«Раскол — это политический авантюризм», — утверждает богослов Виктор Чернышев
Автор: Православная жизнь | Рубрика: Статьи
О причинах и следствиях раскола, о том, почему неразборчивость в выборе церкви не совместима с внутренним аристократизмом — в интервью с профессором богословия и преподавателем КДА Виктором Михайловичем Чернышевым.
Была ли русская автокефалия XV века незаконной?
Автор: Федор Гайда | Рубрика: Статьи
Со стороны анафематствованного «патриарха всея Украины-Руси» Филарета Денисенко и его присных нередко слышится такой аргумент в пользу провозглашения «Киевского патриархата»: Москва, мол, тоже в свое время самочинно провозгласила свою автокефалию и целых полтора века ждала ее признания со стороны Константинополя. Можно, де, и нам подождать… Кроме того, аргументом в пользу создания самосвятской УПЦ КП выдвигается факт обретения Украиной государственной независимости в 1991 году. Подобные обоснования, конечно, подтверждают лишь невысокий уровень канонической самооценки украинских самосвятов. Но, кроме этого, вызывает большие сомнения и историческая аргументация филаретовцев.
Особенности отношения государств и международных правовых организаций к расколам в современном Православии
Автор: А.Н. Лещинский | Рубрика: Статьи
В 20 - начале 21 вв. в православии произошли большие изменения. Появилось много объединений, которые не входят в юрисдикции Поместных церквей Вселенского православия. Такие структуры были и прежде, но на рубеже веков их появилось значительно больше. Одна из причин их появления – произошедшие распады государств и систем государств, в частности в Европе. Сюда следует отнести социалистический лагерь, особенно СССР и СФРЮ (Югославию). В некоторых государствах возникла тенденция, ведущая к тому, чтобы иметь свою, так называемую национальную православную церковь. Таким образом, появились структуры, отошедшие от Сербской, Русской, Болгарской православных церквей.
Все эти образования со стороны представителей Матерей-Церквей называются расколами. Отношение к ним чаще всего негативное.
К.А. Кузоро. Преподавание истории и обличения церковного раскола на миссионерских отделениях духовных академий и семинарий второй половины XIX −начала ХХ вв. (по архивным данным)
Автор: К.А. Кузоро | Рубрика: Статьи
"...Цель преподавания предметов по истории старообрядчества Синод видел в том, чтобы «приготовить будущих пастырей Церкви к успешной борьбе с заблуждающимися». При этом, преподавание наук о старообрядчестве «должно отличаться полным научным беспристрастием, должно быть безусловно чуждо вражды к заблуждающимся и укоризненных отзывов об их, иногда странных верованиях». Высокий уровень постановки преподавания истории и полемики со старообрядчеством дал свои результаты. В последней трети XIX − начале ХХ вв. число исследований старообрядчества значительно возросло, расширилась их проблематика, увеличилась источниковая база. В конце XIX века были изданы талантливые учебные пособия для духовных семинарий, содержащие полную и хорошо структурированную информацию о старообрядчестве..."
К.А. Кузоро. Исследование старообрядчества в духовных академиях второй половины XIX – начала XX вв.
Автор: К.А. Кузоро | Рубрика: Статьи
"...Ко времени создания трудов церковных историков и богословов о расколе в обществе окончательно утвердилось преобладание лояльного отношения к староверам. Публицисты и историки все чаще говорят о том, что старообрядчество является самобытной, народной верой, имеющей такое же право на существование, как и официальное православие..."
"...В обществе окончательно утвердилась точка зрения, что церковный раскол - сложное явление, подлежащее самому обстоятельному изучению, противодействовать которому можно лишь обладая глубокими знаниями о нем. Следствием осознания потребности в глубоком изучении явления старообрядчества стало сосредоточение исследований раскола в духовных академиях..."
Андрей Гайосинскас. Проблемы и специфика "Независимого Сакраментального Движения"
Автор: Андрей Гайосинскас | Рубрика: Статьи
В последнее время все больше малых независимых православных церквей на постсоветском пространстве налаживает связи с аналогичными юрисдикциями за границей. А всемирные связи малых юрисдикций все сильнее интенсифицируются. Да и количество самих независимых малых юрисдикций, самостийных епископов и приходов растет в геометрической прогрессии. Их количественный рост объясняется изменившейся структурой информационного поля.... Что же это за церкви, какова их специфика, с какими проблемами сталкиваются как сами церкви, так и пытающиеся исследовать их историю, и каковы их положение и перспективы на постсоветском пространстве - это вопросы, на которые я попытаюсь ответить в данной статье.
Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Церковный регионализм: структуры общения или прикрытие для сепаратизма?
Автор: Прот. Иоанн Мейендорф | Рубрика: Статьи
"...Нет ничего более чуждого структуре ранней церкви, чем некоторые современные интерпретации автокефалии, согласно которым в сфере международных отношений каждая автокефальная церковь есть полномочный и равный субъект международного права..."
"...поскольку политическая цель всех национальных движений состояла в создании национальных государств, которые рассматривались как высшая ступень культурного развития, идея "автокефалии" стала церковным эквивалентом нации: каждая нация должна учредить собственную автокефальную церковь..."
Архимандрит Кирилл (Говорун). Автокефалия: от канона к мифу
Автор: Архимандрит Кирилл (Говорун) | Рубрика: Статьи
Доклад архимандрита Кирилла (Говоруна) на конференции "Собор и Томос: ориентиры ХХ века на путях Церкви в ХХІ столетии"
"Иногда автокефалия становится объектом международной политики. Иными словами, техническая и прикладная категория, каковой теоретически является автокефалия, в реальности находится под сильным влиянием церковных, социальных и политических процессов. Следовательно, в реальной церковной жизни автокефалия ни в коем разе не является технической категорией - она превращается в культурный феномен..."