Идеи царебожничества имеют корни в конспирологии

Идеи царебожничества имеют корни в конспирологии Новому российскому мистическому движению - царебожничеству, или «новой опричнине» - посвятил свою лекцию кандидат философских наук, доцент школы философии НИУ ВШЭ, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ Борис Кнорре. Встреча прошла 15 декабря в культурном центре «Покровские ворота».

Никольский Е.В. Ересь царебожия как «реинкарнация» культа деизированных правителей Древнего мира

Никольский Е.В. Ересь царебожия как «реинкарнация» культа деизированных правителей Древнего мира В статье с религиоведческих и богословских позиций рассматривается современное движение царебожников (русских растафариан). Автор анализирует истоки этого движения, уходящие корнями в дореволюционное сектантство. Проводит типологические параллели с культами обожествленных правителей Древнего мира и показывает сходство воззрений царебожников (русских растафариан) с представлениями о монархе в древнем язычестве. Делается вывод о том, что данное новое религиозное движение при наличии внешней христианской атрибутики пропагандирует сугубо языческое мировоззрение, когда вместо Бога начинается поклонение творению. Прогнозируется окончательная дехристианизация царебожников (русских ратафариан).

Зыгмонт А.И. О феномене «царебожия» в современной религиозной культуре России

Зыгмонт А.И. О феномене «царебожия» в современной религиозной культуре России Царебожие – учение о божественном статусе русского царя и течение в современном российском православии, возникшее в 90-х годах XX в. В статье рассматриваются его ключевые моменты: восприятие истории как Откровения, «спираль времени», эсхатология, полемика внутри течения. Опираясь на значительный массив источников, автор реконструирует «основной миф царебожия». В заключении приводятся аргументы в пользу корректности термина «царебожие».

Современные секты царебожников: особенности вероучения и деятельности Т.Гроян (схимонахини Николаи)

Современные секты царебожников: особенности вероучения и деятельности Т.Гроян (схимонахини Николаи) Среди множества современных тоталитарных сект определённую нишу занимают псевдоправославные секты, паразитирующие на авторитете Православной Церкви, безграничном доверии верующих ко всему, что идёт от Церкви и готовности их вложить все силы своей души в дело спасения. Как правило, такие движения обладают рядом характерных признаков, в той или иной степени повторяющихся в каждом из них. Среди таких групп нет абсолютного единства, так как некоторые из этих признаков противоречат друг другу. Не все общины, братства, приходы, объединённые этим движением, являются сформированными тоталитарными сектами, но все они искажают учение Православной Церкви, создают нездоровый фон и тенденции к расколу.

Около покаяния (о «Чине всенародного покаяния»)

Около покаяния (о «Чине всенародного покаяния») Ныне среди небольшой части православных священнослужителей и мирян получил распространение так называемый "Чин всенародного покаяния русского народа". Вдохновители этого "Чина" предлагают всем православным людям лично каяться в предательстве и убийстве царя Николая II и членов его семьи, расценивая участие в "Чине" в качестве единственно возможной формы возрождения русского народа.

Отзыв на «Чин всенародного покаяния»

Отзыв на «Чин всенародного покаяния» Оставляет недоумение и ссылка авторов Чина на покойного патриарха Алексия II – слишком избирателен подход к его духовному наследию. Значит, высказывание 1993 года (к 75-летию убиения царской семьи, тогда еще не прославленной) принять можно, а сам Акт прославления во святых 2000 года подлежит покаянию за «недостаточное (?!) и половинчатое прославление ».

Протоиерей Петр Андриевский. ЕРЕСЬ ЦАРЕБОЖИЯ

Протоиерей Петр Андриевский. ЕРЕСЬ ЦАРЕБОЖИЯ Центральным догматом православного вероучения является догмат об искуплении грехов всего мира Господом нашим Иисусом Христом на Голгофском Кресте. Но может быть, Иисусу Христу и не нужно было восходить на Крест для искупления наших согрешений? Может быть, искупить грехи людей могли и некоторые благочестивые люди? Царебожники отвечают: да, могут. Святой Царь Николай II, по их мнению, пострадал и искупил грехи, правда, не всего мира, а только русского народа. А если в каждом из народов найти по такому "царю Николаю", тогда, пожалуй, и жертва Христова не нужна...

Игумен Игнатий (Душеин). Движение «царебожников» - путь к расколу

Игумен Игнатий (Душеин). Движение «царебожников» - путь к расколу В современном российском церковном сообществе возникла и развивается ересь. Ее глашатаи с маниакальным упорством пропагандируют свои идеи, смущают ими церковный народ, выдают ее за святоотеческое наследие. Ересь эта - «царебожие» - движение которое уже стало почти раскольничьим, в связи с тем что его поднял на щит бывший Чукотский епископ Диамид. Последователи этого учения, сами того не понимая, уходят от главного поля борьбы за спасения своих душ - от настоящей духовной жизни, от внутренней брани. Это горестно вдвойне, ибо именно эти люди мнят себя находящимися на передовой борьбы добра и зла. Они думают быть ревнителями Истины, потешая лукавого пустым биением воздуха, сеянием злобы и раскола в Церкви Христовой...

Осторожно: ересь царебожия!

Осторожно: ересь царебожия! Информационный отдел Барнаульской епархии подготовил специальный материал о ереси царебожия и ее последователях. Это обстоятельство вызвано тем фактом, что в данном регионе существуют подобные движения, которые вводят в заблуждение православных верующих. По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, листовки распространяются в храмах Барнаульской епархии.

Еще раз о "царе - искупителе"

Еще раз о "царе - искупителе" Царь-мученик Николай II имеет столько добродетелей истинных, что не нуждается в добродетелях ложных. Поэтому он не нуждается в приписывании ему ложных заслуг: удержания мира от зла и искупления грехов русского народа. Апологетам этих ложных учений следовало бы оставить попытки превратить почитание Царственных Страстотерпцев православными людьми в царебожническую ересь, а, взирая на подвиг Царственных Мучеников, стремиться украсить и свои души теми добродетелями, которыми прославились они: смирением, терпением скорбей, незлобием, нищелюбием, милосердием к страждущим, а особенно -- верностью Матери-Церкви.

Утвердится ли в России новая ересь? Анализ богослужебных текстов, посвященных Николаю II, говорит о такой возможности

Утвердится ли в России новая ересь? Анализ богослужебных текстов, посвященных Николаю II, говорит о такой возможности В ходе споров и дискуссий, предшествовавших канонизации Николая II, речь заходила, в частности, о последствиях канонизации для церковного сознания. Этот вопрос, однако, был обойден Синодальной комиссией по канонизации святых, главной заботой которой, судя по всему, был поиск наиболее точной формулировки прославления. Комиссия сделала, кажется, все возможное, чтобы связать святость царя и царской семьи исключительно со страстотерпчеством (благо в русской церковной истории существует "классический" пример - гибель князей Бориса и Глеба).

Псевдоправославная секта «Опричное братство» и ее руководитель Н. Козлов (А.А. Щедрин)

Псевдоправославная секта «Опричное братство» и ее руководитель Н. Козлов (А.А. Щедрин) «Опричники Ивана Грозного», «Опричное братство», «Андреевы братья» — группа, включающая в себя около 40 человек, большинство из которых — крепкие мужчины в расцвете сил. Основная часть (община «опричников») имеет постоянное место пребывание в городе Любиме и Любимском районе Ярославской области. Есть у группы филиалы или близкие единомышленники и в других городах. Помимо «любимцев» наиболее широко известны московские, новосибирские, и одесские опричники. Идейный вдохновитель и руководитель — Андрей Алексеевич Щедрин (литературные псевдонимы Николай Козлов и Б. Ольховский) достаточно известный в околоправославных и националистических кругах публицист.

«Опричный мистицизм» в религиозных практиках «царебожничества»

«Опричный мистицизм» в религиозных практиках «царебожничества» Идейная суть «царебожничества», называемого еще и учением о русской теократии, состоит в обожествлении статуса русского самодержца, а иногда — русских православных правителей в целом. Это, в свою очередь, выражается в сакрализации фигуры того или иного монарха и в его идеализации, как правило, с искажением исторических фактов, с целью создания необходимого образа. Идеализации подвергается не только монарх, но и часть его окружения. В случае с императором Николаем II это прежде всего все члены семьи императора, но также и «друг семьи» Григорий Распутин, канонизации которого сегодня также добиваются царебожники.

Эстетика современного царебожничества: богословские и социально-политические дискурсы

Эстетика современного царебожничества: богословские и социально-политические дискурсы Суть «царебожничества» состоит в обожествлении статуса русского самодержца, а иногда – русских православных правителей в целом. Это, в свою очередь, выражается, в сакрализации фигуры того или иного монарха и в его идеализации, вплоть до искажения фактов, рисующих его исторический образ. Соответственно, идеализации подвергается не только монарх, но и часть его окружения. В случае с императором Николаем II – это, прежде всего, все члены семьи императора, но также и “друг семьи” Григорий Распутин, канонизации которого сегодня также добиваются царебожники.

Священник Алексий Плужников. Царский путь

Священник Алексий Плужников. Царский путь В современной церковной жизни уже привычным стало понятие "православный монархизм". Оживленные, подчас бурные дискуссии развиваются вокруг этого понятия и в прессе, и на приходах. Давайте и мы немного поразмышляем о "православном монархизме" и " монархистах" в нашем местном варианте.

«Акафисты и книги прикладывать к больным местам — читать не обязательно»

«Акафисты и книги прикладывать к больным местам — читать не обязательно» Царебожие — ересь, последователи которой считают царя Николая II искупителем греха русского народа против царской власти. Как Господь Иисус Христос вочеловечился и принес Себя в Жертву за всех людей, так якобы и царь Николай, отрекшись от царского престола, принес себя в жертву от лица русского народа, как единственный неповинный в грехе против царской власти. Все это в корне противоречит христианскому учению: называя царя искупителем, еретики тем самым не признают достаточным для нашего спасения искупительный подвиг Господа Иисуса Христа. И если Голгофа не смогла спасти русский народ и Богу потребовалась еще одна жертва, которую Он принял в лице царя, получается, что человек может быть спасен человеком, и тогда вообще придется признать Жертву Христа ненужной...

НГ-Религии: Теология царя-искупителя. Ультраправославные апологеты уподобили Николая II Христу

НГ-Религии: Теология царя-искупителя. Ультраправославные апологеты уподобили Николая II Христу Один из видных проповедников культа, глава Братства Святого Царя-Искупителя Николая II и редактор газеты «Жизнь вечная» Вадим Кузнецов, отмечал в 2001 году в одной из своих «бесед»-проповедей, что «к сожалению, даже среди большинства почитателей светлой памяти Царя Николая Второго большая часть людей не понимает смысл отречения» императора. По версии царебожников, смысл в том, что затем «Святой Царь Николай Второй своей кровью искупил грех клятвопреступления соборному обету верности законным самодержавным Царям из Дома Романовых», «грехи наши, то есть последующих поколений, Николай Второй объял своей искупительной жертвой». «Он искупил не только грехи тех поколений, которые жили до него, начиная с 1613 года, вплоть до нашего поколения. Это подобно Иисусу Христу», – пишет Кузнецов...

Киев. Блаженнейший митрополит Владимир осудил "чин всенародного покаяния"

Киев. Блаженнейший митрополит Владимир осудил "чин всенародного покаяния" На епархиальном собрании духовенства Киевской епархии 26 декабря 2007 г. Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир осудил получивший распространение в последнее время так называемый «чин всенародного покаяния», в котором верующим предлагается каяться в «грехе цареубийства». Под последним понимается участие в грехе убийства российского императора Николая Александровича Романова, канонизированного Русской Православной Церковью в лике страстотерпцев.

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология