Краткие сведения о Российской Православной Катакомбной Церкви

Возникновение т.н. «катакомбных» (нелегальных) общин в Русской Православной Церкви явилось следствием церковной реакции на крайне радикальную религиозную политику, проводившуюся в советском государстве с первых дней его образования. При формировании конспиративных церковных структур преследовалась цель сохранения от уничтожения апостольского преемства рукоположений посредством проведения тайных священнических и епископских хиротоний. Кроме того, переход на нелегальное положение позволял сохранить возможность совершения богослужении и уберечь от преследований православную паству. Появление первых «катакомбных» приходских общин произошло после опубликования Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном (Белавиным) воззвания от 19 января 1918 г., анафематствовавшего гонителей русского Православия. В дальнейшем, побуждающими факторами к образованию законспирированных церковных структур являлись ужесточение антирелигиозных гонений, сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей, нежелание вступления в открытый конфликт с поддерживаемой большевистской властью обновленческой лжецерковью, а также резкая критика политики компромисса с коммунистическим правительством, допускавшегося со стороны Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского).

Митрополит Иосиф (Петровых)Архиепископ Феодор (Поздеевский)

Возникновение первой организованной и разветвленной «катакомбной» группировки («даниловской»), претендовавшей на обладание альтернативным Синодом, включавшим в себя значительную группу архиереев (более десяти), произошло в 1923 г. под влиянием архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), бывшего ректора Московской Духовной Академии. Помимо него к появлению многочисленных «катакомбных» структур причастны такие видные иерархи Православной Российской Церкви, как митрополиты Кирилл (Смирнов) и Иосиф (Петровых), архиепископ Андрей (Ухтомский), епископы Арсений (Жадановский), Алексий (Буй), Варфоломей (Ремов), Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров) и др.

Изначально формирование «катакомбных» общин не всегда носило раскольнический характер и достаточно часто являлось лишь временным средством церковной самозащиты в условиях целенаправленного уничтожения Церкви в советском государстве. При потеплении советской религиозной политики, наметившейся с 1943 г., начался процесс легализации таких групп и их активного включения в церковную жизнь Московского Патриархата. Многие «катакомбные» общины и их священнослужители, в основном последователи митрополита Кирилла (Смирнова), считавшие неканоничным приход к управлению Русской Церковью митрополита Сергия (Страгородского), встали на путь примирения с Московской Патриархией после кончины последнего и избрания в 1945 г. Патриарха Алексия I (Симанского). Показателен в этом отношении пример епископа Ковровского Афанасия (Сахарова), ныне причисленного к лику святых исповедников.

Митрополит Кирилл (Смирнов)Епископ Афанасий (Сахаров)

Практически для всех многочисленных «катакомбных» течений («ветвей»), не пожелавших воссоединения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП) и пребывающих в состоянии раскола, было усвоено собирательное название «Российской Православной Катакомбной Церкви» (РПКЦ). Общая экклезиологическая позиция РПКЦ характеризуется как резким неприятием принципов взаимоотношения Церкви с государством, высказанных митрополитом Сергием (Страгородским) в его Декларации 1927 г. («сергианство»), так и последовательным отрицанием полноты благодатной жизни в РПЦ МП. В условиях же религиозной свободы, сложившихся после падения в 1991 г. коммунистического режима и образования ряда независимых государств, весьма неоднородное «катакомбное» движение не только отказалось от идеи интеграции в уже независимую от внешнего давления Русскую Православную Церковь, но и продолжило свое изолированное существование, движимое пафосом создания альтернативы канонической Церкви.

Поделиться:  


в разработке
Междугороднее такси сити фри краснодар vvc23.ru.

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Картинки по костюмы мужские на свадьбу Волшебная Свадьба.