Михаил Тюренков: «Диалог со старообрядчеством как объект информационной войны, или Правда и вымыслы о Леониде Севастьянове»

 Один из моих материалов более чем 5-летней давности, входящий в цикл статей, посвященный проблемам диалога Русской Православной Церкви со старообрядчеством и проблемам единоверческих приходов, начиналась следующим образом:

 «С порталом «Кредо.Ру» уже давно все ясно. Нет смысла что-то кому-то доказывать, спорить, убеждать или, напротив, оправдываться. Нужно просто знать самим и делиться этим знанием с теми, кто по наивности или же недостаточной информированности плохо представляет себе антицерковную и антигосударственную сущность портала...»

 За прошедшие годы изменилось многое, но сущность данного информационного ресурса оставалась неизменной. Абсолютное большинство православных публицистов давно уже с этим смирились, придя к совершенно справедливому выводу, что «себе дороже» дискутировать с маргинальным ресурсом, главной целью которого является антицерковная диффамация. Т.е. спорить-то, оно, конечно, можно, но на выходе все равно получится одно и то же: «Кредо» остается «Кредом», а тот, кто с оным пытался дискутировать, даже если и делал это в высшей степени корректно и профессионально, оказывался в состоянии ассенизатора. Вроде бы, и дело совершил нужное и важное, причем не ради «себя любимого», и даже не «за други своя», но ради собственного упования, а «запашок» остался. И «осадочек» тоже.

 А потому в итоге ряды борцов с «Кредо.Ру» сильно поредели и, признаться, сам бы я никогда не стал возвращаться к данной теме, если бы она вновь не коснулась вот уже многие годы интересующей меня проблемы ― упомянутого в самом начале этого текста диалога Русской Православной Церкви со старообрядчеством.

 Не буду говорить о том, каковы на сегодняшний день практические итоги этого крайне сложного и болезненного (в силу застарелости раны Раскола XVII века) процесса. Главное, что на целом ряде направлений шаги уже сделаны, и тот факт, что показ каналом «Культура» телесериала «Раскол» режиссера Николая Досталя, вызвал живой отклик как в светских, так и в церковных СМИ, говорит уже о многом.

 Разумеется, порталу «Кредо.Ру», специализирующемся на селекции и взращивании (как идеологическом, так и структурном) новых церковных расколов различной степени мелкокалиберности, любые подвижки пусть даже не по сближению, но хотя бы по более адекватному восприятию друг друга между чадами Русской Православной Церкви и представителями старообрядческих согласий ― претят. Особенно же претит налаживание добрососедских отношений на уровне священноначалия и активных клириков и мирян, т.е. именно то, что единственно может, пусть в очень далекой перспективе, исцелить экклесиологические раны последних трех с половиной столетий...

 Из собственного, более чем десятилетнего, журналистского опыта отлично знаю, что ничто так не «цепляет» аудиторию, как «конспирологическая аналитика». Действительно, раскрытие всевозможных «теорий заговоров», базирующееся на изложении тех или иных малоизвестных фактов, «сдобренных» зачастую совершенно алогичными, но острыми выводами, практически со 100%-ной точностью гарантирует материалу то, что он будет прочитан. И, скорее всего, не только прочитан, но и многими воспринят в духе «дыма без огня не бывает!», вне зависимости, был ли вообще этот дым, или же за оный был воспринят пар от заварочного чайника на диссидентской кухне.

 Наиболее ярким примером последнего стал текст некого Максима Зубова «"ЧЕЛОВЕК ГОДА" ПО ВЕРСИИ ВАТИКАНА» (ссылку давать не буду ― найти несложно). «Некого» только потому, что иные авторы портала (каковых, впрочем, не так много) очень любят скрываться под псевдонимами, особенно, если текст связан с разоблачением очередного объекта антипатии «Кредо.Ру». На это раз таковым стал успешный молодой предприниматель и общественный деятель Леонид Севастьянов. Близость последнего к Святейшему Патриарху Кириллу и Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону, а также великолепное европейское образование, полученное в т.ч. в Папском Григорианском университете в Риме, а также в Оксфорде и Джорджтауне, позволило порталу выдвинуть против Севастьянова ряд безапелляционных конспирологических суждений. Своеобразной «пикантной приправой» к последним стала информация о старообрядческом происхождении Леонида Севастьянова. Информация, которую сам Севастьянов никогда не скрывал.

 Впрочем, этот человек, действительно, не слишком хорошо известен церковной и, тем паче, околоцерковной общественности, а потому инсинуации от «Кредо.Ру» вполне можно интерпретировать по-разному, вплоть до совершенно чудовищной конспирологии. И именно поэтому позволю себе сказать несколько слов правды о Леониде Севастьянове, почерпнутой как из открытых источников, так и из среды, в которой этого человека знают с детства ― источников старообрядческих. При этом замечу, что «Кредо» также пользовалось открытой информацией, хотя и в достаточно вольном, а зачастую ― и банально ошибочном ее изложении. Чего стоит, например, утверждение, что «2010 году американский журнал "Inside the Vatican" назвал Севастьянова "человеком года"». Хотя на самом деле (зайти на сайт журнала и найти эту информацию нетрудно) господин Севастьянов вошел в десятку «людей года» годом ранее. Причем в подобные списки успешные предприниматели и общественные деятели, не имеющие к Ватикану абсолютно никакого отношения, включаются достаточно часто.

 Однако не могу не признать, что портал «Кредо.Ру» во многом справедлив. Да, действительно, Леонид Михайлович ― «является предпринимателем, возглавляет международную консалтинговую фирму и обладает блестящим европейским и американским образованием». Да, он возглавляет Благотворительный Фонд имени Святителя Григория Богослова, и действительно сопровождал митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) в ходе его недавнего визита в Ватикан (замечу, что в соцсетях и блогосфере уже многократно о(б)суждался факт целования в ходе упомянутого визита гостями Понтифика его руки, хотя я ни разу не слышал возмущения по поводу также установленного дипломатическим протоколом обязательного лобызания руки английской королевы, возглавляющей Англиканскую Церковь).

 Но и «неувязочек», помимо уже отмеченных, предостаточно.

 Так, например, стоит отметить, что сам Севастьянов никогда не уходил «в господствующую Церковь», как это утверждает Максим Зубов, но являлся и является чадом и чтецом Русской Православной старообрядческой Церкви. Более того, тот факт, что в юности Леонид закончил Московскую духовную семинарию, отнюдь не противоречит этому, поскольку, как подчеркнул в разговоре со мной источник, близкий к старообрядческой Московской Митрополии, поступление и учеба были не только благословлены ныне покойным Предстоятелем РПСЦ Митрополитом Московским и всея Руси Алимпием (Гусевым), но более того, последний написал письмо на имя нынешнего Патриарха Кирилла, в то время возглавлявшего ОВЦС МП с просьбой посодействовать приему в семинарию юного старообрядца из Ростова-на-Дону. Замечу лишь, что никаких экуменических симпатий у владыки Алимпия никогда не было. Скорее уж, наоборот.

Леонид Севастьянов - крайний справа (на встрече ОБСЕ, посвященной проблеме христианофобии)

 Между тем, дальнейшая учеба и карьера Леонида Севастьянова, действительно, во многом была связана с заграницей, а потому, по возвращении в Россию, ему неслучайно было предложено принять участие в финансовых проектах, связанных с деятельностью ОВЦС, в частности, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, в которой, наряду с клириками и мирянами Русской Православной Церкви, в т.ч. обучается и священник-старообрядец. К слову, последние факты, на мой взгляд, лишь демонстрируют искренность священноначалия Московского Патриархата в той новой модели взаимоотношения со старообрядчеством не на бесперспективной, на мой взгляд, экуменической основе (категорически неприемлемой как для церковных консерваторов, так и для абсолютного большинства староверов), но на основе реального совместного делания. К последнему, в первую очередь, можно отнести культурные и образовательные программы Фонда Святителя Григория Богослова, за считанные годы его работы принесшие немало благих плодов (подробности можно прочесть на сайте Фонда).

 Уверен, что тот факт, что к подобному деланию привлекаются староверы, не может не оказать благотворного воздействия на состояние диалога Русской Православной Церкви со старообрядчеством. Ведь даже если сегодня нам и не решить всех накопившихся за три с половиной столетий богословско-канонических и экклесиологических проблем, то в части общественного служения ново- и старообрядцы, исходящие не только из общей ценностной базы, но и из общности исторических и культурных корней, просто обязаны быть вместе. И то средостение, которое до сих пор существует даже в подобных вопросах, более чем очевидно подрывает всеми нами чаемое единство Русского мира.

 И в то же время, на мой взгляд, одна из главных причин нападок на Леонида Севастьянова и митрополита Илариона (Алфеева) со стороны портала «Кредо.Ру» ― это их активная позиция по совершенствованию диалога со старообрядчеством и развитию православно-старообрядческих (единоверческих) приходов в лоне Русской Православной Церкви. Во всяком случае, лично для меня совершенно очевидно, что близость старообрядца Севастьянова к священноначалию Московского Патриархата ― это явный посыл староверам, что давно пора прекратить заниматься дрязгами и костепромывательством, но вполне можно заняться единым делом на благо нашего общего Отечества и его народа.

 Искренне надеюсь, что активная позиция подобных людей, вкупе с деятельностью Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции и Комиссии ОВЦС МП по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, способна переломить сложившуюся в течение трех с половиной столетий «патовую» ситуацию.

 Сие и буди, буди!

 Источник: Правкнига

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология