История неканонической "Православной Церкви Португалии" в 1978-1990 гг.

Несмотря на весьма позитивные результаты церковной миссии в Португалии, деятельность архимандрита Иоанна (Роша) не нашла одобрения у его правящего архиерея архиепископа Женевского и Западноевропейского Антония (Бартошевича). Данное обстоятельство побудило архимандрита Иоанна к смене церковной юрисдикции. Не имея канонического отпуска от своего правящего архиерея, он был принят посредством крещения и перерукоположения в старостильный «флоринитский» Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции, возглавляемый «архиепископом Афинским и всея Эллады» Авксентием (Пастрасом).

Архиепископ Афинский и всея Эллады Авксентий (Пастрас) Епископ Лиссабонский Гавриил (Роша)

В новой церковной юрисдикции «Православная Католическая Церковь Португалии» сохранила статус Экзархата, а архимандрит Иоанн получил титул Экзарха. 17 июня 1978 г. архимандрит Иоанн (Роша) принял пострижение в великую схиму, во время чего был наречен Гавриилом (Габриэлем). 18 июня 1978 г. состоялось рукоположение архимандрита Гавриила (Роша) во «епископа Лиссабонского, Экзарха «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции в Португалии». Хиротонию возглавил «архиепископ Афинский и всея Эллады» Авксентий (Пастрас) в сослужении «митрополита Коринфского» Каллиста (Макриса), «митрополита Пирейского и Саламинского» Геронтия (Маргиолиса) и «митрополита Мегаридского» Антония (Фанасиса). Вскоре «епископ Лиссабонский» Гавриил получил от «архиепископа» Авксентия титул Экзарха Западной Европы. Спустя шесть лет решением иерархов «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции «епископ» Гавриил (Роша) возглавил новообразованную митрополию Западной Европы, которой 14/27 сентября 1984 г. был дарован Томос, предоставляющий права автономного существования. Учреждение Западноевропейской автономии повлекло за собой изменение титулатуры «епископа» Гавриила, который стал именоваться Первоиерархом «Православной Церкви Португалии», «митрополитом Лиссабонским и Португальским». Согласно традиции славянских Поместных Православных Церквей, «митрополит» Гавриил был удостоен права ношения белого клобука. Новообразованная автономная церковная структура уже к моменту своего учреждения обладала достаточным количеством епископов, поскольку в 1984 г., совместно с Синодом «архиепископа» Авксентия (Пастраса), «епископ» Гавриил рукоположил «епископа Коимбрского и Авеирского» Тиаго (Иакова), «епископа Миланского и Аквилейского» Евлогия (Хесслера), «епископа Туринского» Грегорио (Басолини) и «епископа Эворского и Сетубальского» Теодоро.

Спустя год после учреждения Западноевропейской митрополии отношения «митрополита» Гавриила с иерархами «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции резко обострились. Данное обстоятельство побудило его в том же 1985 г. обратиться к другой греческой старостильнической юрисдикции, именуемой «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, с предложением о присоединении. Получив отказ, португальская юрисдикция начала диалог с Польской Православной Церковью по вопросу канонического объединения при условии автономного самоуправления.

Митрополит Мстислав (Скрыпник)В январе 1989 г. состоялось установление «межцерковного» общения между «Православной Церковью Португалии» и «Украинской Православной Церковью США и Рассеяния» («УПЦ США и Рассеяния»), являвшейся одним из направлений неканонической Украинской Автокефальной Православной Церкви, существующей в условиях эмиграции. Со стороны украинской группировки соглашение о взаимном признании подписал «Первоиерарх» данной юрисдикции «архиепископ Филадельфийский, митрополит “УПЦ США и Рассеяния”» Мстислав (Скрыпник). В 1990-1993 гг. «митрополит» Мстислав в звании «Патриарха» возглавлял Украинскую Автокефальную Православную Церковь, активно возрождавшуюся на территории Украины усилиями националистически ориентированных политиков и священнослужителей.

Несмотря на достигнутые соглашения о богослужебном единстве, перспектива развития отношений между «Православной Церковью Португалии» и «УПЦ США и Рассеяния» оказалась недолговечной...

Поделиться:  


в разработке

Расколы в Русской Православной Церкви в ХХ-ХХI вв.

Украинские церковные расколы

Греческий старостильный раскол

Американские церковные расколы

Неканонические религиозные организации дохалкидонской традиции

Внутрицерковное сектантство

Нажимай, тут отличные смесители грое.