скриншоты данных страниц:

Фрагмент биографии до корректировки. Декабрь 2010 г.

Фрагмент биографии после корректировки. Ноябрь 2010 г.

 Таким образом, возможная неточность информации, размещенной на портале "Анти-раскол", объясняется в первую очередь тем, что мы не всегда успеваем отслеживать корректировки и принципиальные изменения, вносимые "епископом" Василием (Костюком) в свою официальную биографию.

 3. "А.Слесарев утверждает, что в состав Церковного Управления (Бруклинско-Барановичская епархия) вошли украинские автокефальные общины в Республике Беларусь. Это не так. С белорусскими и украинскими автокефалистами в Беларуси мы никак не связаны. (...) Я же не считал возможным вступать в БАПЦ и впредь служить в ней. "

 Отрицая свою изначальную причастность к "Белорусской Автокефальной Православной Церкви", из которой он был исключен, "епископ" Василий пытается опровергнуть не только информацию портала "Анти-раскол", но и собственный юрисдикционный статус в 2004-2005 гг. Так, газета "БЕЛАРУС" № 498 за июль 2004 г. опубликовала официальное сообщение консистории БАПЦ, в котором говорилось о том, что рукоположение "епископа" Василия (Костюка) было совершено "иерархами" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" по просьбе Первоиерарха и Рады БАПЦ. В данном сообщении специального оговаривалось, что "епископ" Василий был рукоположен специально для служения в БАПЦ. Более того, пребывая в юрисдикции БАПЦ, Василий (Костюк) допускал возможность перехода в "Белорусскую Автокефальную Православную Церковь" священнослужителей Белорусского Экзархата. В своем интервью, данном 3 июля 2004 г. корреспонденту белорусской службы радио "Свобода", "епископ" Василий заявил: "Ко мне уже были просьбы принять в БАПЦ священников из Беларуси и Украины. Однако для перехода в БАПЦ священник не должен иметь канонических препятствий и должен иметь разрешение на переход в другую церковь. Я считаю, что священник должен нести свое служение там, куда его поставил Господь, однако бывают всякие случаи и, когда случаются трудности, мы сможем помочь нашим братьям-белорусам".

 4. "А.Слесарев не прав, утверждая, что я «вышел из состава БАПЦ» и отказался «от  идеи неканоничного и самочинного провозглашения белорусской церковной автокефалии»".

  В данном случае заявление "епископа" Василия (Костюка) снова противоречит информации, размещенной на официальном сайте возглавляемого им сообщества: "В 2005 г.  призвал верующих выходить из БАПЦ,  в связи с вмешательством в её жизнь лиц, не имеющих отношения к Православию, и противодействием каноническому устроению этой юрисдикции.  Епископ Василий не поддерживает автокефальные и иные церковные расколы и разделения, связанные с дестабилизацией Православной Церкви в Республике Беларусь" (http://www.belpat.narod.ru/index.files/Page393.htm).

 5. "Это ложь. Нигде и никогда я не пропагандирую и не «проповедую» (так у А.Слесарева)  переход Белорусской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата".

 Выдвигая обвинение во лжи, "епископ" Василий в своей статье несколькими абзацами ниже прямо утверждает незаконность притязаний Московского Патриархата на белорусские территории:  "В вопросе канонической территории бывшей Киевской митрополии Константинопольского Патриархата (Украина и Беларусь)  позиция Церкви-Матери неизменна: границы Русской Православной Церкви обозначены Томосом об ее учреждении в 1589 году. Для избежания ненужных споров 5 сентября 2011 г. это подтвердили Патриархи четырех старейших Церквей мира (Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) и Предстоятель автокефальной Церкви Кипра". Противоречивость и непоследовательность позиции "епископа" Василия в данном случае не требует дополнительных комментариев.

 6. "Критикой священноначалия и духовенства Белорусского Экзархата я не занимаюсь. Если под «критикой» А.Слесарев понимает книги «Распутье», то это документы, которые мы не скрываем ни от Комитета по делам религий и национальностей, ни от правоохранительных органов".

 Не ограничиваясь регулярной критикой священноначалия, "епископ" Василий (Костюк) отказывает архиереям Белорусской Православной Церкви даже в признании их епископского и монашеского достоинства, называя митрополита Филарета и других иерархов по фамилии и мирскому имени (при необходимости можем привести пространный перечень высказываний такого рода). Иными словами, "епископ" Василий выражает крайне критическое отношение не только к конкретным лицам, но и к их каноничекскому статусу. С точки зрения православного канонического права "епископ" Василий предвосхищает суд Архиерейского Собора, тем самым подпадая под действие 13 правила Двукратного Собора, предусматривающего для него извержение из священного сана (конечно же, в данном случае имеется в виду диаконский сан, полученный Василием (Костюком) в канонической Церкви, а не приобретенное в расколе и непризнанное "епископство").

 21 декабря 2011 г. "епископ Барановичский" Василий (Костюк) опубликовал следующее заявление:

 7. Что касается деятельности мирянина Белорусского Экзархата РПЦ Слесарева А.В., то самочинно либо по подстрекательству своего руководства он встал на путь совершения уголовных преступлений, распространяя поддельные документы и заведомо клеветнические материалы.

 Редакция портала "Анти-раскол" полагает целесообразным призвать "епископа Барановичского" Василия (Костюка) к корректному поведению и в связи с этим напомнить ему следующие положения законодательства Республики Беларусь:

  • "Лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда" (ст. 16 УПК РБ). 

 Обвинение в совершении уголовных преступлений, безосновательно выдвинутое "епископом" Василием (Костюком) редактору портала "Анти-раскол", не имеет подтверждения соответствующей судебной инстанции, что дает основание расценивать данное заявление как оскорбление, клевету и нарушение принципа презумпции невиновности:

  • "Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет" (ст. 188 п. 2 УК РБ).  
  • "Оскорбление, нанесенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет" (ст. 189 п. 2 УК РБ).

 Обращаясь к выдвинутому "епископом" Василием (Костюком) обвинению, необходимо отметить, что под "заведомо клеветническими материалами" он подразумевает публикацию на портале "Анти-раскол" статьи Алёны Мурашко "Анатомія здрадніцтва" ("Анатомия предательства"), опубликованную еще в 2009 г. на страницах журнала "Беларуская Аўтакефалія" (2009. № 3. С. 238-252). Следует особо подчеркнуть, что данный материал предваряется вступительным словом редакции портала "Анти-раскол", в котором говорится: "Сегодня портал "Анти-раскол" публикует в сокращенном виде статью Алёны Мурашко "Анатомія здрадніцтва", ознакомившись с которой читатель сможет составить представление о том, какое отношение к "епископу" Василию (Костюку) имеется в Белорусской Автокефальной Православной Церкви". Иными словами, посетителям портала была предложена перепечатка материала, опубликованного еще два года назад и предгалающего читателям позицию сторонников БАПЦ, а не редактора портала "Анти-раскол". За время, прошедшее со дня выхода статьи  "Анатомія здрадніцтва",  "епископ" Василий не потрудился опубликовать официальное опровержение на статью Алёны Мурашко, в силу чего его заявление о публикации порталом "Анти-раскол" "заведомо клеветнического материала" лишается всякого основания.

 Обращаем внимание "епископа Барановичского" Василия (Костюка) также и на то, что каждая страница портала "Анти-раскол" содержит следующее предупреждение: "Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции". Наличие данного указания является дополнительным фактором, указывающим на безосновательность обвинений, выдвигаемых "епископом" Василием.

 Под "распространением поддельных документов" "епископ" Василий (Костюк) подразумевает публикацию на портале "Анти-раскол" грамоты об "иерейском" рукоположении Сергия Нехамеса (Горбика). Как и в предыдущем случае, данный документ был опубликован журналом "Беларуская Аўтакефалія" в 2009 г. Таким образом, публикация названной ставленнической грамоты является вполне нейтральной с точки зрения закона перепечаткой уже опубликованного ранее документа и уж никак не "распространением поддельных документов".

 Как отмечалось в упоминавшейся статье Алёны Мурашко "Анатомия предательства", по прошествии непродолжительного времени после рукоположения Сергия Нехамеса (Горбика) "епископ" Василий (Костюк) заявил о своей непричастности к хиротонии названного лица. В связи с этим он и объявил  подложной  ставленническую грамоту "священника" Сергия, опубликованную порталом "Анти-раскол". Кроме того, 12 октября 2009 г. "епископ" Василий заявил: "Что до «святарства» Сергея Нехамеса (псевдонимы—Алена Мурашка, Сяржук Горбик и т.д.), то действительно он просил меня о рукоположении в сан пресвитера. Но когда обнаружилось, что в Республике Беларусь С.Б.Нехамес находится в уголовном розыске за финансовые преступления и, возможно, психически болен, сотрудничество с ним было прекращено. (...) Также отмечу, что с Сергеем Нехамесом я никогда не имел и не собирался иметь евхаристического общения". Свидетельством непоследовательности утверждений нашего обвинителя являются размещенные выше фотографии, сделанные 25 марта 2007 г. во Львове во время "иерейской" хиротонии Сергия Нехамеса (Горбика), совершенной "епископом" Василием (Костюком). Фото любезно предоставлены самим "протоиереем" Сергием Нехамесом (Горбиком).

  22 декабря 2011 г. "епископ Барановичский" Василий (Костюк) опубликовал следующее заявление:

 8. "А. Слесарев пишет: «За время, прошедшее со дня выхода статьи "Анатомія здрадніцтва", епископ Василий не потрудился опубликовать официальное опровержение на статью Алёны Мурашко, в силу чего его заявление о публикации порталом "Анти-раскол" заведомо клеветнического материала лишается всякого основания». О «журналистке Алене Мурашко» мною также было заявлено 12 октября 2009 г. «Алена Мурашко», точнее, лицо, скрывшееся за псевдонимом, в Республике Беларусь находится в уголовном розыске. К ответственности не привлечено, так как постоянно проживает вне Беларуси. Предлагаю порталу "Анти-раскол" удалить материал "Анатомія здрадніцтва" как очевидную клевету".

  Действительно, 12 октября 2009 г. "епископ" Василий (Костюк) без привлечения дополнительной аргументации и доказательств заявил о том, что под именем Алёны Мурашко скрывается "священник" Сергий Нехамес (Горбик). Однако убедиться в подлинности данного заявления не представляется возможным. Впрочем, авторство текста в данном вопросе не имеет принципиального значения. Даже если гипотетически предположить, что автор статьи "Анатомія здрадніцтва" скрылся под псевдонимом, опровержения содержания самой статьи "епископом" Василием сделано не было. Последнее обстоятельство лишает Василия (Костюка) оснований к объявлению опубликованного материала "очевидно клеветническим". Уважаемый "епископ" Василий, не спешите с обвинениями и потрудитесь представить на суд читателям свои доводы относительно "очевидной клеветы".

 Удаление со страниц портала "Анти-раскол" статьи "Анатомія здрадніцтва" и документа о рукоположении Сергия Нехамес (Горбика) представляется возможным только после того, как "епископ" Василий (Костюк) приведет убедительные доказательства их "очевидного клеветнического" характера. Более того, полагаем целесообразным переадресовать упреки "епископа" Василия редакции жернала "Беларуская Аўтакефалія", являющегося первоисточником названных материалов.

 Также напоминаем "епископу" Василию (Костюку) о нарушении им вышеприведенных положений Уголовного и Уголовно-процессульного кодекса Республики Беларусь. Полагаем, что для "епископа" Василия (Костюка В.К.) является обязательным принесение публичного извинения.

 А.В. Слесарев

 Материалы по теме:

 Обсудить на форуме

Верующие называют себя греко-православными и считают, что они должны находиться в Константинопольском Патриархате, как и их почившие предки
Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Гиперборея википедия видео гиперборея ethnomir.ru