http://1zakon.su/ уголовные адвокаты.

Староверы. Главред «Большого» едет в белорусский центр старообрядчества

Староверы. Главред «Большого» едет в белорусский центр старообрядчества От себя не убежишь, но от телефонов, компьютеров и офиса – можно. Это и постарался доказать Дмитрий Новицкий, отправившись искать староверов в современной Беларуси.​

О полемике «ветковцев» с дьяконовцами: малоизученные ранние полемические сочинения представителей «ветковского» согласия

О полемике «ветковцев» с дьяконовцами: малоизученные ранние полемические сочинения представителей «ветковского» согласия «Ветковское" согласие - самое влиятельное направление старообрядцев, приемлющих священство, своим возникновением связано с деятельностью значительного центра, сложившегося в конце XVII-начале XVIII столетия на польских землях панов Халецких.

Эсхатологические представления старообрядцев Чайковского района Пермского края

Эсхатологические представления старообрядцев Чайковского района Пермского края Старообрядчество – уникальное явление отечественной истории и культуры, оно представляет собой комплекс многообразных общественных течений, которые объединяет стремление к нерушимости старой догматики и церковной обрядности. Возникшее на почве разногласий по церковно-обрядовым вопросам при Никоновской реформе православной церкви, оно существует уже 350 лет.

Эсхатологические воззрения старообрядческих общин ветковского согласия

Эсхатологические воззрения старообрядческих общин ветковского согласия Эсхатологические представления изначально были свойственны христианам. Они же, но в измененном понимании, легли в основу русского раскола в XVII веке. Старообрядчество начиналось как массовое народное движение, замешанное на апокалипсических ожиданиях. Русское общество было подготовлено к ожиданию конца света, что тесно связывалось с наступлением царства антихриста. Для истинных христиан, как верили, конец света знаменовал собой начало Царства Божия на земле. Так «…возникла легенда о светлом граде Китеже, хотя и опустившемся на дно озера по смотрению Божию, но доступном очам достойным», — писал в своей работе «Православие» о. Сергий Булгаков.

Старообрядцы Дальнего Востока в Китае 1917-1958 гг.

Старообрядцы Дальнего Востока в Китае 1917-1958 гг. Начиная с 50-х гг. XIX в. при поддержке правительства Российской Империи дальневосточные земли начали интенсивно заселяляться переселенцами, среди которых значительную часть составляли старообрядцы различных согласий, в том числе и т. н. поповцы белокриницкой иерархии.[1] Миграционные процессы старообрядцев как наиболее способных колонистов новых земель, поощрялись правительством России.

Австралийские старообрядцы: жизнь и судьба

Австралийские старообрядцы: жизнь и судьба Среди русских эмигрантов Австралии старообрядцы занимают особое место. Это заметно, прежде всего, в области, по тому, как они оценивают свое место в австралийском обществе и, конечно, по тому, как они ходят по воскресеньям молиться. Русская иммиграция в Австралии делится на несколько слоев в зависимости от волны, в которой прибыли мигранты.

К истории поморского согласия на Урале в XVIII - XX вв.

К истории поморского согласия на Урале в XVIII - XX вв. В предлагаемом очерке делается попытка обобщить сведения по истории поморского согласия на Урале и в Зауралье в XVIII–XX вв. Эти сведения далеко не всегда достаточны, что особенно касается раннего периода. Этим и объясняется очерковый характер изложения.

Закрытие старообрядческих часовен в Нижне-Тагильском заводском округе в 30–40-е годы XIX века

Закрытие старообрядческих часовен в Нижне-Тагильском заводском округе в 30–40-е годы XIX века Закрытие и передача единоверцам часовен в Нижне-Тагильском заводском округе были проявлениями репрессионной политики, нацеленной на искоренение старообрядчества. Вплоть до смерти Николая I давление правительственного пресса на уральских староверов лишь возрастало. По представлению Синода император утвердил 5 января 1845 года создание в Екатеринбурге секретного комитета по делам раскола, который составили екатеринбургский викарный епископ, главный начальник горных заводов и начальник Екатеринбургских заводов.

Старообрядческие общины в Северной Америке

Старообрядческие общины в Северной Америке Но мы не должны забывать, что староверы - это в основе своей осмотрительные и благоразумные российские крестьяне, обладающие природным чутьем и способностью различать то, что следует принять и чего следует избегать. Общины, существующие в Северной Америке, смогли успешно приспособиться к современным технологиям, а также к новым формам политической и экономической организации.

Старообрядческие согласия Приенисейской Сибири

Старообрядческие согласия Приенисейской Сибири Старообрядцы, переселившиеся в Сибирь и вольно, и сосланные в ссылку, внесли значительный вклад в заселение огромных пространств за Уралом. Выполнялась при этом очень важная функция по расширению государственных территорий, сохранению русской культуры, традиций, духовности. На новые земли старообрядцы несли хозяйственный потенциал, культуру земледелия, патриархальный уклад жизни, в короткие сроки обживались в суровых климатических и сложных социальных условиях. В Сибири старообрядческие поселения, их крепкие крестьянские хозяйства отличались своей основательностью.

"Казаки все вообще с женами и детьми суть старообрядцы..."

"Казаки все вообще с женами и детьми суть старообрядцы..." Старообрядчество, возникшее как общественная оппозиция церковной реформе, в ходе исторического развития приобрело сложную микроструктуру, разделившись на множество субконфессий. Его социальный состав также не отличался монолитностью. Представленность старообрядцев в различных категориях русского населения была неодинакова в тех или иных региональных группах.

Старообрядчество Гомельщины и советская власть. 1920–1930-е годы (по архивным данным и устным источникам)

Старообрядчество Гомельщины и советская власть. 1920–1930-е годы (по архивным данным и устным источникам) В 1920-х годах советская власть стремилась оторвать, часто небезуспешно, от старообрядческой общности в первую очередь молодёжь и беднейшие слои, привлечь их к советскому строительству. При сельсоветах создавались группы бедноты, к их работе привлекались комсомольцы и актив молодёжи. Особое внимание уделялось вовлечению в общественные работы девушек. В сельских клубах проводились «конференции молодых крестьянок». Для отрыва от влияния верующих родителей комсомол и женотдел проводил соответствующую религиозную пропаганду, «разъясняя сущность и вред» религиозного воспитания. Также проводилась антирелигиозная агитация и работа среди женщин среднего возраста: создание делегатских институтов, различных кружков, вовлечение в органы власти.

ВИДЕО: Д/ф "Староверы Бобруйщины"

ВИДЕО: Д/ф "Староверы Бобруйщины" Документальный фильм "Староверы Бобруйщины" посвящен старообрядцам-беспоповцам, проживающим в окрестностях белорусского города Бобруйск. Продолжительность фильма 22:18 мин.

Из истории старообрядцев-неокружников на территории Московской области в 1940-1950-х годах

Из истории старообрядцев-неокружников на территории Московской области в 1940-1950-х годах Об одной из ветвей старообрядчества, ныне почти полностью исчезнувшей в результате государственной политики в отношении верующих, а именно в ее жизни в относительно благополучный для религии период второй половине 1940-х—первой половины 1950-х годов на территории Подмосковья, хотелось бы рассказать в этой статье. При написании статьи автор опирался прежде всего на документы уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Москве и Московской области, которые хранятся в Центральном Муниципальном Архиве Москвы (ЦМАМ). Использованы также и некоторые другие источники, содержащие информацию о жизни неокружников Подмосковья в рассматриваемый период.

Старообрядцы Вятской губернии второй половины XIX–начала XX вв.: обзор источников

Старообрядцы Вятской губернии второй половины XIX–начала XX вв.: обзор источников Зарождение староверия на Вятской земле относится ко второй половине XVII в. В числе первых, кто не принял реформы Никона, оказался епископ Вятский и Великопермский Александр. В 1663 г. он отправил царю Алексею Михайловичу челобитную на патриарха, в которой подверг критике все его нововведения. Однако в силу оказанного давления на соборе 1666 г. вятский епископ вынужден был раскаяться в содеянном. Только получив прощение собора, Александр в 1669 г. смог вернуться в свою епархию. В дальнейшем численность приверженцев староверия в Вятском крае будет расти, и данный регион станет одним из центров старообрядчества в России.

Особенности культуры и быта старообрядцев Тувы

Особенности культуры и быта старообрядцев Тувы Наши читатели узнали о том, кто такие старообрядцы, почему и когда они заселились в Туву. Сегодня их осталось мало, живут они, в основном, в верховье Енисея в Каа-Хемском районе, а также в г. Кызыле, Тандинском и Тоджинском районах. Поделилась опытом общения с ними Маргарита Татаринцева - автор книги, посвященной старообрядцам. Сегодня мы поговорим об особенностях культуры старообрядцев Тувы, о влиянии на нее глобализации и научно-технического прогресса.

НГ-Религии: Старообрядческая столица Поволжья: Балаковские староверы хотят иметь свой храм взамен переданного РПЦ

НГ-Религии: Старообрядческая столица Поволжья: Балаковские староверы хотят иметь свой храм взамен переданного РПЦ Во всех исторических справочниках и путеводителях о городе Балаково Саратовской области говорится, что он был основан старообрядцами, переселившимися на Волгу из Гомельского воеводства тогдашней Польши. Датой основания города считается 1762 год. Но эта дата выбрана произвольно: в декабре 1762 года императрица Екатерина II издала манифест, дозволяющий староверам вернуться из-за границы, куда они бежали от преследований. Есть сведения, что поселение на месте нынешнего Балаково возникло раньше, однако именно дата издания манифеста традиционно является точкой отсчета истории города.

Профессор Михаил Шкаровский. Громовская старообрядческая община в Петербурге

Профессор Михаил Шкаровский. Громовская старообрядческая община в Петербурге Находящееся рядом с Митрофаниевским Громовское кладбище было одним из главных центров старообрядцев-поповцев Белокриницкого согласия в России. Старообрядчество (староверие) является составной частью Русского Православия и объединяет различные религиозные структуры (согласия и толки), которые возникли в середине XVII века в результате раскола Русской Православной Церкви.

С.А. Обухович. Черемшан как центр старообрядчества Поволжья

С.А. Обухович.  Черемшан как центр старообрядчества Поволжья "Хвалынск и Черемшан это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их", о них "знала каждая старообрядческая семья, живущая при широкой реке, начиная от Н.Новгорода и кончая Астраханью", – отмечал синодальный миссионер в 1888 году.

A.A. Безгодов. Поморские моленные Патриаршины (Кудыкинская волость Владимирской губернии)

A.A. Безгодов. Поморские моленные Патриаршины (Кудыкинская волость Владимирской губернии) Кудыкинская волость Покровского уезда на протяжении XIX в и до начала XX в. входила в состав Владимирской губ. Ещё с XIV в. эти земли находились в Сенежской волости и принадлежа­ли сначала митрополитам, а затем и патриархам Московским и всея Руси. Со временем сенежские земли разделились, одной из частей стала волость Кудыкинская. В отличие от других волостей, обра­зованных на бывших патриарших землях, только в Кудыкинской (во многом благодаря старообрядцам) до XX в. сохранилось само­название данного региона - Патриаршина. В XVIII в. в этих рай­онах проживали представители многих старообрядческих согласий: беглопоповцы, федосеевцы и др., но преобладали староверы-бес­поповцы поморского согласия...

Шор Т.К. Основная проблематика старообрядческих съездов Эстонии

Шор Т.К. Основная проблематика старообрядческих съездов Эстонии После провозглашения независимой Эстонии в 1918 г. и подписания Тартуского мира в 1920 г. эстонские староверы потеряли связи с российским старообрядчеством. Для поддержания веры и своего образа жизни возникла необходимость создания соборного органа, руководящего жизнью всех общин. По переписи 1922 г. «находящиеся в расколе православные» численно составляли 10 867 человек...

Горбацкий А.А. Белорусское имение Ветка и его судьба в начале XX в.

Горбацкий А.А. Белорусское имение Ветка и его судьба в начале XX в. Сохранившиеся до наших дней очаги старообрядческих посе­лений представляют собой большую ценность как для изучения истории старообрядчества, так и для изучения традиционной рус­ской культуры. Одним из таких районов в Беларуси, где в тече­ние многих десятилетий учёные и краеведы проводят различного рода полевые исследования, является юго-восток Гомельской об­ласти (Ветковский, Добрушский, Гомельский районы).

Соколова В.Ф. Старообрядческий Китеж на озере Светлом Яре

Соколова В.Ф. Старообрядческий Китеж на озере Светлом Яре По мнению современных учёных, китежская легенда, возникшая в глубокой древности, во времена татаро-монгольских набегов, в течение веков претерпевала определённые изменения. Особая роль в оформлении легенды в том виде, в каком она дошла до нас, отводится заволжским старообрядцам, которые, как полагает В.Н.Морохин, и ввели в неё религиозные мотивы. «...Довольно сложным по составу произведением, — пишет учёный, — впитавшим в себя факты, связанные с татаро-монгольским нашествием на Русь и стихийными бедствиями, происходившими в тех или иных местах, а также элементы древнеязыческих поверий и раскольнических вероучений, и предстала Китежская легенда перед теми, кто знакомился с её содержанием по публикациям прошлого века» ...

Дынникова И.В. Старообрядцы Бразилии: жизнь и традиции

Дынникова И.В. Старообрядцы Бразилии: жизнь и традиции В настоящее время в Бразилии существует несколько колоний русских старообрядцев. Как известно, они переселились в страны Латинской Америки в середине XX в. В 2002 г. Научным Центром Русской Церковной Музыки имени прот. Димитрия Разумовского была подготовлена научная экспедиция с целью изучения жизни и культуры старообрядцев Бразилии. Финансовую поддержку и маршрут экспедиции осуществили и разработали федеральные университеты штатов Espirito Sancto (Vitoria) и Mato Grosso (Ciiiaba). Экспедиция была осуществлена в общину, расположенную в штате Mato Grosso, н 300 км от его столицы Cuiaba...

Власова В.В. Повседневные запреты в коми старообрядческих общинах

Власова В.В. Повседневные запреты в коми старообрядческих общинах ...повседневные запреты существовали как зап­реты конкретных старообрядческих групп, причём большинство из них только в устной традиции. В них нашли отражение идеи христианского аскетизма, неприятия никонианского мира, об­щехристианская идея спасения. Повседневные запреты были тес­но связаны с вопросом самоидентификации, несмешения с «чу­жими», с людьми иной веры. В то же время соблюдение/несоб­людение этих запретов было одним из критериев внутриобщинного деления.

Гущина В.А. Северные карелы: старообрядчество и формы его проявления в конце XIX - первой четверти XX в

Гущина В.А. Северные карелы: старообрядчество и формы его проявления в конце XIX - первой четверти XX в Информацию о северокарельских староверах («сранникат»), в настоящее время, можно получить лишь от людей преклонного возраста. «Сранникат» - зто «те, кто греха боялся», «божественные люди», «которые богу верили и не боялись этого: и правильно делали». В памяти пожилых карелов сохранились яркие воспоминания о жизни староверов...

Дискуссия о времени появления некрасовцев в северо-западном Причерноморье в свете документов Российского государственного архива

Дискуссия о времени появления некрасовцев в северо-западном Причерноморье в свете документов Российского государственного архива В современной исторической науке не существует однозначного мнения относительно времени появления некрасовских казаков-старообрядцев в Северо-Западном Причерноморье, вообще, и на Нижнем Дунае, в частности. Работы отечественных (украинских и российских) историков, которые появились на протяжении последних ста с большим лет, посвященные исследованию этой проблемы, условно можно разделить два направления. Условно их можно именовать "кубанским", то есть представленными работами екатеринодарских (красноярских) исследователей и "одесским", которое, соответственно, презентовали и презентуют исследователи научных центров упомянутого города...

Смилянская Е.Б. Старообрядческие поселения Бессарабии и Белая Криница: к истории возникновения и развития

Смилянская Е.Б. Старообрядческие поселения Бессарабии и Белая Криница: к истории возникновения и развития Места компактного проживания русского населения на территории Молдавии и Юго-Западной Украины своим возникновением, как правило, обязаны миграции в XVIII-XX вв. русских старообрядцев за пределы Российской империи, где переселенцы могли беспрепятственно строить молитвенные дома и отправлять службу по дониконовским книгам и традициям. Русских старообрядцев в Бессарабии и на Буковине стали повсеместно называть липованами (название большинством принимается как производное от «филипповцы» - «пилиппоны». Постепенно липованское религиозно-культурное единство, самоназвание «липованин» стали определяющими для довольно пестрой массы старообрядцев в Юго-Восточной Европе.

Наумлюк А.А. Иргизские старообрядческие монастыри и государственная церковная политика

Наумлюк А.А. Иргизские старообрядческие монастыри и государственная церковная политика Саратовское Поволжье может предоставить цельную, наполненную всеми протекавшими процессами в истории развития государственной политики по отношению к расколу, локальную картину. Особенно ярко это проявилось в существовании Иргизских старообрядческих монастырей, взаимоотношения с власть предержащими и духовно-экономическая деятельность которых, дают полное право рассматривать их как пример в анализе политики государства по отношению к расколу в Саратовском крае. Думается, что, сопоставив ее с аналогичным анализом других регионов страны, можно получить полное представление о проявлении мер правительства к старообрядчеству...

Хирьянова Л.В. К истории Белгородского старообрядчества

Хирьянова Л.В. К истории Белгородского старообрядчества В настоящих условиях пересмотра госу­дарственной политики по отношению религии и религиозным организациям наблюдается обострение научного интереса к вопросам, связанным с религиозной историей русского народа, в частности с историей ста­рообрядчества. В этой связи актуальным для исследования является исторический опыт ста­рообрядческого движения на территории бел­городского края. Сведений о белгородских старообрядцах конца XVII-середины XVI1I вв. практически не сохранилось. Начало активного расселе­ния старообрядцев в крае можно датировать последней четвертью XVII в. и оно совпадает с учреждением Белгородской епархии на Боль­шом Московском Соборе в 1667 г. Преследо­вания со стороны государственной власти и официальной Церкви привели к переселению некоторой части староверов на окраины госу­дарства, где контроль правительства был более слабым, а обширные епархии менее доступны­ми для епископского контроля...

Власова В.В. Институт наставничества у коми старообрядцев-беспоповцев

Власова В.В. Институт наставничества у коми старообрядцев-беспоповцев До конца XVIII в. на территории Коми края происходило об­разование этнографических групп коми-зырян. С XVIII в. на территории Коми появляются русские переселенцы-старообряд­цы (на верхней Вычегде, на Удоре, верхней и средней Печоре). Усвоив коми язык и культуру, они сохранили свои мировоззрен­ческие установки, которые были усвоены и коми населением. Конфессиональная принадлежность значительно повлияла на об­раз жизни, культуру. На протяжении XVIII-начала XX вв. религи­озное самосознание преобладало над этническим, что выражалось в замкнутости локальных старообрядческих групп коми. Данный факт отмечался путешественниками, исследователями, служителями цер­кви, посещавшими Коми край в XVIII-начале XX вв.

Рудаков С.В. Городецкие беглые попы во второй половине ХIХ- начале ХХ вв.

Рудаков С.В. Городецкие беглые попы во второй половине ХIХ- начале ХХ вв. Начиная со второй трети ХIХ столетия российское государство обрушило на старообрядцев всю мощь своих репрессивных органов. Тысячи полицейских чиновников, сыщиков, тайных агентов, попов ведомства православного исповедания денно и нощно были заняты очень важным государственным делом — выслеживали и ловили старообрядческих духовных лиц: священников, дьяконов, епископов. Одна из ярких страниц этой позорной для России эпопеи связана с селом Городцом Нижегородской губернии.

Обухович С.А. «Эпоха свободы» старообрядческих общин Самарской губернии (1905-1917гг.)

Обухович С.А. «Эпоха свободы» старообрядческих общин Самарской губернии (1905-1917гг.) ...С 1826 года Министерство внутренних дел начинает собирать сведения о числе «раскольников». Но неполноправное юридическое положение староверов открывало возможность для полицейского и судебного преследования. Самый распространенный способ избежать этого – сокрытие своей приверженности к «расколу». Потому, основываясь на цифрах, указанных местным духовенством в отчётах Духовной Консистории, трудно определить численность старообрядчества Самарской губернии с достаточной степенью достоверности...

Коровушкина-Пярт И.П. Старообрядчество Урала в годы сталинской «революции сверху»: репрессии, протест и выживание

Коровушкина-Пярт И.П. Старообрядчество Урала в годы сталинской «революции сверху»: репрессии, протест и выживание Взаимоотношения государства и Русской Православной церкви в советский период довольно подробно освещаются в ряде публикаций последних лет. Отечественные и западные историки рассматривают вопросы формирования и проведения антирелигиозной политики в послереволюционной России, обращая особое внимание на взаимоотношения власти и верующих. Что нового может добавить история старообрядчества в советский период к нашему пониманию, во-первых, отношений государства и верующих и, во-вторых, феномена старообрядчества как социально-религиозного явления русской истории нового времени?

Беспоповские общины старообрядцев города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.)

Беспоповские общины старообрядцев города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.) К исследованию данной темы автора побудило изучение коллекции кирилловских памятников XVII - XX вв. из фондов музея-заповедника для воссоздания более точной картины их использования на территории края в связи с их преобладанием в старообрядческой среде. С помощью ряда архивных документов Лениногорского филиала ГАВКО и результатов экспедиций Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника за 1973-2008 годы попытаемся проследить историю старообрядческих беспоповских общин г. Риддера.

Котцов А.Г. Воспоминания о староверии в Архангельской губернии

Котцов А.Г. Воспоминания о староверии в Архангельской губернии Северные края России после никоновских реформ стали тем местом, куда устремились жаждущие древлего благочестия в надежде сохранить неповрежденной Веру Христову. Иноки Соловецкого монастыря, рассеянные после его разгрома в 1676 году, проповедовали людям наступление антихристова царства. Затем Выговское общежительство в течении 150 лет направляло христианскую жизнь в этих местах. Поэтому неудивительно, что среди ревнителей веры не нашлось желающих принять безблагодатное священство - поповцев на Севере практически не было.

Поташенко Г.В. Русские староверы Польши и Литвы в 1920 - 1930-х гг.

Поташенко Г.В. Русские староверы Польши и Литвы в 1920 - 1930-х гг. Материалы настоящей публикации знакомят с важными чертами религиозно-общественной, культурной и просветительской деятельности русских старообрядцев-поморцев Польши и Литвы в период между первой и второй мировыми войнами, отразившейся на страницах их периодической печати. Кроме того, несколько более важных текстов взято из других источников.

Поташенко Г.В. Эмиграция старообрядцев в Великое княжество Литовское: 1700-1760 гг.

Поташенко Г.В. Эмиграция старообрядцев в Великое княжество Литовское: 1700-1760 гг. Эмиграция старообрядцев в великое княжество Литовское (да­лее - ВкЛ) является важным, но малоизученным вопросом. В XIX и XX вв. историки старообрядчества в своих трудах касались лишь отдельных эпизодов этой эмиграции. Авторы работ, нося­щих обзорный характер, считают, что эмиграция великорусов в Речь Посполиту, начавшаяся во второй половине XVII в., в XVIII в. стала массовой и в итоге привела к возникновению многочислен­ных старообрядческих поселений, а также приходов в разных ме­стах обширного государства. Некоторые аспекты этого переселе­ния, связанные с формированием старообрядческих (беспоповс­ких и поповских) приходов, с ходом миграции в первой полови­не XVIII в. и мерами российского правительства по уменьшению исхода подданных России, нашли отражение в трудах о старооб­рядцах Литвы и Беларуси...

Поташенко Г.В. Староверы Литвы: вехи истории (вторая половина XVII - начало XXI вв.)

Поташенко Г.В. Староверы Литвы: вехи истории (вторая половина XVII - начало XXI вв.) Начало эмиграции старообрядцев на территорию современной Литвы (часть ВкЛ) относится к концу 1670-х гг. Согласно "Дегуцкого летописа", бывший стрелецкий десятник Трофим Иванов был одним из первых старообрядцев-эмигрантов, поселившихся в 1679 г. северо-восточной части Литвы. Первый достоверно известный старообрядческий храм на ее территории был сооружен в 1710 г. в деревне Пуща около Кряунос (ныне Рокишкский район). Первым наставником Пущанской общины был Афанасий (Антоний) Терентьевич из Лигинишек (ныне Даугавпилс). Надо полагать, что в 1679-1710 гг. поселения старообрядцев на территории современной Литвы были еще малочисленными.

Маннапов М.М. Современное состояние старообрядчества в Башкирском Зауралье

Маннапов М.М. Современное состояние старообрядчества в Башкирском Зауралье Юго-восток Башкортостана занимает одно из значительных мест в истории появления религиозных общин в республике. Старообрядчество стало утверждаться на территории Зилаирского плато в конце XIX - XX вв. Массовое переселение старообрядцев в Башкирское Зауралье из Казанской, Самарской, Саратовской и Оренбургской губерний явилось своеобразным демографическим взрывом и было связано социально-политическими событиями в стране. Конфессиональный фактор сыграл определенную роль во взаимоотношениях с местным населением. Соседство с башкирами обусловило известную самоизоляцию старообрядцев данного региона. Среди местного населения они получили общее название «кержаки».

Русские старообрядцы в Великом княжестве Литовском: становление древлеправославной традиции

Русские старообрядцы в Великом княжестве Литовском: становление древлеправославной традиции "Эмиграция старообрядцев на территории Речи Посполитой имеет огромное значение для истории старообрядчества XVIII - XX вв. и сыграло определённую роль (хотя и второстепенную) во взаимоотношениях между Россией и Речью Посполитой в XVIII в. В последние десятилетия появились новые исследования по истории и книжности старообрядцев в XVIII в. на территории нынешней Польши, Латвии, Литвы и Беларуси. Однако, ещё многие проблемы остаются не решёнными. Одна из них - подробный анализ становления древлеправославной традиции, вернее, поповской и беспоповской традиций в Великом княжестве Литовском, и более детальное изучение историко-культурного значения отдельных старообрядческих центров в Великом княжестве Литовском и религиозных обществ в целом в контексте как российской, так и великокняжеской литовской культуры..."

Власова В.В. История этнографического изучения старообрядческой традиции коми

Власова В.В. История этнографического изучения старообрядческой традиции коми Старообрядчество, представляющее собой многовековое движение - религиозное, культурное, социальное, существенно повлияло на формирование конфессиональной и историко-этнографической карты России. Долгое время его рассматривали как исключительно "русское" явление, хотя уже со второй половины XIX в. появляются данные о распространении староверия среди финно-угорских народов (мордвы, карел, пермяков, зырян). Т.А. Бернштам в одной из своих работ высказала предположение, что "там, где постоянных русских жителей было мало, православие не имело давних корней или не успело распространить своего влияния, староверие стало ... носителем христианских идей". В последнее десятилетие интерес ученых к таким вопросам как причины распространения староверия, его влияние на культуру и быт не только не уменьшился, но активизировался...

Катаяла К. Дымом в Царствие Небесное. Самосожжения староверов в шведской Карелии в конце XVII в.

Катаяла К. Дымом в Царствие Небесное. Самосожжения староверов в шведской Карелии в конце XVII в. "Самосожжения оказались спровоцированы ситуацией конфликта между сторонниками старых и обновленных обрядов в православной церкви России. Старообрядчество было вызвано к жизни распоряжениями московского патриарха Никона об изменении литургических текстов. Согласно новшествам Никона следовало отказаться от земных поклонов во время молитвы, а двуперстное крестное знамение заменялось троеперстным. Реформы коснулись также формы креста, литургии и церковного песнопения..."

Несгибаемая Ветка. Ревнители старой веры из-за гонений царских властей становились «западниками поневоле»

Несгибаемая Ветка. Ревнители старой веры из-за гонений царских властей становились «западниками поневоле» Перейдя польский рубеж, который был в пятнадцати верстах от их слобод, староверы нашли удобное место для поселения почти у самой русской границы. На пустынном острове реки Сож, недалеко от Гомеля, они построили первую слободу, названную по имени речного острова Веткой. Также Веткой принято называть всю совокупность старообрядческих поселений в нынешней Гомельской области Белоруссии.

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология

http://1zakon.su/ уголовные адвокаты.