Василий (Костюк)
Монах (бывший "епископ")

Бывший "епископ" Василий (в миру Виктор Кузьмич Костюк) родился 11 сентября 1971 г. в городе Пинске Брестской области (Республика Беларусь). В 1988 г. окончил среднюю школу № 9 г. Пинска. В 1989-1991 гг. проходил срочную воинскую службу. После демобилизации работал сторожем в Пинском епархиальном управлении и прислуживал во время богослужений.

В 1992 г. Виктор Костюк поступил в Минскую Духовную семинарию, которую окончил в 1995 г., защитив дипломную работу на тему "Святитель Василий Великий как устроитель монашества". Как выяснилось в 2012 г., данная работа содержит объемные фрагменты из текстов других авторов (ПЛАГИАТ), что является основанием к возбуждению вопроса о лишении его диплома Минской духовной семинарии.

Во время обучения в Минской духовной семинарии (1992-1995) Виктор Костюк исправно нес послушание иподиакона при епископе Пинском и Лунинецком Стефане (Корзуне), пользуясь всеми преимуществами, связанными с этим положением. В частности, В.Костюк регулярно покидал расположение семинарии для посещения г. Пинска, в том числе и на продолжительное время (период Первой и Страстной седмиц Великого поста, Светлой седмицы и т.д.), чего не могло себе позволить большинство других студентов. Впоследствии В.Костюк проявит крайнюю неблагодарность по отношению к Преосвященнейшему Стефану и будет распространять о нем свои нездоровые клеветнические измышления.

В 1995 г. Виктор Костюк поступил в Московскую духовную академ, которую окончил в 1999 г. со степенью кандидата богословия, присвоенной за диссертацию на тему "История Пинской епархии в ХХ веке (1921-1944)". В январе 1999 г. епископом Пинским и Лунинецким Стефаном В.К. Костюк был пострижен в монашество с наречением имени Василий, а в апреле того же года ректором Московской духовной академии епископом Верейским Евгением (Решетниковым) он был рукоположен во иеродиакона.

В 1999 г. иеродиакон Василий (Костюк) издал в Брестской областной типографии монографию "История Пинской епархии в ХХ веке (1921-1944)", написанную на основании его кандидатской диссертации. Как выяснилось в 2012 г., и диссертация, и названная монография содержат значительные фрагменты заимствований из текстов других авторов (ПЛАГИАТ). Выявление плагиата в диссертации Василия (Костюка) является основанием к возбуждению вопроса о лишении его степени кандидата богословия.

По окончании обучения в духовной академии иеродиакон Василий (Костюк) был принят в число братии Жировицкого Свято-Успенского мужского монастыря и назначен преподавателем литургики Минской Духовной семинарии. Свои педагогические труды он сочетал с написанием магистерской диссертации на тему "История Православия в Белорусском Полесье (Х-ХХ вв.)", защита которой впоследствии была отклонена Ученым Советом Минской духовной академии.

3 июня 2000 г. иеродиакон Василий (Костюк) подал на имя ректора семинарии прошение следующего содержания: "В связи с болезненным состоянием матери, нуждающейся в уходе (1936 г.р., инвалид 2 гр., страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями), прошу освободить меня от преподавания в семинарии".

Не получив положительной резолюции на свое прошение, в августе 2000 г. иеродиакон Василий подал повторное прошение об увольнении из числа преподавателей Минской Духовной семинарии и исключении из числа насельников Жировицкой обители, мотивируя свое решение резким ухудшением здоровья (обострением язвенной болезни). После того, как прошения были удовлетворены он проживал в г. Пинске.

Указом Высокопреосвященнейшего митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, от 23 февраля 2004 г. иеродиакон Василий (Костюк) был почислен за штат с правом перехода в другую епархию. В это же время он предпринял шаги к переходу в юрисдикцию "Белорусской Автокефальной Православной Церкви" (БАПЦ), где вскоре был определен на "архиерейское" служение. Кроме того, было принято решение о совершении "епископской" хиротонии иеродиакона Василия иерархами "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ).

7 марта 2004 г. "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым), Первоиерархом УАПЦ, иеродиакон Василий (Костюк) был рукоположен во пресвитера с последующим возведением в сан "игумена" и "архимандрита". 13 марта состоялся чин наречения "архимандрита" Василия во "епископа Бруклинского и Барановичского". В сферу его попечения, помимо зарубежных приходов БАПЦ, были включены белорусские и украинские автокефальные общины в Республике Беларусь и белорусские общины в Украине.

В "архиерейской" хиротонии "епископа" Василия (Костюка) приняли участие следующие иерархи УАПЦ:

  • Мефодий (Кудряков), "митрополит Киевский и всея Украины", Предстоятель УАПЦ
  • Роман (Балащук), "архиепископ Винницкий и Брацлавский" (открытый гомосексуалист - см. об этом ЗДЕСЬ. Изгнан из УАПЦ за аморальное поведение в июне 2011 г.)
  • Иаков (Макарчук), "епископ Черкасский и Кировоградский".

Вскоре после своего рукоположения "епископ" Василий (Костюк) направился в США, где начал служение в "Белорусской Автокефальной Православной Церкви". Однако уже в 2005 г. у него возник конфликт с Радой БАПЦ, являющейся органом церковного коллегиального управления. Более того, вопреки Уставу БАПЦ "епископ" Василий предпринял безуспешныю попытку распустить Раду.

Вернувшись в Республику Беларусь, "епископ Бруклинский и Барановичский" Василий (Костюк) основал "Белорусское Греко-православное движение" (движение "Белорусы за Константинопольский Патриархат") и удалил из своего титула упоминание города Бруклин. Основным лейтмотивом его религиозной деятельности с 2005 г. является пропаганда перехода белорусских верующих в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Характерной чертой этой пропаганды является стремление к дестабилизации религиозной ситуации в Республике Беларусь посредством очернения священноначалия и духовенства Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви.

В 2008 г. "епископ" Василий (Костюк) оказывал информационную поддержку уклонившемуся в раскол епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду (Дзбюбану), пытавшемуся спровоцировать крупномасштабный раскол в РПЦ. Можно предположить, что размещая провокационные воззвания епископа Диомида на своем сайте, Василий (Костюк) желал нарушить конфессиональный мир в Республике Беларусь и посеять смуту в Белорусской Православной Церкви, тем самым увеличив число собственных последователей.

Объектом своей далекой от объективности критики бывший "епископ" Василий (Костюк) избрал в том числе и Минскую духовную семинарию. Весьма примечательно, что на протяжении целого ряда лет Василий (Костюк) не только очернял названное высшее богословское учебное заведение, но и позиционировал себя в качестве церковного историка и продуктивного исследователя. Вполне вероятно, что тем самым он пытался объяснить провал собственной научно-преподавательской карьеры не присущими ему недостатками, а "системным кризисом", якобы поразившим Белорусский Экзархат и Минскую духовную семинарию. Однако при ознакомлении с "трудами" бывшего "епископа" Василия (Костюка) стало очевидным, что свою "научную деятельность" он лишь только имитировал, активно прибегая к присвоению текстов других авторов (плагиату).

0.JPG

Реагируя на просьбу руководства Белорусской Автокефальной Православной Церкви, Архиерейский Суд Украинской Автокефальной Православной Церкви своим решением № 3 от 25 мая 2008 г. лишил "епископа" Василия (Костюка) "архиерейского" и "иерейского" звания. Учитывая то обстоятельство, что бывший "епископ" Василий (Костюк) впоследствии несколько раз представлялся "иерархом" УАПЦ или состоящим в общении с УАПЦ, Архиерейский Суд Украинской Автокефальной Православной Церкви своим решением от 18 августа 2009 г. еще раз подтвердил факт его низложения и непричастности к УАПЦ (см. об этом ЗДЕСЬ).

Умолчав о своем извержении из сана, монах Василий (Костюк) продолжил позиционировать себя в качестве православного епископа и совершать богослужения, уже не имея необходимых полномочий для такого рода деятельности и подпадая под строгие определения церковных правил. Так, 4 канон Антиохийского Собора гласит: "Аще который епископ, изверженный от сана собором, или пресвитер, или диакон своим епископом, дерзнет совершити какую либо священную службу: епископ ли по своему прежнему обычаю, или пресвитер, или диакон: таковому отнюдь не позволяется, на другом соборе, ни надежду восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену быти".

Оглашение информации об извержении Василия (Костюка) из "архиерейского" звания оставило для него всего лишь две перспективы: продолжить пребывание в расколе на правах монаха с клеймом "бывшего епископа" или после принесения покаяния воссоединиться с канонической Церковью в сане иеродиакона. К сожалению, монах Василий избрал первый вариант.

В 2008 г. "епископ" Василий (Костюк) издал монографию "Православная Церковь на Брестчине при Сталине и Хрущеве" (Пинск, 2008. - 141 с.), в которой снова использовал надписание чужого текста своим именем (плагиат). В том же году "епископ" Василий (Костюк) издал сборник проповедей (Великий пост. Проповеди. - Пинск, 2008 русск., 2008 бел. яз. - 52 с. ), подписав своим именем объемные текстовые фрагменты из статей и книг украинского публициста Владимира Рожко.

Весной 2012 г. монах (извергнутый из сана "епископ") Василий (Костюк) скомпрометировал себя публикацией Пасхального послания, в котором он совершил умышленное присвоение чужой интеллектуальной собственности, подписав своим именем фрагменты Пасхальных проповедей и посланий шести других авторов (см. об этом ЗДЕСЬ). Впоследствии выяснилось, что и Рождественские послания за 2008 (см. об этом ЗДЕСЬ) и 2012 гг. (см. об этом ЗДЕСЬ) он так же скомпилировал посредством плагиата.

Внимательное ознакомление с дипломной работой, кандидатской диссертацией, монографиями, статьями и пастырскими посланиями бывшего "епископа" Василия (Костюка) со всей очевидностью выявило его неспособность к самостоятельной научно-исследовательской и публицистической деятельности.

В июле 2012 г. бывший "епископ" Василий (Костюк) осознанно стал на позиции околоправославного сектантства, поддержав сторонников канонизации Григория Распутина и заявив о том, что противники этой канонизации "вносят раскол в Русскую Православную Церковь". Сделав сознательный выбор в этом вопросе, лидер "Белорусского греко-православного движения" подпал под весьма нелицеприятную характеристику, в свое время данную Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II почитателям Распутина: "Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет".

Для бывшего "епископа" Василия (Костюка) характерен застревающий тип акцентуации личности, что проявляется в чрезмерной стойкости аффекта, длительной (многолетней) сосредоточенности на негативных переживаниях, высоком уровне притязаний и заниженном чувстве самокритичности, ригидности, импульсивности, подозрительности, замкнутости, повышенной эмоциональности и конфликтности, мстительности и способности к клевете. В силу означенных личностных характеристик бывший "епископ" Василий не проявляет способности к цивилизованному диалогу со своими оппонентами, позволяя себе клеветнические измышления, ругательства и оскорбления в их адрес (в том числе под вымышленными именами). В сети Интернет он известен под псевдонимами "Православные христиане Республики Беларусь", "верующие РПЦ МП", "студенты Минской Духовной Семинарии", "Литературовед В.И. Носовец", "Н.Н. Скидоненко (Киев)", "Скидоненко Н.Н., Васюк Н.А (Луганск)" и др.

Еще одной примечательной особенностью публицистической деятельности бывшего "епископа" Василия (Костюка) в сети Интернет является его болезненная сосредоточенность на вопросах пола и сексуальных отношений. Позволяя себе измышление клеветнических обвинений в отношении священноначалия и верующих Русской Православной Церкви, он непременно приписывает им гомосексуальную ориентацию. Причины столь своеобразного восприятия реальности могут коренится в сфере сексопатологии, особенно актуальной для монаха, на протяжении полутора десятилетий проживающего в миру.

 Библиография работ монаха (бывшего "епископа") Василия (Костюка)
(желтым цветом выделены работы, содержащие плагиат):

  1. Костюк Виктор. Святитель Василий Великий как устроитель монашества: Дипл. работа. – Жировицы: Минская Духовная семинария, 1995. - 167 с. (содержит ПЛАГИАТ)
  2. Василий (Костюк), иеродиакон. История Пинской епархии в ХХ веке: Дисс. ... канд. богословия. – Сергиев Посад: Московская Духовная академия, 1999. - 212 с. (содержит ПЛАГИАТ)
  3. Василий (Костюк), иеродиакон. История Полесской епархии (1922-1944). – Брест, 1999 (содержит ПЛАГИАТ).
  4. Василий (Костюк), иеродиакон. Древние монастыри Пинского Полесья. – Брест, 2000.
  5. Святые и святыни Пинского Полесья (11-19 вв.) / Под ред. Иеродиакона Василия (Костюка). – Брест, 2001.
  6. Василий (Костюк), иеродиакон. Очерки по истории Православия в Пинском Полесье (10-18 вв.) // Записки Культурно-исторической Коллегии имени Константина Острожского / Под ред. иеродиакона Василия (Костюка) и Михася Белямука. – Брест, 2002. - С. 49-94.
  7. Василий (Костюк), иеродиакон. В тисках атеизма. Православная Церковь на Брестчине в советский период // Записки Культурно-исторической Коллегии имени Константина Острожского. Выпуск второй / Под ред. Иеродиакона Василия (Костюка) и Михася Белемука. – Брест, 2002. С.22-68.
  8. Василий (Костюк), иеродиакон. Православная Церковь на Брестчине в эпоху Сталина и Хрущева // Записки Культурно-исторической Коллегии имени Константина Острожского. Выпуск третий / Под ред. Иеродиакона Василия (Костюка) и Михася Белемука. – Брест, 2003. - С.25-60.
  9. Васіль (Касьцюк), епіскап. Да гісторыі Беларускай Праваслаўнай Царквы на чужыне (1945-2005) / Беларускі праваслаўны каляндар на 2005 г. (пад рэдакцыяй епіскапа Бруклінскага й Баранавіцкага Васіля). – Ню Ёрк, 2004.
  10. Преподобномученик Афанасий Берестейский. Жизнеописание и труды / Под ред. епископа Василия (Костюка). – Брест, 2005.
  11. Василий (Костюк), епископ. История Православия в Белорусском Полесье (Х-ХХ вв.). Диссертация на соискание ученой степени доктора церковной истории. – Пинск-Нью-Йорк, 2005.
  12. Праваслаўная Царква на Беларусі ў 1941-1944 гг. Дакумэнты й матэрыялы / Пад рэдакцыяй епіскапа Васіля (Касьцюка). – Смаленск, 2006.
  13. Василий (Костюк), епископ. Великий пост. Проповеди. - Пинск, 2008 русск., 2008 бел. яз. - 52 с. (Текст проповедей заимствован у украинского религиозного публициста Владимира Рожко). Перевод на белорусский язык "священника" Сергия Нехамеса (Горбика).
  14. Василий (Костюк), епископ. Православная Церковь на Брестчине при Сталине и Хрущеве. - Пинск, 2008. - 141 с. (содержит ПЛАГИАТ).
  15. Василий (Костюк), епископ. Рождественский пост и Рождество Христа (2009).
  16. Василий (Костюк), епископ. Богач и Лазарь. Размышления над евангельской притчей (2009).
  17. Василий (Костюк), епископ. Ответ богатому юноше (2009).
  18. Соблазн и надежда Русского мира / Сост. епископ Василий (Костюк). - Пинск, 2009. - 99 с.
  19. Распутье. Православная Церковь в Республике Беларусь (Документы и материалы) / Сост. епископ Василий (Костюк). - Пинск, 2010. - 173 с.

 Дополнительные материалы по теме:


 Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство