Деятельность зарубежных псевдорелигиозных культов и вероучений в Интернете на примере "Церкви Иоанна Богослова" Олега Моленко (Урюпина)

 Доклад на XV Международных Рождественских образовательных чтениях, 31 января 2007 г.

 Для современного Казахстана, как и для других республик Центральной Азии, характерен процесс возрастания роли религии в общественно-политической жизни, расширения ее социальных, культурных, идеологических функций.

 В Центрально-Азиатском регионе в последнее время наблюдается существенная активизация деятельности иностранных религиозных миссионеров различного толка. Только по официальным сведениям секретариата совета по связям с религиозными объединениями при правительстве РК, в религиозных объединениях работают около 300 иностранных граждан.

 Особую опасность для общества представляют деятельность сект и конгрегации деструктивного толка харизматической, авторитарной, иерархической, либо теократической классификации религиозного руководства.

 Так, в сентябре 2005 года на территории г. Костанай выявлен первый последователь псевдоправославной секты «Церкви Иоанна Богослова», представляющей собой харизматическую общину, связанную с деятельностью "провидцев" и "пророков".

 О секте:

 Псевдоправославная религиозная секта «Церковь Иоанна Богослова» создана в начале 2000 года, основателем является Олег Федорович Моленко, 1954 г.р., женат, второй брак – Золотилина Галина Николаевна. Растит приемного сына Илью, проживает в г.Торонто (Канада). Ранее проживал в г.Киеве (Украина), причислял себя к последователям Русской Православной Церкви за границей, где был известен под фамилией Урюпин. Имеет контакты в правоохранительных структурах Украины. Позднее представлял церковь греков-старостельников в г.Бостон (США), где поменял фамилию и переехал в Канаду. Моленко сам участвовал в войне в Приднестровье, после судебного разбирательства в 1997 году привлекался за продажу боевого оружия, в связи с амнистией был освобожден. Организовал свою церковь в Детройте США, которая долго не просуществовала, после ухода адептов с его прихода, он переезжает в Канаду.

Олег Моленко

 О. Моленко создал сайт в Интернете на русском и английском языках. Анализ имеющихся материалов показал, что сайт востребован, пользуется популярностью среди последователей указанной "церкви" во многих концах планеты. По непроверенным данным, «Церковь Иоанна Богослова» прошла государственную регистрацию в Канаде под регистрационным номером 1401458. Имеет свои USD счета (частные пожертвования) на имя супруги Олега Моленко.

 Имеются на сайте проповеди, проводимые О. Моленко, осуществляется сбор «десятины», что было зафиксировано в письме, адресованном объекту: «Насчет десятины: собери хотя бы 500 долларов США и перешли нам. Мы пустим их на поддержание нашего нового сервера. Этот сервер с огромной памятью и возможностями, рассчитанный на предприятия среднего бизнеса в США разработан по последнему слову техники. При стоимости в 8000 долларов США он обошелся нам за 3500. Необходимо установить 6 драйверов стоимостью 700 долларов каждая. Разумеется, нужна установка его, оплата ежемесячного содержания. Только реклама нашего сайта обходится нам 800 долларов в месяц, содержание московского подворья обходится более 1000 долларов в месяц, которые покрывает десятина, собираемая в России».

 На сегодняшний момент необходимо заострить внимание на самой сущности возникновении и распространения подобных верований в РК, необходимой почве для этого и первоочередных действиях заинтересованных государственных органов в противодействии этому.

 Одна из жительниц г. Костаная «А» (частный предприниматель), стала активной сторонницей указанного религиозного течения. Вследствие возникших семейных неурядиц, она стала искать возможные пути восполнения идеологического вакуума. Выход в Интернет имела свободный, переписывалась с помощью электронной почты. Результатом стало знакомство через мировую сеть со священником религиозной православной секты, которому написала письмо. Вследствие чего она обрела «духовное спокойствие и единение», чего, с её слов, «не получила при посещении официальной православной церкви г.Костаная».

 Известно, что «А» с 17 февраля по 02 марта 2006г. по туристической визе выезжала в Египет, где, инкогнито провела встречу со священником О. Моленко, специально приехавшим для проведения религиозного мероприятия. Прошла обряд крещения, став последователем новой для неё веры (секты).

 По результатам поездки у неё наблюдалась постоянная потребность в общении с «духовным наставником и отцом», напутствовавшим её деяния практически во всех делах - духовных, бытовых и даже в интимных. Происходило т.н. «обожествление» живого человека, могущего "спасти" её в реальном мире. Она всецело стала зависеть от виртуального священника, вела постоянные переписки по электронной интернетовской почте и SМS, переговаривалась по телефону с единоверцами в РФ, Германии. Духовную обработку проводила в отношении своего ребенка, которую намерена вывести в Канаду.

 Были выявлены имеющиеся контакты «А», в том числе в г. Москве, РФ - Игорь Савостин, активный член «Церкви», имеющий высшее образование, являющийся генеральным директором ОАО «Арти». По совместительству он работает председателем Совета директоров ОАО «Экосейф-инвест», которому принадлежит 25% акций.

 Жаров Михаил, 08.09.1958 г.р., ур. г. Москва, член псевдоправославного течения. Знакомство Жарова с Урюпиным (О. Моленко) исчисляется временем работы сайта, около 5 лет, т.к. он является программистом. Познакомился со «священником» в Америке, посещая православную зарубежную общину. Продав квартиру отчима в г. Москве, Жаров вырученные деньги направил Урюпину, по отношению к нему имеет «собачью преданность» и непоколебимую веру в его святость. В марте т.г. Жаров М. обвенчался с помощью Моленко, с членом их организации Родиной Еленой.

 Изредка переписка велась с жителем г.Челябинска РФ (Sergey Obykhod), в которой говорится: «из всех чад нашей церкви вы находитесь на наиболее близком от меня расстоянии». Ему 20 лет, учится в Медицинской академии г.Челябинска, окончил 3 курс. С «Церковью Иоанна Богослова» познакомился с конца 2003 года, а летом 2004 года крестился в г.Москве.

 Кроме вышеперечисленных людей, известны также бывшие последователи секты <...>. На территории РК выявлен один последователь секты - Вторых Ирина, житель г. Алматы.

 Далее выяснено, что на сайте О. Моленко ведется скрытая борьба с Русской Православной Церковью, имеются нелестные высказывания в адрес Московской Патриархии, которую они называют «лжецерковью», а её священников «эмпэшными попами». Содержатся признаки религиозной и межконфессиональной нетерпимости, межрелигиозной и расовой вражды, могущие нанести урон физическому и психическому здоровью граждан, вызвать обострение межконфессиональных отношений, создающие реальную угрозу безопасности общества. В материалах сайта «Проповедь всемирного покаяния» можно встретить националистические аспекты: «Каким образом высшие расы должны господствовать?» Ответ, что «в скором времени белая раса будет преобладать над семитской численно и силой». «Что семиты (иудаизм и позднее ислам) имеют подчиненное значение к христианам; при сохранении своих не богоугодных верований им нет места среди христиан, но рабами им они не будут».

 Обращение в сектантскую веру «А» явилось следствием отсутствия взаимоотношений между супругами, со своим супругом она была готова пойти на развод. Для этого «священники из далека» готовы оказать посильную финансовую и юридическую помощь «А», в том числе найм хорошего адвоката в г. Костанае. В письме сказано, что «о деньгах на гонорар не заботься, ибо мы поможем от Церкви, чем сможем», для этого «адвокат должен сообщить сумму требуемого им гонорара и номер своего счета». Далее расписывается процедура проведения разводных тяжб и приводится фабула заполнения письма для передачи адвокату, официально заверенного нотариусом, чтобы в дальнейшем могла существенным образом повлиять на результат судебного разбирательства.

 Был собран достаточный материал в сети Интернет о деятельности данной секты на постсовестском пространстве, организован форум, в котором были собраны мнения, ссылки, вопросы-ответы, в том числе компрометирующего характера в отношении О. Моленко.

 В результате о негативной деятельности общины в областной газете «Костанайские новости» (КН) вышли статьи разоблачающего характера: «Сам себе святой или продам веру за 600 долларов», «Маленький скандал – ключ к большому имиджу?». После чего в адрес редакции «КН» посыпались нелестные высказывания и угрозы со стороны последователей секты из-за рубежа (всего около 60 писем).

 Приезд в Костанайскую область Архиепископа Уральского и Гурьевского Антония пришлось кстати. Журналист «КН» взял у Владыки интервью о деятельности антиправославной секты «Церковь Иоанна Богослова». Его слова, как веское доказательство, подпитанные словами бывших последователей секты, проживающих в Германии, РФ и Украине, было опубликовано в статье «КН».

 Эти статьи стали поводом для начала судебных разбирательств между истцом зарубежной «Церковью Иоанна Богослова» и редакцией «Костанайских новостей». Нанятому адвокату ими были отправлены необходимые документы секты.

 Интересна переписка О. Моленко и «А»: «Все будет зависеть от тебя и промысла Божьего. Во всяком случае я тебя никогда не оставлю. Ты мне люба, приятна и мила, любезна и очень нравишься своим отношением и смирением. Я хотел бы всегда иметь тебя рядом во всех смыслах. Я тебя очень люблю, ценю и очень расположен. Пока у тебя есть муж, я связан и кроме молитв и благословений ничего не могу. Надеюсь, господь все разрешит самым полезным образом. Но запомни, что не зря тебе Господь дает такую любовь и привязанность ко мне грешному. Ты моя любимая духовная дочь, но ты моя любимая и самая желанная женщина, друг, т.е. чтобы нам быть всегда рядом или поблизости! Если надо, то я готов (если ты найдешь себе мужа по сердцу) восполнить и тот возможный у тебя недостаток мужской любви, ласки и внимания, чем ты обделена и при муже».

 Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может сдержать их распространение по странам СНГ, сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. А для этого такой информацией должны владеть пастыри, катехизаторы, учителя и активные миряне.

 Юлия Денисенко, директор Центра помощи пострадавшим от деструктивных сект (Казахстан)

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология

купить деревянный дом в Москве