Приложение I. Идейные предтечи курса УРПЦ

 Рассмотрение истории формирования УРПЦ необходимо дополнить историей идей ее предшественников, на которых прямо ссылается глава УРПЦ С.Журавлев.

 Обвиняя Православную Церковь во всевозможных заимствованиях, и стремясь выдать свои еретические идеи как «православное учение», Сергей Журавлев все свои идеи «поновления Церкви» перенял у своих предшественников-реформаторов. Среди них особо можно выделить следующих.

 1.1 Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис

 Часто он ссылается на канонизированного АПЦВ патриарха константинопольского Кирилла Лукариса (1572-1638), чье изложение Православной веры «является фундаментальным для всей Реформаторской Православной Церкви»[203].

 Известно, что в молодости Кирилл увлекался учением Фомы Аквината, а впоследствии, разочаровавшись, единственной альтернативой томизму стал считать протестантизм. Сблизившись с кальвинистским богословом Корнелием Хагой, он всецело стал искать именно в кальвинизме аргументы против распространения католицизма. И уже во время «пленения» кальвинизмом, Кирилла избрали патриархом Константинопольским (1612 г.). Спустя 17 лет в Женеве был издано составленное им «Исповедание веры православной» на латинском языке. В предисловии Кирилл заявил, что данное исповедание изложено им «именем всех христиан в целом», однако изучение данного документа показывает, что составлено оно скорее именем христиан-кальвинистов, чем православных. Текст «Исповедания» совершенно протестантский по своему содержанию и вдохновению, и по словам прот.И.Мейендорфа «целиком формулирован в кальвинистских терминах»[204].

 «Исповедание» Кирилла Лукариса осудили подряд шесть соборов: Константинопольский 1638 г. (на котором было анафематствовано не только «Исповедание», но и сам Кирилл Лукарис), Киевский 1640 г., Ясский 1642 г., Константинопольский 1672 г., Иерусалимский 1672 г. и Константинопольский 1691 г.[205] Сергей Журавлев признает приведенное в «Житии Святителя Кирилла» мнение проф. И. А. Мейера (в оригинале — «Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса»[206]), что кальвинисты Корнелис Хага, Эйтенбогарт и купец Давид де Вильхем «сумели оказать большое влияние на Кирилла»[207], а издание «Исповедания» («кальвинистского документа») реализовало стремление «патриарха-протестанта» показать Западу сколь близки друг другу доктрины полученных митр.Кириллом из Голландии «Нидерландского исповедания веры» и «Гейдельбергского катехизиса» со взглядами самого Кирилла Лукариса.

 Таким образом «Изложение» представляет собой не изложение «истинно-православных» догматов, а лишь результат постепенного проникновение западных католических и протестантских влияний в православное богословие.

 Наряду с Кириллом Лукарисом, С.Журавлев приводит в пример «великого реформатора» обер-прокурора И.И.Мелиссино, канонизированного УРПЦ за «составление полной программы Православной богослужебной и вероучительной реформации - книги под названием «Пункты»[208], в которой тот предлагал отменить обычай поминовения усопших.

 1.2 Лидеры Обновленческого движения нач. ХХ века

 Образцовым для современных реформаторов является опыт обновленцев ХХ века, которых С.Журавлев именует сильными и смелыми реформаторами: Антонина (Грановского), свящ.Александра Введенского и особо Иоанна Альбинского как женатого «архиерея». Многие из них канонизированы АПЦВ, а Обновленческое движение в статьях С.Журавлева именуется «великим и благородным делом»[209].

 Но лишь полное незнание истории Церкви ХХ века или же намеренное стремление ввести в заблуждение позволяет современным обновленцам канонизировать своих предшественников, а все движение обновленцев именовать «святым»[210].

 Так известный обновленческий лидер свящ.А.Введенский признавал, что он «шел в церковь с твердым намерением сокрушить казенную церковь, взорвать ее изнутри»[211]. Интересная параллель есть в «чудесах» С.Журавлева. Если обновленцы пытались «взорвать» Церковь, то неообновленец С.Журавлев пытается Ее «сбить машиной»: ему было открыто, что как сбитый его машиной школьник остался жив, так воскреснет и Православие[212].

 Накануне обновленческого собора 1923 г. он сказал: «Необходимо практически пересмотреть все церковное учение. Здесь и догматика и этика. Богослужебная реформа необходима нисколько не меньше... Тихоновская церковь не желает реформы: косная по психологии, реакционная политически, она реакционна и в религиозной области...Никакие обоснования уже изжитого невозможны; реформа церкви, реформа самая радикальная неизбежна» («Известия» 28.04.1923[213]).

 УРПЦ поддерживает абсолютно все решения и практику обновленцев нач.ХХ века, включая постановления обновленческих соборов.

 Второй Поместный Собор Обновленческой Церкви, проходивший с 29 апреля по 9 мая 1923 г., постановил перейти на новый календарь, разрешил второбрачие священников и брачный епископат и заочно судил св.Патриарха Тихона, приговорив его к лишению всех церковных званий, в том числе и монашества. Это постановление в числе других подписал и Антонин (Грановский).

 Сравнение программ церковных реформ обновленчества 20-х гг., конца ХХ в. - нач. ХХI в., показывает полное совпадение подходов и преемственность целей в вопросе «тотального реформирования» Церкви. Деятельность современных реформаторов имеет очевидную преемственность с обновленческими иереями, мечтавшими о епископских митрах в нач. ХХ века. В 1923 г. вопреки решению VI Вселенского Собора женатый епископат и второбрачие овдовевших священников были санкционированы на обновленческом соборе, где арестованный св.патриарх Тихон Исповедник был не только «извергнут из сана», но и из монашества.

 Только полная церковно-историческая безграмотность или же нравственная беспринципность позволяют Сергею Журавлеву в своих статьях называть свт. Тихона Московского святым патриархом Российской Православной Кафолической Церкви» и далее цитировать работу «прогрессивного и смелого реформатора» Александра Введенского под названием «За что лишили сана патриарха Тихона?»[214]. Указанный свящ.Александр Введенский был анафематствован свт. Вениамином Петроградским за бунт против Патриарха и правящего архиерея.

 История развития русского обновленческого движения начала и конца XX в. характеризуется в первую очередь оторванностью от церковной среды, отчего даже усиленная помощь органов ГПУ в те времена не смогла наполнить пустующие храмы обновленцев. Церковь осталась верной своему патриарху свт. Тихону Исповеднику, так как понимала, что этот новаторский эксперимент вдохновлен безбожной властью, а не стремлением истинного духовного возрождения русского народа.

 Анализ документов так называемого "Президентского архива", собранных и аннотированных академиком Н. Н. Покровским и С. Г. Петровым, доказал, что как раскол обновленчество было запроектировано, спланировано и разработано Троцким, а проводилось в жизнь ГПУ по распоряжению и инструкциям Политбюро[215].

 В частности Обновленческий собор 1923 г. готовился, проводился, контролировался и управлялся структурами ЦК РКП (б) и ГПУ, включая региональные подразделения последних[216].

 Однако факты сотрудничества обновленцев с безбожной властью неообновленцы игнорируют, уличая в этом не «обновленные Духом Святым общины реформаторов»[217], а лишь священноначалие РПЦ.

 1.3 Возникновение феномена «православных харизматов»

 1.3.1 Первые крещения Духом среди украинских обновленцев

 Позже он узнал, что не только члены украинской обновленческой общины г. Бердычева именовали себя «православными пятидесятниками»[220].

 1.3.2 Первоапостол учения о глоссолалии Евсевий Стефану

 На Западе те же принципы уже несколько десятков лет воплощает «православный харизмат» архимандрит Евсевий Стефану, основатель «Центра духовного обновления» во Флориде - характерной неопятидесятнической секты, выдающей себя за православную общину.

 Этот архимандрит является первоапостолом учения о глоссолалии в греческих и сирийских приходах США. Про его признанию, крещение Духом Святым революционным образом изменило его жизнь и служение[221]. Некоторое время после «крещения Духом» он и его последователи распространяли новое учение о потерянном смысле Пятидесятницы без благословения священноначалия. Но в 1973 году архиепископ греческого епископата Сев. и Юж. Америки Иаков официально одобрил деятельность архим.Евсевия, дозволив проповедовать повсеместно о дарах Святого Духа[222].

 В 1972 г. в журнале «Логос» он попытался оправдать «приятие Святого Духа» вне Церкви, цитируя рассказ о доме Корнилия сотника (Деян:10), который получил Святого Духа прежде крещения[223]. Но разница между этими явлениями принципиальная: получение Святого Духа Корнилием с домочадцами было свидетельством того, что они уже готовы соединиться с Церковью через крещение, в то время как современные пятидесятники в своих опытах только укрепляются в своем заблуждении, что они являются спасенными христианами, имеют личные отношения со Спасителем и в общении с Православной Церковью не нуждаются.

 Вслед за пятидесятниками Евсевий Стефану утверждает, что исторический дар Пятидесятницы давал христианам способность молиться в Духе, а не знание языков народов Римской империи для научения язычников[224]. Священное Писание, святые Отцы и учители Церкви, напротив, предлагают нам понимание харизматического дара языков как помощь в распространении Евангелия на конкретных языках народов[225].

 Три волны пятидесятничества выглядят в устах Евсевия исполнением предсказания прор. Иоиля о том, что ко времени приближения Второго Пришествия Бог изольет поздний дождь. Этот образ ранних и поздних дождей является излюбленным аргументом пятидесятников в их попытках объяснить отсутствие феномена языков на протяжении всей церковной истории.

 Прекрасно понимая, что «несерьезность и опрометчивость в вопросах веры может подвергнуть опасности вечное спасение нашей души»[226], Евсевий Стефану вполне по-экуменически говорит о том, что к Крещению Св.Духом призваны все люди как в Литургических Церквях, так и в не-Литургических[227] (т.е. не имеющих фиксированного строя богослужения).

 В проповедях этого псевдоправославного харизмата из США есть много параллелей с учением С.Журавлева. Это касается апокалипсического испуга перед проникновением в Церковь лжеучений и языческих практик. Современные обновленцы убеждены, что силы тьмы проникли в Православную Церковь[228].

 Общими для этих авторов являются темы обличения формализма и клерикализма в Церкви, а также уверенность, что каждому члену Церкви необходимо иметь внешнее свидетельство переживания крещения Духом Святым[229], т.е. каждый человек должен стать явным харизматиком и чудотворцем. Однако по учению свв.отцов внешнее проявление Духа даруется только «православным христианам, достигшим христианского совершенства, очистившихся и подготовленных покаянием»[230].

 Понимая, что без наставления Св.Духа человек не постигает как молиться подобающим образом[231], что открытое признание Иисуса из Назарета Божественным Господом есть дар Святого Духа (1 Кор. 12:3), каждый православный христианин ежедневно призывает помощь Духа Святого, ожидая от Бога не экзальтаций, которые ап.Павел сравнивал с беснованием (1Кор.14:23), а реального обновления жизни.

 Напротив, православные харизматы уверены, что именно в энтузиазме, в эмоциональном подъеме выражается присутствие Духа Святого в жизни христианина. А одним из симптомов отступничества Православной Церкви видят ослабление усердия прославлять Христа вне богослужебных собраний[232].

 Как и С.Журавлев, Евсевий Стефану сохраняет внешние формы Православной традиции. К ним можно отнести использование православных облачений и использование в статьях цитат из святых отцов (чаще всего преп.Симеона Нового Богослова).

 Общим для них является и убеждение, что крещение Духом несет «новое ощущение присутствия Бога»[233]. Это духовное родство подтверждают и наличие ссылки на сайт Евсевия Стефану на Интернет-страницах УРПЦ.

 1.3.3 Православная Харизматическая Церковь (США)

 Там же расположена ссылка и на сайт т.н. «Православной Харизматической Церкви», географически расположенной в штатах Флорида и Индиана (США).

 Учение этой секты менее категорично рассматривает говорение на языках как обязательное свидетельство крещения Духом. Однако многие ее адепты считают, что обрели дар языков. Религиозное общение в экуменическом духе поддерживается со всеми христианами, принимающими Никейский Символ веры. По учению ПХЦ женщина не может стать священником или епископом, однако в соответствии с учением харизматов о пятикратном служении здесь признается, что женщина может нести иные служения (диаконское, евангелическое, пророческое и учительское). По мнению «патриарха» ПХЦ право отпускать грехи предоставлено только епископам[234].

 Предстоятель ПХЦ патр. Симеон Иоанн Первый уверен, что Православная Церковь стоит «сегодня на пороге великого пробуждения и обновления в Духе Святом, которое вскоре охватит всё Тело Христово, всё христианство, всех нас — православных, протестантов и католиков!» При этом самые большие надежды на проникновение «движения Духа Святого» в Православные Церкви он возлагает именно на Украину как колыбель Христианства на Руси[235]. Возможно, что именно с подачи этого «первоиерарха» С.Журавлев начал именовать Православную Церковь «духовным кладбищем и хранительницей не спасенных душ».

   Далее...

 К оглавлению

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология