Протоиерей Вениамин Жуков об истории влаимоотношений РПЦЗ с "Синодом Противостоящих"

 Еще и еще всплывают воспоминания. Из прогнозов Архиепископа Антония Женевского относительно действий на нашу Церковь старостильных греков выделяется тяжелыми последствиями прием в общение митроп. Киприана Филийского.

 Как я Вам писал в первом письме, Владыка опасался, чтобы мы не стали на одну из сторон в взаимной "войне" между старокалендарными греческими синодами, которые очень желали бы использовать союзнический авторитет РПЦЗ как последний веский аргумент в своей правоте. Об этом он ясно говорил, незадолго до своей кончины, на епархиальном съезде в 1992 г.

«Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции под председательством «митрополита» Киприана (Куцумбаса)

 Казалось, что закончился для нас эксперимент с греками с момента, когда в 1978 г., они крестили, рукоположили и сделали экзархом на Португалию нашего священника Жан Роша[1]. Вышло, как будто Хризостомовцы и Матфеевцы использовали Зарубежную Церковь для создания своего епископата, а потом "отпустили с миром", да не совсем.

 Однако, опыт с греками 60-70 годов нам не послужил. И когда осколок от Хризостомовцев вырос в синод митр. Киприана, и когда возобновилось к нам движение с целью установления евхаристического общения, мы его встретили с новым интересом!...

 Только наш Вл. Антоний, проученный горьким опытом, решительно отказался от новых экспериментов и от встреч с митр. Киприаном. Но ряд сложившихся обстоятельств не был ему в помощь. Во-первых, в монастыре митроп. Киприана, наше духовенство встречали с распростертыми руками и фотографировались. Эффектны были фотографии, на которых светился архиеп. Лавр или еп. Иларион вместе с митроп. Киприаном. Во-вторых, священнослужители нашей епархии – протоиерей Михаил де Кастельбажак, его сын иерей Квинтин и протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, стояли горой за митроп. Киприана (дочь о. Михаила, мон. Серафима, давно подвизалась в монастыре свв. Ангелов). В-третьих, широко распространенные видеозаписи, составленные митроп. Киприаном, разоблачали вовлечение православных в экуменические действия и свидетельствовали о противостоянии им митроп. Киприана.

 Но пока общение с митроп. Киприаном происходило частным порядком, в Зарубежной Церкви не возникало богословских споров на эту тему.

 Опасения Вл. Антония сказались тогда, когда в июле 1994 г., уже после его кончины, РПЦЗ вступила в общение с митроп. Киприаном. Это событие породило глубокое разногласие, расстроившее внутреннее состояние нашей Церкви.

 Среди причин разногласия – в первую очередь ставится экклезиология митроп. Киприана. Говорят, что в ходе времени он менял или уточнял свои изложения по этому вопросу. Остается неудобоваримым понятие "больных" церквей. Спрашивается, как и когда наступит их врачевание? – На каком Соборе, включающем "больных" и "здоровых"? Непонятно, кто кого будет врачевать? Где Церковь врачующая? Нам известно, что в Церкви имеются "больные" люди - грешники, и что благодатная Церковь их врачует чрез таинство покаяния, в конце которого читается молитва о присоединении больного (грешника) к Святой Христовой Церкви. Когда сам митроп. Киприан не признает за собой врачующую "компетенцию" над больными церквами, как возникнет врачующая благодать на соборе, объединяющем "больных" и "здоровых" церквей?! На почве столь незаурядной экклезиологии появились богословские вопросы, они вскружили головы тем, кому это прежде и на ум не приходило, а вместо ответов одна путаница, тут и началось разномыслие и разногласие.

 В 1995 г. Западно-Европейские архиереи отреагировали круто на принятие в общение митроп. Киприана.

 Вл. Серафим писал : "Всё большее соучастие наше, в лице наших Архипастырей, со всеми этими группировками подсказывает нам, что теперь наступило время осознать опасность принятого, было, решения о вхождении с ними в литургическое общение... Мы ничего в этом не выигрываем, но скорее – теряем! А они полностью выигрывают и по мере того, что всё это безнаказанно проходит, стремятся и будут стремиться нас ввязывать на большее... после признания Заруб. Церковью этих группировок, в среде нашего духовенства епархии, появился червь разномыслия. Да какие-нибудь два или три священнослужителя мыслят по иному и тем вносят диссонанс в нашу единую семью".

 Вл. Варнава писал : "Напоминаю, что на юбилее Курско-Коренной ик. Б.М. св. Дары – при сослужении митрополитов Власия и Киприана - были опрокинуты".

 Вл. Амвросий писал: "я никак не могу убедиться в каноничности этих двух организаций (включая румынского старостильного Митр. Власия)... на счет митр. Киприана, хочу подчеркнуть отвратительную репутацию, которой он пользуется у Греков различных толков... он не постыдился заключить самые позорные союзы с другими очень подозрительными и безнравственными личностями, например: "митрополитом" Евлогием (Хесслером) в Италии или "митрополитом" Гавриилом" (Роша) в Португалии, сбежавший от нас клирик... К этому добавляю, его гнусное поведение с коммунистическим румынским президентом Илиешку, которому он подарил икону".

 Последовавшая реакция от митроп. Киприана только подлила масло в огонь, разгоревшийся в нашей среде.

 В 1996 г. Митроп. Киприан предпринял созыв в Фили нечто наподобие Вселенского Собора, с целью мирового осуждения экуменизма. Был приглашен наравне с Болгарской и Румынской старостильными церквами и наш Митрополит, причем программу на повестку дня Митр. Киприан разослал всем нашим архиереям для отзыва. Митр. Киприан становился в глазах у многих Председателем некоего "Вселенского" движения. Вообразите, на каком месте сидел бы Митрополит Виталий на "Вселенском Соборе Противостоящих"?!

 16/29 октября 1996 г. Митроп. Виталий обратился по этому поводу к своим собратьям: "Все мы получили от греческого Митрополита Киприана письмо с большими предложениями. Мне кажется, что никто из нас не должен ему лично отвечать, ибо в этом кроится большая опасность, что мы все, каждый из нас, будем отвечать по разному. Может быть, в этом и есть желание греков нас, уже сейчас, немножечко разделить... Я ему отвечу сейчас, что на будущем Синоде мы ответим все вместе одним посланием."

 Из Доклада Архиепископа Серафима Брюссельского и Западно-Европейского Архиерейскому Собору 1998 года: "... лет 5 тому назад, наш Синод ... вошел в общение с группами греч. старостильников и румынских. То есть "выдал им диплом их каноничности".

 Среди доброй дюжины существующих (и враждующих между собою) греческих или иных старостильников – выбор пал не по признаку их каноничности (ибо все они без исключения – самосоздавшиеся!), а по каким-то иным, субъективным причинам. И вот они для нас стали каноничными!...

 На послед­нем нашем епархиальном Съезде уже почувствовался появившийся разлад, антагонизм среди нас! Между священнослужителями несочувствующими движению в Фили и сочувствующими!...

 И это настолько серьезно, что я вижу, что епархиальный Съезд нашей епархии, кото­рый должен состояться через год или, в крайнем случае, через 2 года, созывать в настоящем положении немыслимо...

 Где те наши епархиальные Съезды прежних годов, которые давали нам новые силы, но­вые импульсы (как бы зарядка электрической батареи) на последующие год, два?! Где наши прежние епархиальные Съезды, после которых мы рассылали наши Послания, начинающиеся словами "собранные здесь в любви и единомыслии?!" Таковые мы теперь здесь иметь не можем и не по нашей вине... Ущерб нам извне!".

 Вот какие были последствия от принятия в общение в 1994 г. митроп. Киприана!

  • [1]  Указ Архиепископа Антония Женевского и Западно-Европейского № 607 от 28 октября/ 10 ноября 1978 г.: "Архиепископ Авксентий, возглавляющий одну из группировок старостильников в Греции, принял незаконно в свою юрисдикцию, без нашего канонического отпуска, священника Жан Роша (Jean Rocha), начальника Православной Португальской Миссии в Лиссабоне. Он совершил еще большее беззаконие тем, что крестил священника Ж. Роша, его рукоположил заново в священника и, без нашего ведома, его хиротонисал в "епископа"! Такие незаконные, антиканонические действия Архиепископа Авксентия заслуживают порицание, и нас вынуждают прекратить всякое молитвенное общение с ним, как и с ново хиротонисанным "епископом"! Сим уведомляем к исполнению все духовенство епархии" (перевод с имеющегося у нас французского текста)

 Протоиерей Вениамин Жуков - секретарь неканонической РПЦЗ(В-А)

 Источник: pisma08.livejournal.com

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология