История возникновения "Российской Православной Автономной Церкви"

 Среди многочисленных схизматических группировок, получивших свое бытие в 1990-е годы, пожалуй, наиболее скандальную известность приобрела так называемая "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ).

Архимендрит Валентин (Русанцов) Предпосылкой к возникновению раскольнической "Российской Православной Автономной Церкви" можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение явилось официальным провозглашением нового курса внешней политики Русской Зарубежной Церкви, направленного на учреждение параллельных церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР. Активизация деятельности РПЦЗ по «возвращению на родину» была во многом обусловлена ослаблением давления на религиозные организации в уже агонизировавшем советском государстве. Решение же о создании новых церковных структур, параллельных канонической Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), объясняется, в первую очередь, психологическим фактором. Культивировавшееся в Русском Зарубежье на протяжении нескольких десятилетий резкое неприятие церковной политики, осуществлявшейся Московской Патриархией в условиях тоталитарного государства, имело свою инерцию и в гораздо более позднее время. Отчасти такие настроения сохранились и в настоящее время, свидетельством чему служит отказ определенной части бывших священнослужителей и мирян Русской Зарубежной Церкви признать законность подписанного в мае 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ.

  Весной 1990 г., сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля. Побуждающей причиной его поступка явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук). Принятие архимандрита Валентина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви получило широкий общественный резонанс и послужило примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена "Российская Православная Свободная Церковь" (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен "Экзархом" Архиерейского Синода РПЦЗ в России. В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского. В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия "Российской Православной Свободной Церкви".

Епископ Лазарь (Журбенко)  Последовательное увеличение активности РПЦЗ в процессе расширения "Российской Православной Свободной Церкви" привело к тому, что в 1992 г. с целью организации в Москве Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви в Россию был направлен епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Однако деятельность епископа Варнавы оказалась весьма скандальной, что напрямую связано с его активной поддержкой профашистского Национально-патриотического фронта «Память», готовностью признать каноничность раскольнической "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" и со стремлением всецелого подчинения РПСЦ собственной власти. Вышеперечисленные злоупотребления, а также честолюбивые претензии на лидерство, побудили епископа Валентина (Русанцова) вступить в открытый конфликт с главой Синодального Подворья. В ответ на острую критику епископ Варнава убедил Архиерейский Синод РПЦЗ вывести епископа Валентина за штат без права управления епархией. Последний не пожелал признать закулисной победы епископа Варнавы и на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 г., заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при сохранении с ней евхаристического общения. Новым шагом к дистанцированию Российской Православной Свободной Церкви от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. и провозгласившего образование "Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви" (ВВЦУ РПСЦ). ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко), происходивший из среды Российской Катакомбной Церкви, а в 1982 г. вошедший в юрисдикцию РПЦЗ и тайно рукоположенный во епископа приезжавшим в СССР в качестве туриста епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым). Заместителем Председателя ВВЦУ РПСЦ стал епископ Валентин (Русанцов), возведенный в сан "архиепископа". Пожалуй, самым скандальным деянием ВВЦУ было посвящение новых "архиереев", в число которых вошли "епископ Одесский" Агафангел (Пашковский), "епископ Борисовский" Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии; "епископ Сухумский" Серафим (Зинченко), викарий Суздальской епархии. В ответ на данные деяния Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а хиротонии новых "иерархов" не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского .

 После отзыва епископа Варнавы (Прокофьева) из России, произошедшего в конце 1994 г., наметилось некоторое потепление отношений между РПСЦ и РПЦЗ. На Архиерейском соборе РПЦЗ, проходившем декабре 1994 г. в Лесненском монастыре (Франция), состоялось подписание Акта о примирении между Архиерейским Синодом РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ. Согласно условиям примирения ВВЦУ РПСЦ было упразднено, а многие ранее принятые им решения теряли свою силу. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул «архиепископа» и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Синоду Русской Зарубежной Церкви. Весьма важным решением Лесненского собора была реорганизация духовного управления в России, на территории которой учреждались епархии Московская, Санкт-Петербургская и Северорусская, Суздальская, Сибирская, Одесская и Южнорусская, Черноморская и Кубанская. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ

Епископ Евтихий (Курочкин) Несмотря на видимое разрешение имевшихся противоречий и казавшуюся свершившимся фактом налаженность в системе административного управления российскими приходами, уже в январе 1995 г. Архиерейское Совещание потряс неожиданный скандал. На этот раз причиной нестроений явилось противостояние между епископом Суздальским Валентином (Русанцовым) и епископом Ишимским Евтихием (Курочкиным). Последний выдвинул в адрес Суздальского епископа ряд обвинений, касавшихся его образа жизни и стиля церковного управления. Более того, епископ Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри Архиерейского Совещания, стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова). Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия. Кроме того, к российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие, в результате чего для признания их архиерейского достоинства оказалось недостаточным принесение присяги Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви. Для удостоверения в благонадежности данных иерархов им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский), который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул «епископ Симферопольский и Крымский». Однако, несмотря на это, опасения епископа Евтихия оказались отнюдь не беспочвенными. В мае 2007 г., когда состоялось подписание Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ, епископ Агафангел (Пашковский) категорически отказался принять участие в процессе объединения разрозненных частей Русской Православной Церкви и создал собственное "Временное Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей" (ВВЦУ РПЦЗ), тем самым продолжив свою раскольническую и антицерковную деятельность. Архиепископ Лазарь (Журбенко) спустя короткое время также был принят в юрисдикцию РПЦЗ через покаяние. Однако уже в 2001 г. он отделился от Русской Зарубежной Церкви и провозгласил новую раскольническую религиозную организацию, именуемую «Русской Истинно-Православной Церковью».

 Реагируя на происходящие события, епископ Суздальский Валентин (Русанцов) предпринял попытку созыва Российского Архиерейского Совещания, целью которого было осуждение решений Архиерейского Синода РПЦЗ. Однако из числа российских иерархов Русской Зарубежной Церкви его поддержали только епископ Борисовский Феодор (Гинеевский) и епископ Сухумский Серафим (Зинченко). Решением Архиерейского Совещания была возобновлена работа ВВЦУ, которое вскоре было переименовано в "Архиерейский Синод" "Российской Православной Свободной Церкви" (РПСЦ). Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства . Весьма любопытной представляется позиция самого Первоиерарха РПАЦ относительно практически единовременных соборных решений обеих ветвей Русской Православной Церкви, высказанная им в интервью газете «Свобода слова»: «Корреспондент: Ваше Высокопреосвященство, каково ваше отношение к решению состоявшегося в феврале этого года Архиерейского собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата о лишении вас священного сана? Архиепископ Валентин: Это решение я воспринял как принятое сектантами, в общении с которыми я некогда находился» . Безусловно, комментарии к столь абсурдному высказыванию были бы излишни...

Епископ Агафангел (Пашковский)Архиепископ Феодор (Гинеевский)Архиепископ Серафим (Зинченко)

 В 1998 г. "Российская Православная Свободная Церковь" была зарегистрирована с новым названием "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ). Данная раскольническая юрисдикция обосновывает легитимность своего существования ссылкой на известный Указ Святейшего патриарха Московского и Всероссийского Тихона (Белавина) № 362 от 7/20 ноября 1920 г. Согласно данному Указу, изданному в условиях еще неоконченной Гражданской войны и беспрецедентного в российской истории геноцида по отношению к Православной Церкви, в случае отсутствия возможности для правящего архиерея осуществлять связь с органами высшей церковной власти он может, совместно с архиереями соседних епархий, организовать Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Такие же действия предполагались и в случае полной ликвидации органов высшей церковной власти. При абсолютной невозможности связаться даже с архиереями соседних епархий архиерей мог принимать на себя всю полноту церковной власти в пределах своей епархии. Заслуживает внимания то обстоятельство, что практически все расколы, возникавшие в Русской Православной Церкви на протяжении ХХ века, неизменно апеллировали к Указу святителя Тихона № 362. Практически в каждом случае возникновения церковного разделения ставилось под сомнение каноническое достоинство органов высшей церковной власти Русской Православной Церкви и на этом основании провозглашалась новая раскольническая структура, легитимность которой якобы имеет свои основания в Указе № 362. Полная абсурдность такого рода апологий является самоочевидной. Святитель Тихон в упоминавшемся выше Постановлении оговаривает обстоятельства внешнего характера, сложившимися во вполне конкретной исторической обстановке, когда связь между епархиями и церковным центром могла быть разорвана линией фронта или большевистскими репрессиями против духовенства. Указ № 362 абсолютно не оговаривает (да это и вовсе невозможно!) допустимость оскандалившимся и находящимся под церковным прещением клирикам и иерархам создавать некие независимые от церковного центра сообщества. Святитель Тихон (Белавин) вошел в историю Русской Православной Церкви как поборник церковного единства, а не как апологет схизм и разделений.

 ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

  1. Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ // Церковная жизнь.- Джорданвилль.- 1990.- № 3-4.- С. 114.
  2. Интервью Предстоятеля Российской Православной Церкви архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина газете "Свобода слова". 04.04.1997. // Российская Православная Автономная Церковь. Официальный сайт ‹Электронный ресурс›.- 1997.- Режим доступа: www.roac.ru/interview4.htm - Дата доступа: 13.04.2005.
  3. Однорал А. А. История Церковных разделений. Россия-ХХ век.- Пятигорск, 2003.
  4. О каноническом и юридическом статусе Российской Православной Автономной Церкви. Доклад Архиепископа Борисовского и Отрадненского Феодора // РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ <Электронный ресурс>.- 2008.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/ - Дата доступа: 2.04.2008.
  5. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении священного сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева)» // Журнал Московской Патриархии.- 1997.- № 4.- С.21.
  6. Поспеловский Д. В. Православная Церковь в ХХ веке.- М.: Республика, 1995.
  7. Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. № 362 // Церковные ведомости.- 1926.- № 17-18.- С. 6-7.
  8. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М. М. Прусака; В. В. Борщева; Сост. Иваненко С. И. и др. Аналитический вестник № 24. Специальный выпуск. - М.: Республика, 1996.
  9. Фотоматериалы данного раздела взяты с интернет-ресурсов РПАЦ
Поделиться:  
  1. История возникновения "Российской Православной Автономной Церкви"
  2. История РПАЦ с 1998 года
  3. "Епископат" РПАЦ по состоянию на сентябрь 2009 г.


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Детальная информация Коллекторы у нас.