История "серафимо-геннадиевской" ветви "Российской Катакомбной Церкви"

Михаил Алексеевич Поздеев (Серафим Поздеев)На территории постсоветского пространства к настоящему времени получила наибольшее распространение так называемая «серафимо-геннадиевская» («тихоновская») ветвь "Российской Православной Катакомбной Церкви" (РПКЦ). Данная раскольническая религиозная организация представляет собой относительно многочисленную структуру в многоликой среде русских «катакомбных» группировок. История «серафимо-геннадиевской» ветви РПКЦ восходит к таинственной личности «епископа Смоленского» Серафима (Поздеева). Согласно преданию, бытующему в «катакомбных» кругах, «епископ» Серафим был тайно рукоположен в 1925 г. самим Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном (Беллавиным). Однако каких-либо документальных или исторических подтверждений этой хиротонии не существует. Согласно версии «катакомбников», в 1925-1946 годы «епископ» Серафим (Поздеев) находился в заключении, а с 1946 г. пребывал в ссылке в Оренбургской области, где, по имеющимся данным, познакомился с митрополитом Оренбургским Мануилом (Лемешевским) и был признан последним в качестве иеромонаха . Весьма примечательно, что владыка Мануил, собиравший на протяжении многих лет материал к своему многотомному справочному сборнику «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно)», не признал за Серафимом (Поздеевым) епископского достоинства. Красноречивым свидетельством этому может служить тот факт, что имя «епископа» Серафима (Поздеева) не было внесено в указанный каталог русских архиереев. Скончался «епископ Смоленский» Серафим (Поздеев) в 1971 г. и был погребен в городе Бузулуке Оренбургской области.

Подлинная история жизни Серафима (Поздеева) открылась лишь после того, как в 1990-х гг. церковные историки получили доступ в засекреченные ранее архивы советских спецслужб и государственных административных органов. Так, в 2000 г. увидела свет работа М.Ю. Нечаевой «Лжекнязь Михаил. Дебют самозванца», основанная на документальных свидетельствах и даже снабженная уникальными фотодокументами, находящимися на хранении в Государственном архиве Российской Федерации, Государственном архиве административных органов Свердловской области, Центре документации новейшей истории Оренбургской области и Управления Федеральной Службы Безопасности по Челябинской области. Как выяснилось, человеком, именовавшим себя «епископом Смоленским» Серафимом, оказался  Михаил Алексеевич Поздеев (1886 г.р.), уроженец одного из сел Вятской губернии. На протяжении многих лет он занимался мошенничеством, выдавая себя то за странника-иеромонаха, то за Великого князя Михаила Александровича Романова, родного брата последнего Императора Всероссийского. Похождения М.А. Поздеева привели его в 1928 г. на скамью заключенных. Отбыв пятилетний срок лишения свободы, Михаил Алексеевич не оставил своего мошеннического промысла, на этот раз войдя в образ... православного "епископа Смоленского" Серафима.

Таким образом, версия последователей «серафимо-геннадиевской» ветви "Российской Катакомбной Церкви", согласно которой архиерейская хиротония «епископа Смоленского» Серафима (Михаила Алексеевича Поздеева) состоялась весной 1925 г., не выдерживает критики, основанной на данных российских архивов. Весной 1925 г. М.А. Поздеев никак не мог быть рядом со Святейшим Патриархом, поскольку именно в это время он разъезжал по Уралу в образе Великого князя. Даже поверхностное ознакомление с биографией этого человека позволяет смело утверждать, что епископский сан в Православной Церкви он получить никак не мог. 

Схимитрополит Геннадий (Секач)Вероятно, история авантюрных похождений М.А. Поздеевского уже давно стала бы достоянием истории, если бы самозваный «архиерей» не совершал ряд «епископских» и «священнических» посвящений. Одним из таких «архиереев», «рукоположенных» Михаилом Алексеевичем, стал заштатный священник Минско-Белорусской епархии Григорий Секач (в монашестве Геннадий), организационно оформивший целое «катакомбное» течение, получившее наименование «серафимо-геннадиевской» ветви "Российской Катакомбной Церкви". Согласно каноническим нормам Православной Церкви, данные «посвящения» не могут рассматриваться иначе, чем кощунственное и безблагодатное деяния. Тем не менее, новопоставленный «епископ» Геннадий (Секач), ничего не подозревавший о самозванстве Михаила Алексеевича Поздеева, выдававшего себя за «епископа Смоленского», совершил целый ряд новых «архиерейских» и «священнических» хиротоний, тем самым породив так называемую «серафимо-геннадиевскую» ветвь "Российской Катакомбной Церкви".

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство