О возможной канонизации монахини Алипии

Это не есть законченный материал. Это попытка создания материала. И этот пост - первый шаг в такой попытке. В этом году в СМИ прошла информация со ссылкой на главу Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна (Сиопко) о том, что очень скоро возможна канонизация монахини Алипии (Авдеевой) (+1988). К личности монахини Алипии довольно много вопросов и очень неприятно, когда такие вопросы начинают появляться уже после канонизации, как в случае с Матроной Московской.

 Тезис первый: источники жития. Напомню, что практически единственным источником жития Матроны московской, является свидетельство Зинаиды Ждановой, которая лично знала Матрону (Матрона жила у нее последние годы перед смертью), это свидетельство было оформлено в книгу «Сказание о житии Блаженной старицы Матроны». Книга совершенно антицерковная, наполненная всякого рода суевериями. Но именно на основании свидетельства Ждановой было составлено официальное житие Матроны Московской – оно только подверглось редакции, из него вырезали совсем уж одиозные моменты, а менее одиозные попытались истолковать иносказательно». Не стану подробнее распространяться о Матроне, интересующихся отошлю к книге о.Андрея Кураева «Оккультизм в православии».

 С Алипией, несомненно происходит нечто подобное. Книги о ней также наполнены сомнительными моментами. Напомню:"в голосеевском доме обитало множество котов. С ними было связано нечто таинственное. Очевидно, они тогда пребывали на службе у матушки, деля с ней труды по исцелению ближних. Мать Алипия несла тяжелый крест, вымаливая больных, и звери ей в этом помогали. Чувствуя, что человеку плохо, четвероногие друзья подключаются на расстоянии и посылают больному земную нежность свою. Матушкины котики были больные, с гнойничками, с сухими лапками. Звери как бы принимали удар на себя. Такой порченый народ приходил, что, подключая на помощь зверушек, матушка истощала природу, и она мучилась. Курочки тоже были тощие, шелудивые. "Почему у вас звери такие больные?" –– однажды спросили матушку. "Люди блудно живут, кровосмешение желают, все отражается на тварях земных". Отгонит, бывало, врага от человека, тот разозлится, в картошку уйдет. Все грядки в соку, а один куст завял, сморщился –– нечистый дохнул. Природа страдает за согрешившего человека, ибо берет его грех на себя... Разумен рядом со старицей был и растительный мир. Духи леса голосеевского были почтительны к матушке. И земля была для нее живая. Одна женщина упала, ушиблась. "Поезжай туда, где споткнулась, скажи: «Мать-земля, прости меня». Она наказала, а ты смирись, мать у нас справедливая"... Птицы небесные –– надежные предстатели пред Господом. Во многих случаях, когда надо вымолить грешную душу, старцы благословляют кормить голубей. Вот и матушке Алипии было виднее, за кого какую жертву принести. За одних подавала на панихидный стол, других вручала предстательству голубиному".

 Однако и церковные издания об Алипии представляют всего лишь «лайт» версию псевдоправославных источников. И вот здесь мы подходим к следующему важному моменту.

 Тезис второй: образ канонизации. То, что может быть канонизирован не святой, это очевидно плохо. Но ещё хуже, если святой будет канонизирован в угоду народным верованиям. Прославление в лике святых земной церковью святому не нужно (он у Бога и так прославлен), это нужно нам – ныне живущим. И от того, как прославлен тот или иной святой зависит многое.

 Довольно пообщаться с большей частью почитателей, как Матроны, так и Алипии, чтобы понять – народу не интересен Христос, не нужно покаяние и исправление греховной жизни. К «блаженным матушкам» идут за чудесами, за пророчествами, за исцелениями, за решением семейных или бытовых вопросов. Это всё хорошо, если не поставлено во главу угла. А мы сейчас имеем «радость» наблюдать, за церковными реверансами в сторону «народного православия» с его дремучими полуязыческими верованиями.

 И под конец. Наверняка есть ещё живые свидетели, которые могли бы без прикрас рассказать о монахине Алипии. Увы, нам обычно попадается мутная псевдоправославная жижа.

 Отдельно отмечу, что современник Алипии, ныне покойный духовник Киевской епархии протоиерей Михаил Бойко, служивший в Демиевском храме, куда захаживала Алипия, очень настороженно отзывался о личности своей бывшей прихожанки и считал, что вместо разговоров о юродстве и канонизации м. Алипии следовало бы говорить о ее псевдоюродстве и злоупотреблениях людской доверчивостью.

 Источник: bizantinum.livejournal.com

 Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология