Украинская Православная Церковь накануне первого провозглашения автокефалии (1919 г.)

Киево-Печерская Лавра. Открытка нач.ХХ ст.Предпосылки провозглашения "Украинской Автокефальной Православной Церкви" коренятся в идеологии украинского национализма, активно разрабатывавшейся с 40-х гг. XIX столетия. В этой национально-политической концепции суверинетет украинского государства предполагал создание самоуправляемой Украинской Православной Церкви. Первые реальные надежды на обретение ограниченной самостоятельности Православной Церкви на территории Украины у деятелей украинского национального возрождения затеплились после Февральской революции 1917 г. Уже весной 1917 г. прошел  весьма  значимый Киевский епархиальный съезд, переименованный в "Первый Украинский Съезд Киевщины". В итоговом постановлении Съезда, прохидившем при участии более чем 900 человек, было принято решение о необходимости созыва «Всеукраинского Церковного Собора духовенства и мирян» («Всеукраинского Поместного Собора»). Насущными вопросами, разрешение которых предполагалось провести на Соборе, были:

  1. Создание единого всеукраинского церковного центра
  2. Восстановление автономии Украинской Православной Церкви
  3. Национализация церковной жизни.

Однако проведение Всеукраинского Церковного Собора первоначально не получило поддержки со стороны священноначалия, поскольку вскоре должен был открыться Поместный Собор Православной Российской Церкви, призванный разрешить множество насущных вопросов, в том числе и вопроса реорганизации церковной жизни на территории Украины. 

Вслед за провозглешением Украинской Народной Республики в федерации с Россией, состоявшимся 19 ноября 1917 г., была сформирована т.н. Первая Всеукраинская Православная Церковная Рада, которую возглавил заштатный архиепископ Алексий (Дородницын). Задачей новообразованного церковного комитета была подготовка Всеукраинского Церковного Собора, призванного решить вопрос о каноническом статусе Украинской Православной Церкви. Именно в это время в политических кругах вызревает идея провозглешения полной церковной независимости (т.е. автокефалии) Украинской Православной Церкви. Однако подавляющая часть верующего народа и духовенства видели более целесообразным сохранение единства с Православной Российской Церковью при автономном принципе церковного устроения в Украине.

В январе 1918 г. по благословению  Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) в Киеве был открыт Всеукраинский Церковный Собор, в работе которого участвовало от 200 до 400 человек. Через два дня после открытия Собора, 9/22 января 1918 г., было провозглашена полная государственная самостоятельность Украинской Народной Республики. Данное политическое преобразование резко обострило вопрос автокефалии Украинской Православной Церкви, о чем открыто заявляли даже некоторые из участников Собора. Однако наступление большевиков на Киев оборвало соборные деяния.

Во второй половине февраля 1918 г. при военной поддежке немецкой армии большевики были изгнаны из Киева, а еще через месяц было учреждено новое украинское правительство во главе с гетманом П.П. Скоропадским.  20 июня - 11 июля 1918 г. проходила работа II сессии Всеукраинского Церковного Собора, на которой были приняты следующие решения:

  1. Дарование Украинской Православной Церкви автономии при сохранении церковного единства с Московским Патрархатом
  2. Наделение Украинского Церковного Собора, созываемого 1 раз в 3 года, полномочиями высшей законодательной, исполнительной и судебной власти в Украинской Православной Церкви 
  3. Создание под председательством митрополита Киевского постоянно действующих органов Украинской Православной Церкви - Собора епископов (аналог Священного Синода) и Церковной Рады (аналог Высшего Церковного Совета)
  4. Украинизация церковной жизни.

Заслуживает особого внимания то, что решения Всеукраинского Церковного Собора были одобрены Святейшим Патраирхом Московским и всея России Тихоном и Поместным Собором Православной Российской Церкви. Вскоре украинские епархии были объединены в Украинский Экзархат, пользовавшийся правами автономного церковного управления.

Произошедшие преобразования были с радостью восприняты большинством православного духовенства и народа. Однако они не устроили представителей крайнего национализма, стремившихся к автокефалии Украинской Православной Церкви...

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство