Первое незаконное провозглашение автокефалии Украинской Православной Церкви (1919 г.)

Киевский Михайлов Златоверхий монастырь. Открытка нач. ХХ ст.В октябре-ноябре 1918 г. в Киеве проходила III сессия Всеукраинского Церковного Собора, во время одного из заседаний которого выступил министр исповеданий украинского Правительства Александр Лотоцкий. От имени государственной власти министр внес предложение пересмотра канонического статуса Украинской Православной Церкви в пользу установления автокефалии. В качестве аргумента в пользу данного предложения А. Лотоцкий выдвинул формулу: "В независимом государстве должна быть независимая Церковь". Несмотря на то, что предложение провозглашения автокефалии было отклонено участниками Собора, государственная власть к исходу 1918 года окончательно определиласть с приотритетным направлением развития религиозной политики в Украине.

14 декабря 1918 г. в результате военно-политического переворота правительство гетмана П.П. Скоропадского было низложено, а к власти в Украине пришла националистически ориентированная Директория во главе с Симоном Петлюрой. Одним из первых законодательных актов нового правительства стал закон от 1 января 1919 г., определявший правовое положение Украинской Православной Церкви в украинском государстве. Не согласовывая свои действия с каноническими нормами церковной жизни и позицией Всеукраинского Церковного Собора, Директория провозгласила Украинскую Православную Церковь автокефальной. Более того, для управления делами Украинской Православной Церкви закон предполагал образование Украинского Церковного Синода, члены которого назначались правительством и все решения которого вступали в силу только после их утверждения правительством.

Принятие закона от 1 января 1919 г. грубейшим образом попирало православные каноны и вековые нормы организационного устроения Православной Церкви. Вполне естественно, что подавляющая часть  украинского духовенства и мирян не поддержала притязания правительства С.Петлюры на неканоническое созание марионеточной национально ориентированной автокефальной Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Среди священноначалия один лишь епископ Екатиринославский Агапит (Вишневецкий) прельстился идее автокефалии. Вполне вероятно, что в его действиях по поддержке религиозной политики Директории присутствовал и элемент личной выгоды. На такие размышления подталкивает уже тот факт, что в годы обучения С. Петлюры в Полтавской Духовной Семинарии будущий епископ Агапит являлся инспекотором названной Духовной Школы. Не исключено, что бывший ученик сумел сделать своему бывшему учителю весьма лестное предложение относительно его дальнейшего места в назначаемом правительством Синоде...

Позиция епископа Екатеринославского Агапита (Вишневецкого)  встретила резкое осуждение со стороны Высшего Церковного Управления на Юге России. После того, как уже в конце января 1919 г. стремительное наступление большевиков на Киев вынудило Директорию переехать в Винницу, реализация автокефалистского проекта была на время отложена. Епископ Агапит, оказавшийся на территории Добровольческой Армии генерала А.И. Деникина, отрекся от своих антиканонических деяний и принес покаяние Высшему Церковному Управлению на Юге России.

Таким образом, бурные события Гражданской войны в пределах Украины вынудили деятелей украинского национально-государственного возрождения отложить до временипланы по образованию Украинской Автокефальной Православной Церкви.

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Займ под залог птс получение займа credit82.ru