Рец.: Беглов А.Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР

Рец.: Беглов А.Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР Работа А.Л.Беглова "В поисках "безгрешных катакомб"" - первое специальное исследование нелегальной церковной жизни в СССР. Книга состоит из двух частей: 1) Советское государство и церковное подполье (1920-1930-е гг.); 2) Советское государство и церковное подполье в период "нового курса" в государственно-церковных отношениях (1943-1953 гг.). Хотя автор и ставит 1953 г. в качестве верхней границы своего исследования, в эпилоге он выходит за установленные им временные рамки. В конце работы помещены приложения, список источников, библиография, список иллюстраций и таблиц, а также указатель имен и географических названий.

А.Л. Беглов: «Церковное подполье не существовало отдельно от легальных приходов»

А.Л. Беглов: «Церковное подполье не существовало отдельно от легальных приходов» Корреспондент информационного портала «Богослов.Ru» Леонид Бамблевский встретился с кандидатом исторических наук историком Алексеем Львовичем Бегловым, который занимается исследованием жизни Русской Церкви в ХХ веке, в том числе вопросами «церковного подполья».

Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920–1940-е гг.)

Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920–1940-е гг.) В 1930-е и 1940-е гг. подполье играло роль сохранения церковной жизни, которая не могла существовать в легальных условиях. Но в последние военные и послевоенные годы стали заметны изменения, которые претерпели за два десятилетия различные стороны нелегальной церковности. Например, в незарегистрированных общинах значительно сократилось число церковнослужителей. Поэтому репрессии против духовенства вели не к исчезновению подпольных богослужений, а к их изменению. Изменения эти носили характер редукции богослужебных чинопоследований, обрядов и таинств и в конце концов вытесняли обычаи церковного подполья в область внецерковных практик. Известные примеры дают возможность проследить стадии этого процесса.

ВИДЕО: Д/ф о Катакомбной Церкви на Киевщине (на укр. яз.)

ВИДЕО: Д/ф о Катакомбной Церкви на Киевщине (на укр. яз.) На украинском столичном телеканале «Киев» был снят и показан документальный фильм об исповедническом служении духовенства Катакомбной Церкви Киевщины в годы советских атеистических гонений. Фильм состоит из двух частей. В первой рассказывается о гонениях на Православную Церковь в СССР в 1920-е – 30-е годы и уходе духовенства в подполье (катакомбы). Во второй части повествуется о положении Церкви в годы II Мировой войны и о гонениях на духовенство Катакомбной Церкви Киевщины в 1940-е – 70-е годы.

История «правой» церковной оппозиции («иосифлянства») на Гомельщине в 1928 – нач. 1941 гг.

История «правой» церковной оппозиции («иосифлянства»)  на Гомельщине в 1928 – нач. 1941 гг. Одной из наименее изученных страниц белорусской церковной истории ХХ ст. является деятельность «правой» церковной оппозиции, возникшей в конце 1920-х гг. по причине несогласия некоторых православных священнослужителей и мирян с общим курсом церковной политики, проводившимся Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) (1867-1944). Категорически отрицая всякую возможность компромисса с большевистским режимом, последователи «правой» церковной оппозиции пошли на разрыв с созданным митрополитом Сергием Временным Высшим Патриаршим Синодом, сохраняя каноническое подчинение Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) (1862-1937).

«Истинно-Православная Церковь» после Сталина

«Истинно-Православная Церковь» после Сталина Доклад Сергея Шумило на конференции "Церковное подполье в СССР". Чернигов, 18-19 ноября 2011 г.

«Истинно-Православные Христиане» Пензенской области в 1940-1980 гг.

«Истинно-Православные Христиане» Пензенской области в 1940-1980 гг. Деятельность религиозных групп истинно-православных христиан Пензенского региона отражала характерные закономерности, присущие конфессиональной практике СССР в 1940–1980 гг.; региональные религиозные общины ИПХ в полной мере почувствовали на себе прессинг государственно-церковной политики в исследуемый период; вопреки системности и масштабности антицерковной работы государства религиозные общины истинно- православных христиан продолжали существовать. В целом же пробле-а деятельности пензенских групп ИПХ в 1940– 1980-х гг. пока еще остается малоисследованной.

ВИДЕО: Протоиерей Георгий Митрофанов на презентации книги о митр. Иосифе (Петровых)

ВИДЕО: Протоиерей Георгий Митрофанов на презентации книги о митр. Иосифе (Петровых) Выступление профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова на презентации первого издания книги "Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды" (Сост.: М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. - М.: Братонеж, 2011; Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти»). 1-е изд.: СПб.: 2006.).

Сектантско-раскольническая деятельность "катакомбного" священника Иосифа Ринкевича (1925-2008)

Сектантско-раскольническая деятельность "катакомбного" священника Иосифа Ринкевича (1925-2008) Особое место в истории белорусского сектантства занимает деятельность бывшего священника Минско-Белорусской епархии Русской Православной Церкви Иосифа Ринкевича (1925-2008), на протяжении многих лет сочетавшего традиционную православную атрибутику с идеями собственного мессианства и радикального эсхатологизма.

Религиозные практики и нелегальные церковные субкультуры 1920-х – 1960-х гг.

Религиозные практики и нелегальные церковные субкультуры 1920-х – 1960-х гг. К началу Великой Отечественной войны наибольшее количество не входивших в состав Московского Патриархата христиан СССР принадлежало к нелегальным церковным субкультурам или к так называемой Катакомбной Церкви. Она никогда не представляла собой единой организационно оформленной структуры и является собирательным термином для обозначения различных тайных православных течений. Катакомбность Церкви не обязательно означает ее непримиримость. Этот термин охватывает всякую неофициальную и поэтому не контролируемую государством церковную деятельность.

Профессор М.В. Шкаровский. Истинно-Православные общины в Киеве в 1930-х годах

Профессор М.В. Шкаровский. Истинно-Православные общины в Киеве в 1930-х годах Доклад на Международной научной конференции "Церковное подполье в СССР". Чернигов, 18 ноября 2011 г.

Тригуб О. Істинно-Православна Церква на Миколаївщині (1927-1939 рр.)

Тригуб О. Істинно-Православна Церква на Миколаївщині (1927-1939 рр.) Доповідь на Міжнародній науковій конференції "Церковне підпілля в СССР". Чернігів, 18 листопада 2011 р.

АУДИО: Зарождение Истинно-Православной Церкви на Черниговщине

АУДИО: Зарождение Истинно-Православной Церкви на Черниговщине Доклад Виталия Шумило на конференции "Церковное подполье в СССР". Чернигов, 18-19 ноября 2011 г.

АУДИО: М.В. Шкаровский. История Истинно-Православной Церкви в Украине в 1920-40-е гг.

АУДИО: М.В. Шкаровский. История Истинно-Православной Церкви в Украине в 1920-40-е гг. История Истинно-Православной Церкви в Украине в 1920-40-е гг. Доклад профессора Михаила Шкаровского на конференции "Церковное подполье в СССР". Чернигов, 18 ноября 2011 г.

Истинно-православная церковь и истинно-православные христиане в Нижегородском крае (по архивным и экспедиционным материалам)

Истинно-православная церковь и истинно-православные христиане в Нижегородском крае (по архивным и экспедиционным материалам) Раскол - как явление культурно-историческое не принадлежит исключительно истории России и Русской православной церкви (далее РПЦ), поскольку примеров существования нелегальной Христианской церкви за всю историю христианства можно обнаружить не мало. Кроме хорошо известного раскола, называемого старообрядческим, история РПЦ XX века знала еще и обновленческий раскол ("левый"), и "правые" расколы, которые стали известны под именами Истинно православной церкви (ИПЦ) и Истинно православного христианства (ИПХ)...

Следственное дело "Антисоветское церковное подполье" (1943-1946 гг.)

Следственное дело "Антисоветское церковное подполье" (1943-1946 гг.) 1943 год ознаменовался новым курсом государственной политики по отношению к Церкви. Сентябрьская встреча в Кремле Сталина с тремя митрополитами, выбор Патриарха на Архиерейском Соборе, возобновление церковной издательской деятельности, открытие храмов и другие уступки говорили о том, что произошли изменения в самой государственной схеме взаимоотношений власти и Церкви. Заметно уменьшилось число репрессированных за веру. Вместе с тем в именно в сороковые годы значительная часть Церкви, главным образом священнослужители и члены окормляемых ими общин, собиравшиеся для тайных богослужений, пошли в годы по знакомой дороге на Север и Восток, в лагеря и ссылки.

Павел Проценко. Миф об Истинной Церкви

Павел Проценко. Миф об Истинной Церкви В уходящем веке в России была построена одна из изощреннейших тоталитарных систем, которая (можно лишь надеяться и верить) была в конце столетия обличена и преодолена. Кто же ее преодолел? Ни государство, ни культура, ни наука, ни, больно сказать, Церковь не смогли укрыть человека от разбушевавшегося зла. Выстояли и преодолели тьму отдельные люди, взращенные на Евангелии и внутренней (может быть подчас и плохо осознаваемой) церковности. Среди них краеугольное место принадлежит тем, кого назвали новомучениками и новыми исповедниками. Многие, если не большинство из них, принадлежали к движению «непоминающих», участники которого не могли согласиться с политикой церковного коллаброционизма, с раболепством перед кровожадной атеистической властью. Стойкость «непоминающих» в страшные годы террора в каком-то смысле спасла честь русского православия.

Позвольте не согласиться!

Позвольте не согласиться! Вчера на Портале-Credo.RU была опубликована статья прот.Алексия Лебедева «"ТРЕТЬЯ СИЛА" В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой квалификации этой Церкви». В своем обзоре исследований, посвященных истории "Истинно-Православной Церкви" (ИПЦ), автор выделяет две традиции конфессионального подхода к оценке данного феномена. К первой он относит ту, которая "концентрируется на доказательствах отрицания существования ИПЦ как собственно церковного явления, пытаясь свести ее к нецерковным "сектантским" формулам", вторая же ей оппонирует.

А.Л. Беглов. "Катакомбное наследство": в реальности и на самом деле

А.Л. Беглов. "Катакомбное наследство": в реальности и на самом деле В последнее время оживились поиски "здоровой альтернативы Московскому Патриархату". Как правило, в качестве претендентов на эту роль выступают "катакомбники" и их возможные преемники. В публицистике 1990-х понятие "катакомбы" объединяет разнородные явления церковной истории ХХ века: 1) церковно-политическую оппозиционность руководству Московской Патриархии, прежде всего - местоблюстителю и патриарху Сергию (Страгородскому), издавшему в 1927 г. "декларацию о лояльности" советской власти; 2) нелегальность с точки зрения советского законодательства отдельных церковных групп; 3) последовательную "антисоветскую" настроенность членов таких групп...

А.Л. Беглов. Печатников переулок (Историческая справка о тайном «ските» 1920–1960-х гг., располагавшемся в Москве)

А.Л. Беглов. Печатников переулок (Историческая справка о тайном «ските» 1920–1960-х гг., располагавшемся в Москве) Как-то так получилось, что Печатников переулок стали называть обречённым ещё тогда, когда никакой обречённостью и не пахло... А пока публикуем историческую справку о доме №3, составленную научным сотрудником Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, кандидатом исторических наук Алексеем Бегловым. Сим опровергается ложный тезис об отсутствии исторической ценности этого строения и подтверждается мудрая истина: если история старого московского дома кажется нам безинтересной, значит мы её просто не знаем.

М.В. Шкаровский. Церковное сопротивление в СССР. Катакомбная Церковь

М.В. Шкаровский.  Церковное сопротивление в СССР. Катакомбная Церковь "В истории имелось достаточно много примеров, когда в каком-нибудь государстве существовала нелегальная Христианская Церковь. Прямым же прецедентом ситуации, сложившейся в СССР, являлось положение Католической Церкви во Франции времен Великой революции. Появившиеся там общины так называемого «неприсягнувшего священства» не приняли решений революционных гражданских властей и подверглись жестоким репрессиям... Эти события очень напоминают историю деятельности Катакомбной Церкви в СССР, хотя и характеризуются значительно меньшим размахом и продолжительностью. Первые тайные православные общины появились в советской республике уже вскоре после Октябрьской революции - в 1918 г., вслед за выходом январского воззвания Патриарха Тихона, предававшего анафеме гонителей Церкви..."

Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920-1940-е гг.

Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920-1940-е гг. "в 1920-1930-е гг. отношение легального епископата к подпольным формам церковной жизни было благожелательным. Многие епископы Патриаршей Церкви - в том числе непосредственные помощники Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) - участвовали в созидании церковного подполья: руководили учебными заведениями, рукополагали тайных священников, организовывали благотворительность. Вместе с тем полноценное руководство нелегальной церковной жизнью из единого центра в условиях жесткой репрессивной политики властей было невозможно..."

Майорал интернет магазин Детский интернет магазин / Mayoral. Купите сейчас markandmary.ru

Документы общеправославного значения

Современные межправославные отношения

Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии

Русская Православная Старообрядческая Церковь в Румынии

Русская Древлеправославная Церковь

Расколы и разделения в Русской Православной Церкви XX-XXI ст.

Украинские церковные расколы

Русская Православная Церковь Заграницей и греческий старостильный раскол

Расколы в Румынской Православной Церкви

Расколы на территории Западной и Центральной Европы

Episcopi vagantes

Внутрицерковное сектантство и околоцерковная мифология