Архиерейский Собор УАПЦ сформулировал условия объединения с УПЦ КП

 Вчера вечером стали известны результаты Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившего 23 сентября 2011 г. в Киеве и главным образом посвященного вопросу объединения с "Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата" (УПЦ КП). Как уже сообщалось ранее, 14 сентября 2011 г. по инициативе экс-президента Украины В.А. Ющенко состоялась встреча Предстоятелей УАПЦ и УПЦ КП, завершившаяся подписанием совместной декларации о намерениях объединить две неканонические ветви украинского Православия. Несколько позже пресс-секретарь УАПЦ "протоиерей" Евгений Заплетнюк пояснил, что конечной целью данного объединения является создание условий для начала конструктивного диалога с Константинопольским Патриархатом относительно преодоления существующего раскола и провозглашения в Украине единой канонической Поместной Церкви.

 Основной темой обсуждения на повестке последнего Архиерейского Собора УАПЦ был вопрос выработки условий объединения с Киевским Патриархатом. Весьма примечательно, что на Соборе присутствовала официальная делегация УПЦ КП в составе "митрополита Львовского и Сокальского" Димитрия (Рудюка) и "архиепископа Ивано-Франковского и Галичского" Иоасафа (Василикова), переговоры с которыми проходили в мирной и доброжелательной атмосфере. В свою очередь, "Украинская Автокефальная Православная Церковь" сформировала официальную комиссию по переговорам с Киевским Патриархатом, в состав которой вошли "митрополит Ивано-Франковский и Галицкий" Андрей (Абрамчук), "митрополит Львовский" Макарий (Малетич), "епископ Вышгородский и Подольский" Владимир (Черпак), "епископ Львовский и Самборский" Иоанн (Швец). Обращает на себя внимание, что основные участники переговоров с обеих сторон возглавляют Львовские и Ивано-Франковские архиерейские кафедры. Данное обстоятельство позволяет предположить наличие в УАПЦ и УПЦ КП серьезной настроенности на успех двустороннего диалога, одним из условий которого видится регулярное проведение как официальных, так и неофициальных встреч.

 Вполне очевидно, что в настоящее время начался принципиально новый период во взаимоотношениях двух названных неканонических религиозных организаций, психологически созревших к преодолению всех имеющихся противоречий. Однако совершенно туманно выглядят перспективы их реального объединения, поскольку условия возможного единства, предложенные Архиерейским Собором УАПЦ, могут оказаться неприемлемы для Киевского Патриархата.

 На протяжении длительного времени основное разногласие между УАПЦ и УПЦ КП коренилось в разности позиций на вопрос способа утверждения автокефалии Украинской Православной Церкви. Если Киевский Патриархат последовательно отстаивал позицию допустимости самопровозглашения автокефалии с надеждой на ее всеправославное признание в будущем, то УАПЦ изначально указывала на необходимость перехода Киевской митрополии (или ее части) в юрисдикцию Константинопольского Патриархата с последующим получением от него Томоса о церковной независимости. В этой связи следует отметить, что "автокефальность" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" является условной и содержится лишь только в наименовании данной религиозной организации. Еще в июле 2010 г. Архиерейский Собор УАПЦ официально отказался от претензий на автокефальное существование и признал своим Первоиерархом Патриарха Константинопольского Варфоломея, имя которого стало возноситься на всех богослужениях, совершаемых Предстоятелем УАПЦ. Последовательно придерживаясь избранной позиции, Архиерейский Собор УАПЦ, проходивший 23 сентября 2011 г., выдвинул непременным условием своего объединения с УПЦ КП одобрение со стороны Вселенского Патриархата. Иными словами, Киевскому Патриархату было предложено отказаться от избранной им позиции и полностью изменить образ экклезиологического мышления.

 Пойдя по пути, предложенному "Украинской Автокефальной Православной Церковью", Киевский Патриархат должен признать над собой верховную власть Константинопольского Патриарха. Естественным следствием такого деяния должна стать ломка самосознания иерархии, духовенства и верующих Киевского Патриархата, воспринимающих себя членами уже исторически состоявшейся Поместной Церкви, общеправославное признание которой якобы является вопросом времени. Для желанного объединения с УАПЦ последователи Киевского Патриархата должны признать ограниченный характер собственной церковной независимости, при котором они являются всего лишь одной из разрозненных частей другой Поместной Церкви (причем, не самой каноничной) и уж никак не могут претендовать на статус патриархата.

 Еще одним следствием выполнения условий, выдвинутых Архиерейским Собором УАПЦ, должно стать более корректное отношение Киевского Патриархата к церковной линии Патриарха Константинопольского. Неодобрительный тон в отношении Предстоятеля Вселенского Патриархата за последние годы стал уже неотъемлемой частью риторики "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко), пытающегося таким образом оправдывать верность избранного им пути.

 Переориентация с позиций самопровозглашения автокефалии на путь вхождения в юрисдикцию Константинопольского Патриархата должна повлечь за собой и отказ "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" от литургического общения с другими неканоническими образованиями ("Черногорской Православной Церковью", "Православной Церковью Италии").

 Опасаясь поглощения Киевским Патриархатом, "иерархи" УАПЦ полагают необходимым даже после объединения с УПЦ КП сохранить свою внутреннюю автономию, сосредоточенную вокруг уже сложившихся органов управления. Таким образом, новое неканоническое религиозное сообщество, возникшее в результате слияния "Украинской Автокефальной Православной Церкви" и Киевского Патриархата, предполагает фактически независимое существование в его границах Предстоятеля, Архиерейского Собора и епархий УАПЦ.

 Одним из препятствий на пути установления полного канонического единства с Киевским Патриархатом Архиерейский Собор УАПЦ назвал канонический статус Предстоятеля УПЦ КП "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Филарета (Денисенко), лишенного архиерейского сана и отлученного от Церкви решениями Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1992 и 1997 гг. Полагая необходимым "дополнительное каноническое изучение" этого вопроса со стороны Вселенской Патриархии, "иерархи" УАПЦ тем самым предлагают Константинопольскому Патриархату дать оценку канонического положения всей "иерархии" УПЦ КП, рукоположенной при самом непосредственном участии подвергнутого экскоммуникации Филарета (Денисенко). Если предположить наличие у Константинопольского Патриархата прямой заинтересованности в объединении крупнейших неканонических церковных образований на территории Украины, то прямым следствием этого может быть применение принципа икономии (канонического снисхождения) в отношении "иерархии" Киевского Патриархата. Возможность развития подобного сценария "преодоления" украинского раскола чревата резкой поляризацией православного мира и крупнейшими нестроениями в межправославных отношениях, способными значительно ослабить братские отношения между Поместными Православными Церквями.

 В настоящее время Киевский Патриархат еще не озвучил свою официальную позицию относительно принципов объединения с "Украинской Автокефальной Православной Церковью". По этой причине представляется преждевременным говорить о готовности УПЦ КП к отказу от собственной самодостаточности и признании над собой верховного авторитета Константинопольского Патриархата. Если же этого не произойдет, то все заявления о начале нового этапа в построении канонической автокефалии Украинской Православной Церкви можно считать блефом и очередной попыткой украинских неканонических сообществ напомнить о собственной значимости.

 Материалы по теме содержатся также в Библиотеке портала "Анти-раскол":

 Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство