Игумен Кирилл (Сахаров). К 25 –летию трагической кончины известного старообрядческого деятеля протоиерея Евгения Бобкова

 Отец Евгений Бобков – самый известный в 70-80–гг. прошлого века старообрядческий священнослужитель. Человек разносторонних знаний, учившийся на юридическом факультете МГУ (его отчислили за веру с третьего курса), он был очень контактным, любознательным и начитанным человеком. Владел, например, латынью, а стихи Пастернака знал наизусть.

 Заведовал книгохранилищем Покровского кафедрального собора. В течении ряда лет был фактическим секретарем архиепископа Никодима.

Диакон Евгений Бобков Круг его общения включал помимо своих собратий, таких людей как митрополит Минский и Белорусский Филарет, староста федосеевского храма на Преображенке, известный собиратель книг М.И. Чуванов, исследователь старообрядчества М.Гринберг , о. Александр Мень и многие другие. Во время этих общений происходили оживленные дискуссии по истории России, выражались надежды на духовное возрождение России.

 О.Евгений стремился знакомиться с гонимыми людьми ,такими как о. Дмитрий Дудко,поддерживал их. Был ярким полемистом.

 Примечательная деталь: никогда до принятия сана, в любых обстоятельствах , он не брился. У него было 10 детей: 9 сыновей и одна дочь. Трое сыновей: Сергий, Никола и Глеб стали священниками. У вдовы погибшего – матушки Ирины уже 23 внука.

 О. Евгений был примером ревностного совершения богослужений. Был очень непритязательным в быту, зимой и летом ходил в одних туфлях. Никогда не критиковал церковное руководство и не любил когда это делали другие. Однажды в Клинцах некий пожилой человек в очередной раз стал критиковать архиепископа. О.Евгений с помощником молча взяли его за руки и ноги и аккуратно вынесли из помещения – остынь, мол, старец.

 Первый раз я увидел о.Евгения в середине 70-х, когда будучи студентом светского ВУЗа, побывал на всенощной в Покровском соборе на Рогожском. О.Евгений, тогда диакон, читал на службе эксапсалмы (шестопсалмие). Прошло несколько десятилетий, сотни раз я слышал чтение эксапсалмов, но то чтение было неповторимым, оно глубоко врезалось в память. Как сейчас вижу его немного сутулую фигуру, возвышающуюся на амвоне, с распущенными по плечам волосами. Огромный собор, море мерцающих лампад, абсолютная тишина. Доверительно и проникновенно проходила беседа с Творцом неба и земли. Было обострённое чувство близости Бога.

 Слыша об этом необычайно одарённом человеке, я, будучи насельником Данилова монастыря , вскоре после его открытия, написал ему письмо, где выразил робкое желание пообщаться с ним. И что вы думаете? – через короткое время о. Евгений с сыном приезжает в Данилов, я провожу экскурсию и наслаждаюсь общением с этим удивительным человеком.

 Нужно подчеркнуть, что во время всех своих общений о.Евгений обращал внимание на трагедию раскола , свидетельствовал о духовном богатстве древнего благочестия. Его обильное сеяние в этом плане дало богатые всходы. То что недавно председатель ОВЦС РПЦ МП митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев) назвал богослужения по старому обряду «эталоном в церковной жизни» и произнёс другие положительные глаголы – тоже в какой–то степени плоды сеяния о. Евгения.

Отец Евгений Бобков около Свято-Ильинского храма г.Гомеля, настоятелем которого он являлся с 1975 г.

 Немного скажу о трагической гибели батюшки. Сразу когда она произошла и до настоящего времени для многих основная версия случившегося: это было насильственное устранение видного старообрядческого пастыря, раздражавшего определённые круги своей чрезмерной, с их точки зрения , активностью.

 Рассказывают, что поздно вечером, когда такси везло одного о. Евгения, дорогу перегородили два больших Камаза. Водитель такси, подобно опытному каскадёру, на ходу выпрыгнул из машины, отделавшись лёгкими ушибами. Смерть о. Евгения была мгновенной. Одного из водителей Камаза вообще не стали искать и настаивать на этом родственникам погибшего священника в милиции не советовали. У водителя второго Камаза оказалось пятеро детей – матушка Ирина отказалась от претензий. Ещё важный штрих – деньги, а главное – толстая записная книжка о. Евгения безследно исчезли - семье вернули только 3 рубля... Да, ещё уполномоченный по делам религий требовал от членов семьи не вмешиваться в церковные дела. Никаких пособий вдове с 10–ю детьми государство не платило. Вот такие невесёлые обстоятельства...

 Наконец, о незабываемом погребении о. Евгения на Рогожском. Старец – епископ Анастасий возглавлял отпевание. Масса народу. Заметная струйка внешних, не старообрядцев. Многочисленная родня. Больше всего запомнилось чтение будущим отцом Сергием Бобковым заупокойного Апостола и его утешение девочки – друга семьи. Поразило отсутствие надрывности, безысходности ,придавленности произшедшей трагедией, хотя была заметна некоторая растерянность у владыки и духовенства. Доминировало то , что мы называем «радостнотворная печаль».

 Помню ещё, как удивительно легко я проник в кабинет владыки Питирима и предложил ему опубликовать в « Журнале Московской Патриархии» фотографию с отпевания о. Евгения.

 Вечная память большому труженику на ниве Христовой священнопротоиерею Евгению! Благодарение Богу, что его сыновья продолжили дело отца. Слава Богу ,что память об о. Евгении и его трудах жива. Пример его подвижнической жизни вдохновляет нас на служение с более полной отдачей сил на благо Святого Православия и нашего Отечества.

 Источник: Самарское староверие

 Обсудить на форуме

Поделиться:  


в разработке

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология