Премьер-министр Абхазии СЕРГЕЙ ШАМБА: "Если официальная Абхазская Церковь потребует вернуть ей новоафонский храм, незаконно захваченный Священной митрополией, мы это поддержим"

 "Портал-Credo.Ru": Сергей Миронович, почему действующая власть Абхазии выступила на стороне противников создания Священной абхазской митрополии?

 Сергей Шамба: Все довольно просто. Независимое абхазское государство всегда противостояло и намерено противостоять впредь любым попыткам дестабилизации ситуации в стране. Между тем, последние события в Новом Афоне как раз и создали условия для раскола, причем как в абхазском обществе, так и в самой православной Церкви. А всякий раскол – это, прежде всего, повод к эскалации конфликтов.

 Наблюдая последствия новоафонского раскола – я имею в виду разделение в обществе, – никак нельзя утверждать, что он привел к миру и согласию. К тому же то, что сегодня происходит в Новом Афоне, по сути незаконно, деструктивно и ни в коей мере не соответствует православным канонам.

- Означают ли Ваши слова, что Абхазская Православная Церковь, если можно так выразиться, "не доросла" до обретения самостоятельности?

- Абсолютно не означают. На самом деле мы все, граждане Абхазии, выступаем за автокефалию нашей православной Церкви. Причем, надо заметить, АПЦ уже сделала весьма серьезные и взвешенные шаги в этом направлении.

 Отделившись от Грузинской Церкви, Абхазская Церковь сегодня фактически является независимой Церковью. Таким образом, утверждая, что только они являются "подлинно автокефальными", клирики т.н. Священной митрополии вводят народ в заблуждение.

 Совсем другое дело – это вопрос признания иными поместными Церквами, с которым пока ситуация обстоит сложно. Правда, сегодня АПЦ де факто признана Русской Православной Церковью Московского патриархата, которая оказывает нам существенную поддержку – в том числе рукополагая абхазских священников.

 Вообще-то, признание Абхазской Церкви – даже более сложный процесс, чем международное признание нашей республики на политическом уровне. Поэтому спешить в вопросах признания ни в коем случае не следует. Вместо этого, набравшись терпения, необходимо вести кропотливую дипломатическую работу.

 В конце концов, как известно из истории, когда-то даже РПЦ МП не признавали автокефальной Церковью на протяжении ста с лишним лет. Впрочем, я уверен, что Абхазскую Церковь признают гораздо раньше этого срока. Все-таки в наше время подобные вопросы решаются быстрее, чем в средние века.

- Скажите, как восприняли события в АПЦ представители российского руководства – как духовного, так и светского? На этот счет, если Вы в курсе, существует немало различных версий.

- Не стану отрицать, у меня были переговоры с руководством РПЦ МП и, кроме того, с представителями Министерства иностранных дел РФ, где мне было сказано открытым текстом, что новоафонский раскол будет иметь серьезные последствия. Причем, вполне вероятно, далеко не только в области церковных взаимоотношений.

 На мой взгляд, нежелательное осложнение отношений с Российской Федерацией, возникшее из-за прихоти нескольких клириков АПЦ, – это еще одна причина для того, чтобы убедиться в бесперспективности пути, избранного инициаторами создания т.н. Священной митрополии.

- Лично Вы знакомы с кем-то из новоафонских священников?

- Конечно. Я неоднократно встречался с о. Андреем (Ампаром) и о. Дорофеем (Дбаром), вел с ними многочасовые доброжелательные беседы. Но так и не увидел со стороны моих собеседников какой-либо конструктивной позиции.

 Скажу Вам больше: мы предложили им компромиссные варианты, пообещали обратиться с просьбой к РПЦ МП отменить распоряжение о запрете на священнослужение о. Дорофея и после этого совместно решать проблемы автокефалии Абхазской Церкви. Но в ответ на эти предложения получили ничем не мотивированный отказ.

 Судя по всему, о. Дорофей и о. Андрей заведомо избрали для себя путь конфронтации, и изначально не собирались идти на компромисс с кем бы то ни было. Что ж, это их личный выбор, за который они должны нести ответственность перед теми прихожанами, которых они ввели в соблазн, выдав раскольническую структуру за истинную православную Церковь.

- Как Вы считаете, насколько соответствовало церковным правилам назначение настоятелем Новоафонского монастыря игумена РПЦ МП Ефрема (Виноградова), которое и стало формальным поводом для майских событий, приведших к учреждению Священной митрополии?

- Насколько мне известно, назначение о. Ефрема было заранее согласовано со всеми клириками АПЦ, в том числе и с о. Андреем (Ампар) (о. Дорофея тогда не было в Абхазии). Все они единогласно и со смирением поддержали это решение, и только после этого о. Виссарион (Аплиаа) поехал в Москву и попросил Святейшего Патриарха Кирилла (Гундяева) отпустить о. Ефрема служить в Абхазию.

 К сожалению, в Абхазии катастрофически не хватает своих кадров во многих сферах жизни. Это наша национальная беда, особенно обострившаяся после абхазско-грузинской войны. Если бы у нас все церковные кадры были нормальные и вменяемые, они бы с самого начала руководили бы монастырем, и тогда не пришлось бы приглашать священников из России.

 Однако, как мне кажется, о. Андрей и о. Дорофей, вместо того, чтобы самоотверженно работать во славу Церкви и абхазского народа, принялись инспирировать какие-то конфликты, интриговать, проявлять непомерные личные амбиции. В итоге мы имеем то, что имеем.

- 23 мая в Новом Афоне отмечали день святого апостола Симона Кананита. Вы присутствовали на литургии, которую провел в палатке, установленной рядом с храмом Симона Кананита, и.о. управляющего "официальной" АПЦ иерей Виссарион (Аплиаа), и Ваше присутствие на этом богослужении многие восприняли как открытый демарш против "новоафонского раскола". Интересно, с тех пор что-то изменилось в Вашем отношении к клирикам Священной митрополии?

- Да ничего не изменилось. К тому же, по большому счету, я не против молодых священников выступал и выступаю, а за единство АПЦ.

- Ходят слухи, что вскоре после президентских выборов власти намерены применить против новоафонских священников силовые действия, изгнав их из монастыря...

- Я Вам скажу, откуда все это взялось. Однажды, встречаясь с о. Дорофеем и о. Андреем, я им прямо сказал: "Ребята, мы, руководители страны, на вас смотрим как на будущее Абхазской Церкви. Давайте мы извинимся перед о. Ефремом (Виноградовым), отправим его домой, а кого-то из вас сделаем настоятелем Новоафонского монастыря, какого хотите прихода, только не надо раскола. Пожалуйста, проводите собрания, работайте на Грецию, на Запад, на кого хотите, но не раскалывайте нашу Церковь, самочинно назначая своего кандидата в епископы".

 Но они вновь не захотели меня услышать. Тогда я сказал жестко: "Если вы рассчитываете, что вам оставят незаконно захваченный вами новоафонский храм, вы ошибаетесь, потому что храм находится в собственности у Абхазской Православной Церкви, и если она потребует его освободить, мы это поддержим".

 Вот и все. А потом кто-то – и я даже догадываюсь, кто именно – стал распускать провокационные слухи про то, что власть собирается разогнать т.н. Священную митрополию чуть ли не с помощью спецназа. Думали бы прежде, чем такое говорили. Никто никого силой разгонять не собирается.

  Беседовал Александр Суздальцев

 Источник: Портал-Credo.Ru

 Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке
goroad.ru люстра для джипа goroad.ru

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология

лечение от алкоголизма в днепре читать ramzanov.dp.ua